Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа
Не могу утверждать, что это философское высказывание Г. Лихтенберга подходит к данной теме, и к моей контрольной работе но, тем не менее, романтизм, как отдельный стиль (см. с.т. – смотрите словарь терминов) в современном мире искусства читается как нечто иное, но всё-таки лучше.
Период с XVIII по XX века занимает особое место в истории нового времени. Это был сложный, полный споров и противоречий период, когда появлялись всё новые и новые стили и направления (см. с.т.), сменяя друг друга слишком часто, чем хотелось бы. Но с другой стороны, это наоборот хорошо, ведь люди стремились к чему-то новому и искали новые идеалы для общества, а, прежде всего для себя.
Введение…………………………………...... 3 - 5
Понятие темы………………….…….......... 6 - 8
Биография художников-романтиков…...... 9 - 21
Сравнительный анализ творчества…....... 22 - 24
История выдающихся картин..................... 25 - 35
Формальный анализ картин…………......... 36 - 37
Индивидуальное мнение……………...…..... 38
Словарь терминов………………...…....….. 39 - 43
Список литературы…………………...…... 44
Приложения (15 листов), отдельно.
Нижнетагильская Государственная Социально-педагогическая академия
Художественно-графический факультет
Заочное отделение.
Контрольная работа
по истории искусств.
Западноевропейское искусство
XVIII–XX веков.
Тема:
Романтизм
в изобразительном искусстве.
К истории возникновения
и характерным особенностям.
Зимняя сессия II курс.
Исполнитель:
Трегуб
Наталья Владимировна
523 группа
Нижний Тагил
2007 год.
Содержание:
Введение.
Я, конечно, не могу сказать,
будет ли лучше, все будет по-иному,
но вот что я могу утверждать:
всё должно быть по-иному,
если всё должно быть лучше.
Г. Лихтенберг
Не могу утверждать,
что это философское
Период с XVIII по XX века занимает особое место в истории нового времени. Это был сложный, полный споров и противоречий период, когда появлялись всё новые и новые стили и направления (см. с.т.), сменяя друг друга слишком часто, чем хотелось бы. Но с другой стороны, это наоборот хорошо, ведь люди стремились к чему-то новому и искали новые идеалы для общества, а, прежде всего для себя.
Безусловно, и сейчас мир движется и развивается дальше. Но, к сожалению, не с такими темпами как раньше, так как многие вещи и технику уже придумали до нас. Сейчас люди лишь добавляют в них дополнительные функции для большего удобства обращения. Для чего я завела эту тему. А всё для того, чтобы рассмотреть эту тему на примере направления в искусстве – романтизм, потому что тема добавления функций к уже имеющемся вещам касается и романтизма.
Как будет сказано позже, именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности (см. с.т.). Так вот, исходя их этого утверждения, можно составить гипотезу современного состояния такого направления, как романтизм:
Многие годы, стремившиеся к свободе деятели искусства, сейчас проявляют себя почти в полной мере индивидуальности (см. с.т.) и оригинальности. Каждый старается выдвинуть себя на ступеньку славы, придумывая для этого уникальные приёмы и методы выражения своей личности.
Бывает, что эти приёмы и методы уникальны только лишь для индивидуума (см. с.т.), и тогда его, чаще всего, не понимает публика, для которой он старается. А бывает, что уникальность деятеля понятна и доступна всему обществу, тогда это уже можно назвать успехом в своём творчестве.
А что касается свободы творчества (см. с.т.), то она никогда, ни для одного человека не будет открыта полностью. Ведь у каждого человека есть тот или иной начальник, который всё равно будет диктовать, что надо делать (поэтому я и написала что, деятели искусства, сейчас проявляют себя почти в полной мере...), потому что если позволить всем выйти за рамки свободы наступит бардак и понятие свобода превратится в вседозволенное буйство фантазии (см. с.т.) и дальнейших действий: хороших или плохих, что приведёт к неизгладимым последствиям, которые может быть, уже не представится реальным исправить. И мир будет катиться по наклонной вниз, но быть может и вверх, так как все люди разные. Кто-то поймёт это как то, что можно творить всё что угодно и везде, то есть плохое. Кто-то не обратит внимания, и будет делать все, что делал и раньше, точно так же. Кто-то наоборот примет разрешение на безграничное действие в хорошем смысле и будет творить больше хороших дел, помогая себе и многим.
Романтики первыми отодвинулись от письма «школы» (Академия художеств) и в знак протеста против классицизма (см. с.т.), начали писать так, как нравится им, а не обществу, воспитанному на классических правилах. Романтики в изобразительном искусстве в своё время тоже не имели определенной программы. Однако это не помешало стать романтизму мощным художественным движением. Как и сейчас, у романтиков была свобода действий, естественно не безграничная, единственное, что их роднило между собой, – это отношение к действительности, общность миросозерцания (см. с.т.), мировосприятия (см. с.т.), ненависть к мещанам (см. с.т.), к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее; мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм (см. с.т.), ощущение одиночества, неприятие унификации (см. с.т.) искусства. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм – это «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй».
Изобразительное искусство многих стран Европы, особенно Франции эпохи романтизма, выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству, именуемому «Школой» в целом. Но понимать это нужно шире: это была оппозиция (см. с.т.) официальной идеологии (см. с.т.) эпохи реакции, протест против ее мещанской ограниченности. Отсюда и патетический характер (см. с.т.) романтических произведений, их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам (см. с.т.), ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения (см. с.т.), а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Положительным в романтизме было обогащение искусства накалом чувств, динамикой действия и яркостью красок. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Даже излюбленный классицистами мотив античных руин, трактуемый ими как символ (см. с.т.) неувядаемости и вечности, превращается у романтиков, как тонко подмечено, в символ бесконечного течения времени.
Так вот, как же романтики прошлых столетий и современные романтики буквально «выплёскивали» бурю эмоций и отражали своё течение времени, это я и проанализирую в своей работе...
Понятие темы.
Поражение Наполеона у Ватерлоо и последовавшая за этим реставрация Бурбонов принесли лучшим умам Франции разочарования в возможном переустройстве общества, о котором еще так страстно мечтали просветители XVIII столетия. С крушением общественных идеалов разрушались и основы классицистического искусства. В адрес школы Давида все чаще слышались упреки. Рождалось новое мощное течение во французском изобразительном искусстве – романтизм.
Романтизм –
это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре первой половины XIX века. Слово романтизм произошло от французского слова, romantisrne – странное, фантастическое.
Романтическое
направление в различных
Охватывает все сферы духовной жизни (философию (см. с.т.), эстетику (см. с.т.), литературу и др.) и все виды искусств (изобразительное искусство, музыку, театр и др.). Вместе с тем романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей и направлений, собственной изобразительно-пластической системы. В отличие от общества того времени, привыкшего, к уже наскучившей классике, романтики пытаются противопоставить этому обществу все необычайное, редкостное, исключительное, все, что поражает воображение своей яркостью, красочностью, силой чувств, глубиной переживаний.
Романтики искали воплощения своих идеалов в большинстве случаев либо в далеком средневековом прошлом своей страны, либо в чуждых, экзотических странах, казавшихся им издалека столь заманчивыми и привлекательными. Так, в романтическом искусстве складывается, с одной стороны, идеализация (см. с.т.) европейского средневековья, а с другой – идеализация экзотики Востока (преимущественно Ближнего Востока и Северной Африки).
Кроме этого, романтическое движение довольно ясно разделяется на две другие ветви, определяемые тем, с каких позиций художник критикует общественную среду, к какому социальному слою, он принадлежит по своему мировоззрению (см. с.т.), – на реакционный романтизм и прогрессивный романтизм.
Более распространенным, охватывающим большое количество художников флангом романтического движения является его реакционный фланг. Он протестует против буржуазного общества во имя воскрешения «доброго старого времени» – во имя феодальных порядков, благочестия, чистоты человеческой души, которая, по мнению реакционных романтиков, заключается в религиозной вере, призванной спасти человека от пошлости, грязи, мелочности обыденной жизни. Реакционные романтики занимаются некритическим восхвалением (см. с.т.) средневековья и льют воду на мельницу реакции, которая борется за сохранение своих позиций, против буржуазной революции (см. с.т.) в Германии и цепляется за реставрацию Бурбонов во Франции, чтобы восстановить феодальные порядки. Они выражают, по существу, дворянскую (см. с.т.) точку зрения на мир.
Прогрессивный романтизм особенно успешно развивается во Франции в условиях реставрации (см. с.т.), когда французская мелкая буржуазия (см. с.т.) вместе с широкими массами трудового народа борется против реставрации феодализма (см. с.т.). Французские прогрессивные романтики, порицая общество, критикуя его, порицают и критикуют феодальную реставрацию и оказываются в передних рядах мелкобуржуазной интеллигенции (см. с.т.), которая участвует в борьбе за свержение монархии (см. с.т.) Бурбонов.
В изобразительном искусстве течение романтизма характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, которые находили своё выражение в различных странах. Романтизм в искусстве какой-либо отдельной страны развивался как нечто своеобразное и уникальное, в соответствии с канонами (см. с.т.) искусства и особенностью характера письма художников.
Из скульптурных произведений романтического направления нужно отметить в первую очередь «Марсельезу» французского скульптора Рюда (1784-1855) – рельеф на арке площади Звезды (ныне пл. де Голля) в Париже (арх. Шальгрен), исполненный в 1833-1836 гг. Её образ полон необычайной мощи, динамизма, страстности и неукротимости. В бронзе, текучесть которой легко передает динамику борьбы или нападения, изображаемых в сюжете (см. с.т.) Также творил скульптор-анималист Антуан Бари (1795 - 1875), искусно передававший пластику (см. с.т.) диких животных на воле, в естественных условиях существования.
При всем многообразии школ, романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. В отличие от остальных художников, в особенности реалистов, природа, не стоит на месте как застывший снимок на фотоплёнке, а приобретает движение во времени, пусть это время коротко, но мы видим в работах художников-романтиков круговорот всего происходящего. По крайней мере, художник пытается, как бы подтолкнуть действо, изображённое на картине приёмами, техникой (см. с.т.) исполнения, а самое главное сюжетом (см. с.т.), непременно требующим продолжения в картине, но не в реальной жизни, так как это, чаще всего, отрицательные моменты. Например, изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, и т.д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания (см. с.т.) человека. Он становится для художников-романтиков личностью (см. с.т.) и индивидуумом (см. с.т.), а каждый индивидуум действительно становится «мерой всех вещей». В человеке отражается весь мир. Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда – пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, уникальному, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры (см. с.т.) художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности.