Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа
Не могу утверждать, что это философское высказывание Г. Лихтенберга подходит к данной теме, и к моей контрольной работе но, тем не менее, романтизм, как отдельный стиль (см. с.т. – смотрите словарь терминов) в современном мире искусства читается как нечто иное, но всё-таки лучше.
Период с XVIII по XX века занимает особое место в истории нового времени. Это был сложный, полный споров и противоречий период, когда появлялись всё новые и новые стили и направления (см. с.т.), сменяя друг друга слишком часто, чем хотелось бы. Но с другой стороны, это наоборот хорошо, ведь люди стремились к чему-то новому и искали новые идеалы для общества, а, прежде всего для себя.
Введение…………………………………...... 3 - 5
Понятие темы………………….…….......... 6 - 8
Биография художников-романтиков…...... 9 - 21
Сравнительный анализ творчества…....... 22 - 24
История выдающихся картин..................... 25 - 35
Формальный анализ картин…………......... 36 - 37
Индивидуальное мнение……………...…..... 38
Словарь терминов………………...…....….. 39 - 43
Список литературы…………………...…... 44
Приложения (15 листов), отдельно.
Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной. Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стремительном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы – силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял шедевр.
2 Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — это бог».
Многие искусствоведы (см. с.т.) отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне: колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность (см. список терминов) образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.
Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков. Даже спустя 25 лет, когда публика уже привыкла к натурализму (см. с.т.) Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед «Свободой на баррикадах», забывая о всякой сдержанности выражений: «Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!»
Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции. Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция (см. с.т.), как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Берне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль».
Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса (см. с.т.) с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию (см. с.т.) и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов (см. с.т.). И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.
Картиной «Свобода
на баррикадах» заканчивается
Формальный анализ картин.
Если сопоставить обе картины: «Гибель Медузы» Теодора Жерико и «Свобода, ведущая народ на баррикаду» Эжена Делакруа, и проанализировать увиденное, то мы прекрасно видим, что оба произведения искусства, смело можно назвать – шедевра, написаны в характерном для Франции, напряженно-динамическом с, одновременно, героическим и драматическим содержанием.
Это картины двух великих для романтизма и вообще для искусства художника, родом из Франции, а самое главное ученика – Э. Делакруа и учителя – Т. Жерико, двух верных друзей и, наконец, двух революционеров в искусстве, перевернувших понятия о настоящей красоте и раскрывших сущность индивидуальности.
Оба художника выбрали самый драматический и самый напряженный момент происходящего на картине действия. На одном полотне люди, измученные долгими странствиями на плоту, борьбой со стихией, голодом и жаждой, вдруг увидели на горизонте корабль...
На другом полотне разгар революции, когда свобода, взывающая всех пойти за собой на баррикаду, возглавляет эту революцию. Но вокруг лежат мертвые тела тех, кто хотел что-то изменить, но им повезло, к великому сожалению, меньше, чем остальным.
У Теодора Жерико также есть главный герой картины. Пусть он показан не так ярко, как у Делакруа, в центре композиции на самой высокой отметке, но, смотря на это произведение сразу можно определить, кто здесь главный герой, негр-сигнальщик, размахивающий обрывком своей рубашки. Он в картине тоже на самой высокой отметке, но уже не центре, а в правой части картины.
Оба действа показаны вблизи от рамы, следовательно, и от зрителя, что невольно делает последнего как бы соучастником трагических событий. На одном полотне трагического, но не с угасанием надежды; на другом героического (события).
На первый взгляд зрителю может показаться, что фигуры расположены в той и иной композиции несколько хаотично, но это было глубоко продумано художниками. Они развернули действие в картинах так, чтобы показать разнообразие переживаний действующих лиц, переходящих от отчаяния к надежде.
Мрачные тучи нависли над всем происходящим. Мы видим, что поднялся сильный ветер с силою, рвущий парус, склоняя мачту, удерживаемую толстыми канатами, и уводящий далеко дым. И тут и там страсти накипают нешуточные, поэтому становится очень жарко, в прямом смысле этого слова. Так как оба события, изображенных на картинах происходили и в реальной жизни. Это задокументированные подлинные события истории. Одно из них – гибель корабля «Медуза» происходит в июне, а другое – революция – в июле. Колорит (см. с.т.) картины «Гибель Медузы» точно говорит нам о погодных условиях, кажется, как будто все растают на плоту, как мороженое. А вот на картине «Свобода на баррикадах» мы не видим того, что погода жаркая или тёплая, скорее всего, из-за дыма, тем более что и в той и в другой картинах действие происходит во время суток, приближающееся к вечеру.
Одно из главных становится то, что среди участников картины «Гибель Медузы» есть подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы), а лежавший на плоту человек, вытянувший руку – Делакруа. Хоть на второй картине такого нет, но посвящено произведение реальному человеку, герою по имени д'Арколь. Р. Эсколье, биограф художника, писал: «В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев... Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, такой как, например, смерть д'Арколя». Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д'Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут д'Арколь». Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ, и ратуша была взята.
Не мало важно, что в этих двух произведениях искусства художникам удалось показать разную реакцию всех участников трагедии на происходящее. Это выражалось и в колорите (см. с.т.) картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту – символу надежды – он становится светлее. Диагональная композиция (см. с.т.) картин прекрасно показывает динамичность всего происходящего. И яркий колорит даёт понять всю страсть, но в то же время и трагичность.
Оба этих шедевра навеки останутся в памяти людей. Да не только самих шедевров, но, прежде всего, ужасных, и в том и в другом случае, событий произошедших с множеством людей, многие из которых погибли тогда.
«Великие люди творят великие дела!», - как говорил один мудрец, и эти полотна есть тому подтверждение.
Индивидуальное мнение.
По моему мнению, романтизм, хоть он и не так популярен, как остальные направления в искусстве, но, тем не менее, он является переворотом между всегда привычным классицистическим письмом Академической школы Давида, и между совершенно новым, ни кому не известному, ни с чем не сравнимому, письмом романтиков. Именно они вытащили изобразительное искусство на новый уровень – уровень проявления себя, как настоящей личности, индивидуума.
Сейчас романтизм в своём проявлении даёт раскрыться каждому художнику и артисту в своём амплуа, создать свой неповторимый образ чего-либо (любви, легкости, радости, гнева). Так как романтической живописи свойственна обостренность чувства и лирическая, доходящая до сентиментальности, атмосфера.
Стилей и
направлений в искусстве
Как бы много не было направлений (см. с.т.), о романтизме нужно говорить отдельно. Сейчас всё возвращается на круги своя, в моду приходят давно позабытые лосины, полосатые блузоны и т.д. Вот и романтизм появляется всё чаще и чаще в нынешнем искусстве, в своих проявлениях. А это значит, что про него не забыли. Безусловно, это хорошо!
На мой взгляд, искусство всегда должно оставаться искусством. Быть не хуже, а как можно лучше. Для этого нужно знать его и любить, хотя бы немножко. А кто не любит искусство, тот примерно на том уровне развития, о котором я писала немного раньше.
Любите искусство, и мир вокруг Вас станет лучше и добрее!
Словарь терминов.
Акцент – небольшой приём, используемый для большего подчёркивания что-либо (блик, штрих, пятно и т.д.).
Аллегория – (от греч. – allegoria – иносказание) воплощение явления, а также умозрительные идеи в наглядном образе.
Аристократы – форма государственного правления, при котором власть принадлежит родовой знати.
Буржуазия – общественный класс собственников капитала, получающих доходы в результате торговой, промышленной, кредитно-финансовой и др. предпринимательской деятельности.
Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Восхваление – одобрение, восхищение чем-либо (явлением, человеком, произведением искусства).
Вдохновение – что-либо положительное, в отдельных случаях отрицательное (явление, человек, животное, существо), наводящее человека на наваждение новой идеи, либо на работу или творчества.
Времена директории – правительство (из 5 директоров) Французской республики с ноября 1795 по ноябрь 1799 г.г. Конец директории положил государственный переворот восемнадцатого брюмера.
Графика – вид изобразительного искусства, включающий в себя рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами и возможностями.
Гуманизм – признание ценности человека, как личности его права за свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений.
Дворянство – одно из высших сословий феодального общества (наряду с духовенством), обладавшее в законе, передаваемыми по наследству, привилегиями.
Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы: власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, разделение властей.
Диссонанс – нескладное сочетание разных цветов, техник, стилей.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение в большинстве видов искусства.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых специальными инструментами (кистью, валиком, баллончиком) на какую-либо твёрдую поверхность (бумагу, картон, оргалит, дерево, холст, стену и т.д.). Живопись передаёт богатство оттенков палитры, объём, фактурность, яркость предметов, светотень, перспективу с помощью многочисленных приёмов и техник живописи.