Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:13, реферат
Пока на российских предприятиях не существует двух достаточно самостоятельных систем учета, как это принято в странах с развитой рыночной экономикой, - для собственно управленческих нужд и для работы с налоговой инспекцией. В результате уровень управленческого учета неадекватен потребностям предприятия, а бухгалтерский учет, ориентированный на цели налогообложения в ряде случаев просто искажает реальное положение дел. Он направлен, скорее, на сокрытие информации, чем на ее ясное и четкое представление. Стремление скрыть истинное состояние дел от налоговых структур зачастую приводит к тому, что управленческие решения принимаются на основе искаженной информации, сама природа которой не допускает эффективного управления финансами. Таким образом, именно несовершенство существующей системы учета и отчетности очень часто оказывается основной причиной принятия неэффективных, а иногда и просто ошибочных решений в области финансов.
Введение…………………………………………………………….. 3 стр.
Глава I. Место и роль управленческого учета в системе управления предприятием.
1.1. Классификация систем управленческого учета……………………………………………………………………. 5 стр.
1.2. Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета………………………………………………………………………. 15 стр.
1.3. Организация управленческого учета на предприятии.……………………………………………………….………..19 стр.
Глава II.Функционирование системы бухгалтерского учета.
2.1. Бухгалтерская информация как информационная основа менеджмента. …………………………..……………………………………….…………..25 стр.
2.2. Реализация функций бухгалтерского учета в системах финансового и управленческого учета……………………………………………………. .33 стр.
2.3. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.…………………………………………………………………………39 стр.
Глава III. Организационно-нормативные принципы взаимосвязи управленческого и финансового учета.
3.1. Организационные аспекты взаимосвязи управленческого и финансового учета………………………………………………………………………….44 стр.
3.2. Нормативное регулирование финансового учета и принципы его организации на предприятии……………………….. ……………………………………51стр.
3.3. Элементы управленческого и налогового учета в практике финансового учета…………………………………………………………………………57 стр.
Заключение………………………………………………………. ….72 стр.
Нормативная база……………………………………………………..76 стр.
Список использованной литературы…………………………………77 стр.
Приложения. ……………………………
Формально реализация некоторых подходов, нашедших в дальнейшем отражение в описанной концепции, началась в 1991 г., когда группа ведущих российских ученых и практиков совместно с экспертами Центра ООН по транснациональным корпорациям и под руководством Управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ приступила к разработке нового плана счетов, являющегося основополагающим регулятивом для бухгалтеров-практиков. Основная задача заключалась в максимально возможном нивелировании различий в ведении учета в нашей стране и на Западе. К настоящему времени уже разработан ряд базовых документов.
Выше упоминалось об одной из застарелых болезней системы регулирования учета в России, которая, не будет преувеличением, буквально отравляет жизнь не только бухгалтерам, но и пользователям отчетности, — потоке текущих инструкций, нередко противоречащих другим регулятивам. Есть основание говорить и еще об одной проблеме — проблеме бесконечной корректировки основополагающих нормативных документов. Даже специалисты-бухгалтеры не всегда успевают вовремя отследить изменения, что касается пользователей отчетности к которым прежде всего относятся линейные руководители, финансовые менеджеры, инвесторы, то им тем более сложно сориентироваться. Кроме того, следует отметить, что несмотря на постоянные корректировки, основные регулятивы в определенной степени грешат противоречивыми требованиями и утверждениями, нечеткими или варьирующими формулировками, дублируемостью положений. Эту особенность организации нормативного хозяйства бухгалтерского учета необходимо знать и, по возможности, учитывать в аналитической работе.
Безусловно, наиболее примечательным регулятивом является закон «О бухгалтерском учете». Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в странах, определяющих идеологию и сущность этой модели — США и Великобритании, — подобного закона нет).
Основными
из документов, непосредственно регулирующих
порядок составления и
•
Закон «О бухгалтерском учете» (№129-ФЗ
от 01.11.1996) (с изменениями и дополнениями)
• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);
• Текущие приказы Минфина РФ «О годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности организаций» (выходят ежегодно);
• Приказ Минфина РФ «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» (№ 101 от 28.11.96 г.);
•
Приказ Минфина РФ «О методических
рекомендациях по составлению и
представлению сводной
Закон «О бухгалтерском учете» содержит наиболее общие положения в отношении отчетности. Согласно закону (ст. 2) бухгалтерская отчетность — это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». Иными словами, в законе закреплена отечественная традиция, согласно которой форматы отчетности определяются в централизованном порядке. Примерно такое же определение приведено и в ПБУ 4/99.
Статьей 13 закона определен состав бухгалтерской отчетности коммерческой организации: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение; пояснительная записка.
Легко заметить, что в данный набор входят достаточно разноплановые документы как по структуре (в частности, баланс и другие отчетные формы жестко структурированы и определены в централизованном порядке, тогда как пояснительная записка может составляться совершенно в произвольном виде), так и по источникам их возникновения (например, аудиторское заключение готовится независимым аудитором, отчетные формы — компанией, которую этот аудитор проверяет). Более того, здесь налицо логический тупик, суть которого состоит в том, что аудиторское заключение должно подтверждать самое себя, поскольку, если следовать букве закона формально, оно является частью отчетности. Интересно отметить и тот факт, что аудиторское заключение должно подтверждать и достоверность пояснительной записки.
Логика этого подхода такова. Если по окончании очередного финансового периода предполагается подведение итогов, выражающееся, в частности, и в подготовке отчетности, то бухгалтером производится закрытие счетов. Так называемые операционные счета (счета затрат и счета финансовых результатов) закрываются, т.е. их сальдо переносятся в отчет о прибылях и убытках; сальдо оставшихся счетов в той или иной группировке переносятся в баланс, который поэтому нередко определяется как свод сальдо незакрытых счетов (в некоторых странах, например в США, подготовка баланса также трактуется как закрытие счетов и оформляется соответствующими проводками, с помощью которых счета Главной книги разносятся по статьям баланса: материальные, денежные и частично расчетные счета переносятся в актив баланса, а фондовые и частично расчетные счета — в пассив. В результате этой операции происходит закрытие всех счетов. Новый отчетный период начинается обратными проводками.)
Таким образом, логически появляются две отчетные формы: баланс и отчет о прибылях и убытках. Все другие сведения являются дополнениями и расшифровками к статьям этих отчетных форм независимо от того, представлены они в виде заданных в централизованном порядке табличных форматов или излагаются в неструктурированной форме (пояснительная записка). Эти сведения, безусловно, могут быть связаны с планом счетов, однако эта связь вторична. Таким образом, бухгалтерская отчетность — это система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период, представленных в табличной форме и сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги.
Следуя описанному подходу, к отчетности относятся две формы — баланс и отчет о прибылях и убытках. Любые другие документы, отчеты и разделы, включаемые в годовой отчет, являются составной частью отчета, но не отчетности, к которой они, тем не менее, могут иметь определенное отношение, представляя собой ее пояснения, дополнения, расшифровки, подтверждения и др. Рассмотренная проблема не так проста и вовсе не сводится к словесной эквилибристике, как это может показаться на первый взгляд — в частности, она имеет особое значение для аудиторов. Суть ее в этом случае такова: что же подтверждают аудиторы — достоверность отчета или отчетности. При четком разделении понятий «отчет» и «отчетность» вопроса не возникает — подтверждаются данные отчетности. Нет в этом случае и упомянутого выше логического тупика. Более определенной становится и ситуация для сторонних пользователей: они должны однозначно понимать, что аудиторская компания несет ответственность за достоверность сведений, представленных в отчетности и некоторых однозначно идентифицируемых приложениях; что же касается данных, в частности прогнозного характера, приведенных в остальных разделах годового отчета, то суждение о том, насколько они достоверны, сторонние пользователи должны принимать самостоятельно. Описанный подход широко распространен в международной практике бухгалтерского учета и аудита; не случайно аудиторские компании в своих отчетах и заключениях нередко указывают точные страницы годового отчета, к которым относится данное аудитором мнение о достоверности сведений.
Не вдаваясь в более пространный комментарий по поводу данного казуса, следует отметить положительный момент, состоящий в том, что этим нормативным актом, а также другими подчиненными документами не только предписывается обязательность подготовки пояснительной записки, представляющей собой по сути учетно-аналитический обзор финансовой стороны деятельности коммерческой организации, но и впервые за многие годы даются официальные рекомендации по ее содержанию.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ конкретизирует отдельные моменты в отношении организации бухгалтерского учета в коммерческой организации, правил оценки статей отчетности и порядка ее представления. До принятия закона этот документ (точнее его предшественники) являлся основополагающим регулятивом, однако в настоящее время Положение в значительной степени дублирует закон и в дальнейшем должно быть вообще упразднено либо существенно переработано.
ПБУ 4/99 «Об утверждении положения бухгалтерской отчетности организации» в системе регулятивов призвано играть такую же роль, что и соответствующие стандарты по бухгалтерскому учету в экономически развитых странах, а именно, давать описание принципов и базовых правил построения отчетности, следуя которым компании могли бы составлять отчетность в той номенклатуре статей, которая им представляется наиболее целесообразной. Если следовать логике построения этих стандартов, ПБУ 4/99 должно быть единственным документом, в котором дается описание состава и структуры отчетности в укрупненной номенклатуре статей и разделов, однако в нашей стране пока такой подход не разделяется Минфином РФ, предпочитающим жестко регламентировать структуру отчетности с помощью периодически издаваемых приказов. Именно поэтому роль ПБУ 4/99 в настоящее время в значительной степени декоративна, зато упомянутые приказы для практикующих бухгалтеров представляют основной регулятив, имеющий прикладное значение. Если работа по модернизации отечественной системы бухгалтерского учета будет продолжаться в направлении ее гармонизации с общемировой практикой, то в будущем надобность в регулярно выпускаемых приказах, регламентирующих структуру отчетности, отпадет, а роль ПБУ 4/99 резко повысится.
Что касается содержания ПБУ 4/99, то оно также в значительной степени повторяет отдельные разделы Федерального закона. Наиболее существенное отличие его от закона состоит в том, что в положении приведена укрупненная номенклатура статей основных отчетных форм — баланса и отчета о прибылях и убытках. Это тот минимум статей, который должен быть в отчетности и которым следовало бы руководствоваться, если бы Минфин РФ не утверждал приказами унифицированные форматы. Кроме того, в положении приведены основные аналитические данные, которые рекомендуется раскрывать в пояснениях к отчетности, а также упомянуто о необходимости составления сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ.
К числу ключевых разделов ПБУ 4/99 относится раздел, посвященный правилам оценки статей бухгалтерской отчетности; в частности, здесь декларирован нетто-принцип составления баланса, согласно которому все балансовые статьи должны приводиться за минусом регулирующих величин, при этом исходные показатели следует раскрывать в пояснениях к отчетности.
Как видно из приведенного перечня нормативных актов, несмотря на то, что содержание отчетных форм бухгалтерской отчетности достаточно подробно изложено в ПБУ 4/99, Минфин РФ ежегодно выпускает приказы «О годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности организаций», которыми утверждаются форматы отчетности и инструкции для их заполнения, единые для всех коммерческих организаций. Такой подход в корне противоречит международным учетным стандартам, а также практике большинства экономически развитых стран, в которых компании имеют право составлять отчетность в той номенклатуре статей, которая, по мнению руководства, дает достаточно полное и объективное представление об имущественном и финансовом положении компании.
Упомянутые приказы уточняют состав отчетных форм и их структуру. В частности, в состав годовой отчетности за 2001 г. согласно приказу входили:
а) бухгалтерский баланс (форма № 1); (Приложение 5)
б) отчет о прибылях и убытках (форма № 2); (Приложение 6)
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
- отчет об изменениях капитала (форма № 3); (Приложение 7)
- отчет о движении денежных средств (форма № 4); (Приложение 8)
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); (Приложение 9)
- пояснительная записка;
г) специализированные формы, установленные в соответствии с пунктом 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
д) отчетность об использовании бюджетных ассигнований;
е) итоговая часть аудиторского заключения.
Безусловно, основными в информационном плане являются первые пять форм, имеющие жестко заданную структуру. Эта структура не может меняться ведомствами централизованно (например, налоговыми органами, министерствами), однако в соответствии с ПБУ 4/99 организациям предоставлено право включать в формы бухгалтерской отчетности соответствующие дополнительные показатели в целях формирования более полного представления об имущественном и финансовом положении. Что касается специализированных форм, то их форматы могут устанавливаться министерствами и ведомствами для предприятий своей системы и должны быть согласованы с министерствами финансов России и входящих в ее состав республик. Отчетность об использовании бюджетных ассигнований также определена соответствующими приказами Минфина РФ, однако, ее составление, естественно, носит весьма ограниченный характер.