Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
Первое в России определение виноградного вина находим в книге «ИЗВЕСТИЕ УЧИТЕЛЬСКОЕ». Вот его текст: «…вино от плода лозного , си есть из гроздов винныя лозы источенное…».Сегодня мы даже не вдумываемся в смысл этого определения, потомучто перед нами чаще всего открыт целый мир вина. Действительно вино на наши рынки приходит со всего света, хотя совсем недавно всё было совсем иначе. Родиной вина была лишь горстка стран: Франция, Португалия , Испания, Германия. Чтобы понять как же вино заняло такое место в мире давайте обратимся к истории.
I. Что такое вино……………………………………………………………….3
II. Вино в мифологии. ……………………………………...……………….4 - 7
1. Мифология Древней Греции и Рима. ………………………….4 - 6
2. Персидская легенда. …………………………………………...…….6
3. Болгарская легенда. ……………………………………………..….6 - 7
4. Молдавские легенды. ……………………………………………….7
III. Мир античного вина. ………………………………………….……….8 - 11
IV. Из прошлого Молдавского виноделия. ………………………….11 - 14
V. История виноделия во Франции. ………………………………….14 - 15
VI. Виноделие в Румынии. …………………………………………….……16
VII. Виноделие в Словении. ………………………………………..…….….16
VIII. Виноделие в Других Балканских Странах. ………………..…….16 - 17
IX. Виноделие в Северной Америке. ……………………………………17 - 18
X. Современное Молдавское виноделие. …………………………..…18 - 19
Библиография. ……………………………………………………………….…….20
Технический
университет Молдовы
Кафедра
Консервирования
Реферат
на тему: История виноделия
в мире и в Молдавии.
Выполнила студентка
группы
TL – 052
Вольк Эллина
Кишинев 2008
План:
Библиография.
……………………………………………………………….…….20
I.
Что такое вино?
Первое в России определение виноградного вина находим в книге «ИЗВЕСТИЕ УЧИТЕЛЬСКОЕ». Вот его текст: «…вино от плода лозного , си есть из гроздов винныя лозы источенное…».Сегодня мы даже не вдумываемся в смысл этого определения, потомучто перед нами чаще всего открыт целый мир вина. Действительно вино на наши рынки приходит со всего света, хотя совсем недавно всё было совсем иначе. Родиной вина была лишь горстка стран: Франция, Португалия , Испания, Германия. Чтобы понять как же вино заняло такое место в мире давайте обратимся к истории.
Некоторые сведения из истории виноделии.
Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино. Культура винограда и виноделие от самых своих истоков , в течении веков , вплоть до наших дней, сопровождалось легендами и народными преданиями , часто очень занимательными и поэтическими.
Особенно много легенд дошло до нас с древнего Востока,Античной Греции и Рима. К далекому прошлому относятся попытки выяснить кто же начал производить вино. Люди в древности имели разное мнение о происхождении вина.
Диодор Сицилийский приписывает изобретение делания вина по причине производимого оным веселия и смелости Дионису, сыну Юпитера, инако прозванному Бахусом или Либером, а римляне имели у себя в Риме храм, ему посвященный, вкотором отправляли празднество, называемое по его имени Бахаиальное. Сверх того и Виргилий, согласно с Диодором Сицилийским, за изобретателя делания вина почитает того ж Бахуса... Напротив того, многие другие писатели думают, что не Бахус изобретатель вина, но только он греков делать его научил. А некоторые в том числе объявляют, что познанием сего дрожайшего сока одолжены афиняне Икару, отцу Еригонову. А есть еще писатели, которые утверждают, что в Италии первее всех насадил лозы виноградные Сатурн, принесенные им из Крита. Хотя все вышеупомянутые особы и насадили виноград, где оный до того был неизвестен, то со всем тем они изобретателями делания вина не были, но сами тому сперва в других местах научились. Так сие искусство ни у греков, ни у римлян, ни же у галлов начало свое возымело, но происходит из тех мест, где древние праотцы жили, которые по преданию от Ноя переняли насаждать и употреблять виноград.
Как видим, автор этой статьи, ссылаясь на библию, утверждает, что история виноделия начинается с Ноя. Обратимся к этому источнику.
В Ветхом завете говорится о великом потопе, который истребил на земле все живое. Спасся только праведный Ной в построенном им ковчеге и все, кто был с ним. Когда потоп прекратился, «остановился ковчег на горах Араратских и вышел Ной и сыновья его и жена его и жены сыновей его... И начал Ной возделывать землю и посадил виноградник. И выпил он вина и опьянел».
Кроме библейской легенды о Ное, впервые посадившем виноградник и сделавшем из винограда вино, в Библии (в Новом Завете) есть легенда о первом чуде, сотворенном Христом,— превращении в вино воды в шести каменных сосудах на свадьбе в Кане Галилейской. Эта легенда относится предположительно к первым годам нашей эры.
В Библию вошла и «Песнь песней», создание которой приписывается Соломону, царю Израиля и Иудеи. Это произведение народного творчества относится к III веку до н. э., но вполне вероятно, что в него вошли и более древние свадебные и любовные песни. Виноград и вино упоминаются в «Песне песней» двадцать раз.
«Ранним утром пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли цветы, расцвели ли гранатовые яблоки»; «Уста твои как отличное вино. Мы превозносим ласки твои, они лучше вина» и т. д.
«Песнь песней» — это прославление природы, человеческой красоты, любви. И, в то же время, восхваление виноградной лозы и виноградного вина. Не удивительно, что это произведение привлекало внимание писателей России от Г. Р. Державина («Соломон и Суламифь», 1808 г.) до А. И. Куприна («Суламифь», 1908 г.). «Песнь песней» нашла отражение в музыкальных произведениях Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна и др.
II.
Вино в мифологии.
1.
Мифология Древней Греции
и Рима.
Но наиболее поэтические сказания о винограде и вине находим в мифологии Греции и Рима. В мифах греки пытались объяснить явления природы, происхождение растений и животных. Происхождение виноградной лозы и вина связывали древние греки и римляне с богом вина — Дионисом (в Риме — Вакхом).
Дионис — бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия — один из наиболее популярных богов древней Греции, особенно среди простого народа. Сын Зевса и его возлюбленной Семелы, дочери Фиванского царя Кадма, он воспитывался сначала нимфами, а затем Силеном. Древние представляли Силена в образе добродушного, веселого, очень толстого лысого старика, большого любителя музыки и пения. Он не расставался с винным мехом. Сохранилось много античных изображений Силена, из которых наиболее известным является мраморная группа — пьяный Силен с младенцем Дионисом на руках.
Место, где нимфы воспитывали Диониса, называется в мифах Ниса, но местонахождение его точно не указывается. Так назывались некоторые местности в Греции, известные своими виноградниками и виноделием.
Многие мифы посвящены странствиям Диониса. Он прошел по Элладе, Сирии, вплоть до Индии и вернулся через Переднюю Азию. Любопытно, что путь Диониса из Индии соответствует распространенным сейчас взглядам на продвижение культуры винограда с мест ее зарождения в страны Балканского полуострова. Шествие Диониса было шумным и веселым празднеством, оно сопровождалось песнями и плясками, переходящими в оргии. Спутниками Диониса были вакханки с венками из плюша на головах и с тирсами в руках, сатиры — лесные божества, полулюди-полукозлы с козьими или лошадиными хвостами с амфорами или мехами, полными вина. Сопровождали Диониса и кентавры, полулюди-полулошади, жившие обычно в горах. Им приписывали дикий нрав и пристрастие к виноградному вину.
На своем пути Дионис учил людей виноделию, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока и меда. Культ Диониса, празднества в его честь — «вакханалии», распространившиеся во всех местах античного мира, где было известно виноделие,— освобождали человека от обычных запретов. Дионис стал в этих местах главным божеством. Культ Диониса был и культом вина. Мифы говорят о том. что все. кто не присоединялся к культу Диониса, строго наказывались. Миниады, дочери царя Миния, за отказ участвовать в вакханалиях были превращены в летучих мышей. А фиванский царь Пентей пытавшийся запретить женщинам чествовать, Диониса, был растерзан вакханками.
Не везде признают власть Диониса. Приходится ему встречать и сопротивление, силой покорять страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога.
Когда Дионис со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, на него напал царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида.
Отец Диониса, Зевс - громовержец, жестоко наказал Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога; Зевс ослепил его и сократил ему срок жизни. Привязанный к лозе Ликург, говорит предание, уронил слезу, и в тот же миг на том месте выросла капуста. С тех пор виноградная лоза и капуста не выносят друг друга. Если же и случится, что они окажутся по соседству, то виноградная лоза никогда не потянется к капусте, а повернется в противоположную сторону.
Много Дионис делал и добра людям, свидетельствуют мифы.
Когда Агамемнон, предводитель греков в Троянской войне, пытался похитить дочерей Ания царя острова Делос, то Дионис спас их, превратив в голубей. Дочери Ания обладали даром превращать воду в вино.
В античных мифах рассказывается о происхождении звезд. На любой современной карте звездного неба можно найти звезду Виноградаря. С ней связано сказание о юноше Ампеле — любимце бога Диониса. Забрался однажды Ампел на дерево вяза и хотел сорвать грозди, свисающие с виноградных лиан, но упал и разбился насмерть, Дионис поместил его душу на небо.
Этот миф приводит Овидий, поэт «золотого века» римской литературы (43 г. до н. э.— 18 г. н. э.) в поэме «Фасты» («Календарь»), где дается описание праздников римского календаря с относящимися к ним мифами. Возникшая новая звезда получила название «Виндемиатрикс» (Виноградница). Плиний Старший в своей «Естественной истории в 37 книгах» также говорит об этой звезде, называя ее «Виндемитор» (Сборщик винограда). Виноградная лоза, с которой была связана гибель Ампела, была названа в его честь «ампелос».
Нонн, греческий поэт, живший в V веке н. э., написал наряду со многими другими произведениями поэму «Дионисиака» в 48 книгах, посвященную подвигам и приключениям Диониса. В книге XII поэмы рассказывается о превращении юноши Ампела в виноградную лозу.
А в античной мраморной скульптурной группе, хранящейся в Британском музее, изображен юный бог Дионис в венке из плюща, обнявший левой рукой Ампела. который протягивает Дионису гроздь винограда. Ампел наполовину уже превратился в виноградную лозу и только в верхней части тела остается еще прекрасным юношей.
Сохранилось
еще несколько мифов о