Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций
Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.
В-третьих, здоровье зависит
В-четвертых, напряженный ритм
современной жизни ухудшает
В-пятых, современные принципы и методики организации труда, производственные и жизненные циклы общества плохо согласованы с природными, земными и космическими циклами. Сомнительные по своей экономической эффективности ежегодные переходы с летнего на зимнее время и обратно приводит к сильным психофизиологическим деструкциям организма человека в результате процессов адаптации. Трудовые циклы не соответствуют суточным природным циклам. Известны 1-о, 3-х, 6-ти, 12-ти годичные циклы подъема и упадка жизненной биологической и творческой психической активности человека, связанные с космическими циклами, которые практически никак не учитываются никем, включая самого индивида в планировании и организации жизнедеятельности людей, что снижает эффективность их практической и творческой деятельности, отрицательно сказывается на их здоровьи.
Решение этих проблем, безусловно, во многом зависит от достижений естественных наук, прежде всего медицины, генетики, фармацевтики, но основной путь состоит в повышении качества жизни, а это требует преобразования как социально-экономической, так и политической сферы.
Наряду с биологическими и
физиологическими проблемами
Строение ансамблей нервных
В истории человечества немало примеров, показывающих, что как отдельная личность, так и сообщество людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и преумножение разума, выделяющего людей из животного мира. Ослабление усилий или, что еще хуже сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости. Современная технотронная цивилизация, обеспечивая высочайший уровень и качество жизни, своей оборотной стороной создает опасность ослабления уровня творческой деятельности человека, благодаря гигантскому распространению массовых, стереотипных форм культуры, идеологии, религии, искусства, образа жизни, ценностей. Вот почему, дальнейшее развитие человека и общества все больше оказывается связанным с развитием нравственности, морали и этики.
4. Биоэтика и социально-этические проблемы генной инженерии человека.
ХХI век начался под знаком бурного развития таких естественных наук как биология и медицина. Их достижения оказывают огромное воздействие на решение важнейших проблем, касающихся жизни практически каждого человека, влияют на продолжительность и качество его жизни и работоспособности. Но они же порождают массу морально-нравственных проблем, становящихся ареной жарких споров общественности, научной полемики, религиозных демаршей. Все они также являются специальным предметом рассмотрения особой области знания, сочетающего научную и гуманитарную культуры - биоэтики или биомедицинской этики. Не являясь в строгом смысле слова наукой, она, тем не менее, в решении острых практических вопросов требует глубоких биологических знаний.
Примером такой биоэтической проблемы можно назвать вопрос о влиянии наследственных факторов на физические и умственные способности человека, за решение которого, взялось возникшая в начале 20 века на базе генетических исследований наука евгеника. Выделившаяся из неё так называемая позитивная евгеника, поставила своей целью улучшить природу человека путем искусственного отбора, в частности, устранить у него такой генетический дефект как слабоумие. После широкой компании евгенистов за стерилизацию слабоумных и ограничения их прав вступать в брак и иметь детей в 1930-х гг., стерилизация была узаконена в Германии, Канаде, Скандинавии и Эстонии. Оппоненты, указывая на неэффективность принятых мер, поскольку, множество здоровых людей носит и передает потомкам «ген слабоумия», никак не оценивали моральность осуществленных мер. Такая аморальная позиция в наши дни попросту невозможна.
Другую нравственную проблему
породила возможность
Современные методы генной инже
В 1997 году в Шотландии произведено успешное клонирование овцы, вскоре погибшей, затем кошки, собаки и обезьяны. На очереди стал человек. Многие парламенты и правительства запретили такие исследования, а ВОЗ объявила этически невозможным клонирование человеческих существ. Резко отрицательную позицию заняла в этом вопросе церковь. С другой стороны, ученые, разрабатывающие проблемы воспроизводства стволовых клеток из материалов зародышей путем искусственного оплодотворения, связывают её решение с возможностью создания искусственных биологических донорских органов для пересадки их остро нуждающимся в них пациентам, зачастую, продлевая им жизнь.
Такие же нравственные и правовые проблемы породила практика суррогатного материнства, в которой родившая ребенка мать, не имеет с ним никакого генетического родства и возникает юридический вопрос – кто же, является матерью ребенка?
Этические аспекты генной инженерии выражают частный, хотя и очень значимый вопрос, входящий в круг проблем, рассматриваемых биоэтикой, которая включает в себя этические регулятивы отношения к живым существам, в том числе и к человеку. Как уже отмечалось, биоэтика сформировалась сравнительно недавно – в конце 60-х – начале 70-х гг. Её возникновение обусловлено, прежде всего, достижениями медицины и её техническим перевооружением, которые определили успех таких её направлений, как генная инженерия, трансплантация органов, биотехнология и т.д. А эти успехи, в свою очередь, обострили старые и вызвали новые моральные проблемы, с которыми сталкивается врач в общении с пациентом, его родственниками и даже со всем обществом. Проблемы, о которых идет речь, возникли как неизбежность и часто не имеют однозначного решения. Они становятся очевидными, когда мы задаём такие вопросы: С какого момента следует считать наступление смерти (каков её основной критерий?) Допустима ли эвтаназия (легкая смерть)? Имеются ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека или если да, то каковы они? С какого момента зародыш следует считать живым существом? Допустимо ли преждевременное прекращение беременности, убийство ли это живого существа?
В одном ряду с этими вопросами находится и проблема генной инженерии человека. Её можно сформулировать так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека? Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом (совокупностью генов организма). Первоначальный их носитель – половая клетка. При этом особенно важна забота о будущих поколениях, которые не должны расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения.
Проблемы, связанные с генной
инженерией, сегодня, без преувеличения,
приобретают глобальный
Развитие атомной энергетики, получение
синтезированных химических
Следует отметить, что генотипические
факторы играют важную роль
не только в появлении
Необходимость исправления «
Генная инженерия основана на
извлечении из клеток какого-
По-видимому, общая стратегия в решении всех этих биоэтических проблем состоит в том, чтобы максимально предавать их широкой общественной гласности, проводить широкие обсуждения научной и гражданской общественности, не торопиться с исследованиями, которые могут произвести изменение природы человека. С другой стороны, не проводить политику абсолютных запретов и безальтернативных отрицаний. Новые достижения науки могут не только создать предпосылки для возникновения очередных этических проблем, но и для решения старых. Как, говорится – время покажет.