Концепции современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций

Описание

Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.

Работа состоит из  1 файл

КЛКСЕ.doc

— 960.00 Кб (Скачать документ)

                            В-третьих, здоровье зависит от  факторов, многие из которых развиваются  в неблагоприятном направлении. По данным ВОЗ, здоровье населения зависит на 50% от образа жизни, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды и лишь на 10% - от работы органов здравоохранения. Поэтому, заболевания людей, в настоящее время,  возникают от загрязненного воздуха в мегаполисах, от некачественной воды в водопроводе и колодцах, в естественных водоемах, от повышенного уровня радиации и химического заражения в ряде промышленных регионов, от электромагнитного смога на производствах и в квартирах, от бытовой техники, от некачественных консервированных и генетически модифицированных пищевых продуктов, от гиподинамии и переедания и многих других факторов.

                              В-четвертых, напряженный ритм  современной жизни ухудшает психическое  здоровье человека. Безработица  и конкуренция, неуверенность  в социальной перспективе, отсутствие  социальных гарантий со стороны  государства, напряженная криминальная обстановка вызывают в результате стрессы, рост сердечно-сосудистых, нервных заболеваний, эпидемий наркомании и алкоголизма.

                              В-пятых, современные принципы  и методики организации труда,  производственные и жизненные  циклы общества плохо согласованы с природными, земными и космическими циклами. Сомнительные по своей экономической эффективности ежегодные переходы  с летнего на зимнее время и обратно приводит к сильным психофизиологическим деструкциям организма человека в результате процессов адаптации. Трудовые циклы не соответствуют суточным природным циклам. Известны 1-о, 3-х, 6-ти, 12-ти годичные циклы подъема и упадка жизненной биологической и творческой психической активности человека, связанные с космическими циклами, которые практически никак не учитываются никем, включая самого индивида в планировании и организации жизнедеятельности людей, что снижает эффективность их практической и творческой   деятельности, отрицательно сказывается на их здоровьи.

                              Решение этих проблем, безусловно, во многом зависит от достижений  естественных наук, прежде всего медицины, генетики, фармацевтики, но основной путь состоит в повышении качества жизни, а это требует преобразования как социально-экономической, так и политической сферы.

                               Наряду с биологическими и  физиологическими проблемами здоровья   человека, защиты его психоэмоциональной  сферы, влияющих на качество  жизни людей, её продолжительность,  на их работоспособность, важным  вопросом является задача повышения уровня творчества, способности к осуществлению научного познания, теоретических и практических исследований, инновационного характера деятельности, нестандартных решений, художественных произведений, образов, форм и т.п. В ходе двух млрд.лет направленной биологической эволюции, сформировался мозг как материальная основа разума, обеспечившего преимущества человека перед всеми другими видами биосферы. Еще недавно, специалисты не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Это удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутом  в последние 30 лет. Доказано, что простейшей, структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными фиксированными взаимосвязями. Один такой ансамбль обычно управляет или анализирует одним процессом или одной функцией организма. Эволюция мозга идет не только и не столько за счет увеличения количества нейронов, сколько за счет роста организованности структурных ансамблей и их центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции.

                          Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются  генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательность трудовых, структурных ансамблей мозга человека, наиболее отличающих его от приматов (тогда как структуры, ведающие такими функциями, как зрение, слух, движение практически одинаковы) наследуются детьми от родителей. Но наследуется не речь и на трудовые навыки как таковые, а лишь биологические установочные формы для их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства, ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей. Сказка Киплинга о маленьком Маугли воспитанном волками, а затем, уже зрелым юношей, вернувшимся к людям – абсолютный вымысел, что доказывают реальные случаи, происшедшие с конкретными детьми, вырванными из человеческого общества. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками, переход которых оставляет человека на уровне животного примата, лишенного способности к сознательному творчеству.

                         В истории человечества немало  примеров, показывающих, что как отдельная личность, так и сообщество людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и преумножение разума, выделяющего людей из животного мира. Ослабление усилий или, что еще хуже сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости и агрессивности даже в условиях технической развитости. Современная  технотронная цивилизация, обеспечивая высочайший уровень и качество жизни, своей оборотной стороной создает  опасность ослабления уровня творческой деятельности человека, благодаря гигантскому распространению массовых, стереотипных форм культуры, идеологии, религии, искусства, образа жизни, ценностей. Вот почему, дальнейшее развитие человека и общества все больше оказывается связанным с развитием нравственности, морали и этики.

 

4. Биоэтика и социально-этические проблемы генной инженерии человека.

                          ХХI век начался под знаком бурного развития таких естественных наук как биология и медицина. Их достижения оказывают огромное воздействие на решение важнейших проблем, касающихся жизни практически каждого человека, влияют на продолжительность и качество его жизни и работоспособности. Но они же порождают массу морально-нравственных проблем, становящихся ареной жарких споров общественности, научной полемики, религиозных демаршей. Все они также являются специальным предметом рассмотрения особой области знания, сочетающего научную и гуманитарную культуры - биоэтики или биомедицинской этики. Не являясь в строгом смысле слова наукой, она, тем не менее, в решении острых практических вопросов требует  глубоких биологических знаний.

                            Примером такой биоэтической  проблемы можно назвать вопрос  о влиянии наследственных факторов на физические и умственные способности человека, за решение которого, взялось возникшая в начале 20 века на базе генетических исследований наука евгеника. Выделившаяся из неё так называемая позитивная евгеника, поставила своей целью улучшить природу человека путем искусственного отбора, в частности, устранить у него такой генетический дефект как слабоумие. После широкой компании евгенистов за стерилизацию слабоумных и ограничения их прав вступать в брак и иметь детей в 1930-х гг., стерилизация была узаконена в Германии, Канаде, Скандинавии и Эстонии. Оппоненты, указывая на неэффективность принятых мер, поскольку, множество здоровых людей носит и передает потомкам  «ген слабоумия», никак не оценивали моральность осуществленных мер. Такая аморальная позиция в наши дни попросту невозможна.

                          Другую нравственную проблему  породила возможность определения  пола будущего ребенка на ранних  стадиях беременности. В некоторых  районах Индии и Китая в  результате появления этой технологии, число новорожденных девочек уменьшилось в несколько раз, чем новорожденных мальчиков, в результате сделанных абортов. С религиозной точки зрения это можно расценивать как массовое убийство.

                           Современные методы генной инженерии позволяют получать биологически видоизмененные (модифицированные) сорта сельскохозяйственных растений, имеющих высокую урожайность и устойчивых к погодным условиям и вредителям. Употребление человеком таких продуктов, сделанных из модифицированной пшеницы, сои, картофеля и др. не исключает вредных последствий для человеческого организма. Чтобы убедиться в обратном, необходим временной период, охватывающий несколько поколений. Но эти продукты употребляет уже значительная часть человечества, испытывающая острую продовольственную проблему – голод.

                             В 1997 году в Шотландии произведено  успешное клонирование овцы, вскоре  погибшей, затем кошки, собаки  и обезьяны. На очереди стал  человек. Многие парламенты и  правительства запретили такие исследования, а ВОЗ объявила этически невозможным клонирование человеческих существ. Резко отрицательную позицию заняла в этом вопросе церковь. С другой стороны, ученые, разрабатывающие проблемы  воспроизводства стволовых клеток из материалов зародышей путем искусственного  оплодотворения, связывают её решение с возможностью создания искусственных биологических донорских органов для  пересадки их остро нуждающимся в них пациентам, зачастую, продлевая им жизнь.

                          Такие же нравственные и правовые проблемы  породила практика суррогатного материнства, в которой родившая ребенка мать, не имеет с ним никакого генетического родства и возникает юридический вопрос – кто же, является матерью ребенка?

                    Этические аспекты генной инженерии выражают частный, хотя и очень значимый вопрос, входящий в круг проблем, рассматриваемых биоэтикой, которая включает в себя этические регулятивы отношения к живым существам, в том числе и к человеку. Как уже отмечалось, биоэтика сформировалась сравнительно недавно – в конце 60-х – начале 70-х гг. Её возникновение обусловлено, прежде всего, достижениями медицины и её техническим перевооружением, которые определили успех таких её направлений, как генная инженерия, трансплантация органов, биотехнология и т.д. А эти успехи, в свою очередь, обострили старые и вызвали новые моральные проблемы, с которыми сталкивается врач в общении с пациентом, его родственниками и даже со всем обществом. Проблемы, о которых идет речь, возникли как неизбежность и часто не имеют однозначного решения. Они становятся очевидными, когда мы задаём такие вопросы: С какого момента следует считать наступление смерти (каков её основной критерий?) Допустима ли эвтаназия (легкая смерть)? Имеются ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека или если да, то каковы они? С какого момента зародыш следует считать живым существом? Допустимо ли преждевременное прекращение беременности, убийство ли это живого существа?

                     В одном ряду с этими вопросами находится и проблема генной инженерии человека. Её можно сформулировать так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека? Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом (совокупностью генов организма). Первоначальный их носитель – половая клетка. При этом особенно важна забота о будущих поколениях, которые не должны расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения.

                     Проблемы, связанные с генной  инженерией, сегодня, без преувеличения,  приобретают глобальный масштаб.  Заболевания на генном уровне  все чаще обусловлены развитием цивилизации. В настоящее время человечество пока не склонно отказаться от определённой части техники и технологий, несущих не только комфорт и материальные блага, но и деградацию естественной среды обитания людей. Поэтому в ближайшей перспективе будут иметь место побочные явления научно - технического прогресса, отрицательно влияющие на организмы людей.

                     Развитие атомной энергетики, получение  синтезированных химических соединений, использование гербицидов в сельском  хозяйстве и т.д. создают новую природную среду, которая очень часто, мягко говоря, не является идеальной для здоровья человека. Повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере становятся факторами, вызывающими мутации у человека. Многие из них как раз и проявляются в виде наследственных болезней и аномалий.

                   Следует отметить, что генотипические  факторы играют важную роль  не только в появлении физических  болезней, но также и в развитии  отклонений в психической деятельности человека. Так, в результате проведенных исследований выяснилось, что около 50% усыновленных детей, родители которых были психически больны, даже попав с годовалого возраста в нормальную семью, в последующем страдали психическими заболеваниями. И наоборот, дети, родившиеся от нормальных родителей, попадая в условия психически больных семей, не отличались по частоте заболеваний от нормальной популяции. Имеются также данные о влиянии биологических факторов на предрасположенность к различного рода отклонениям от нормального поведения, в частности, к правонарушениям.

                    Необходимость исправления «ошибок  природы», генной терапии наследственных  болезней выдвигает на первый  план такую область молекулярной  генетики, которую называют генной или генетической инженерией. Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов.

                    Генная инженерия основана на  извлечении из клеток какого-либо  организма гена или группы  генов, соединении их с определёнными  молекулами нуклеиновых кислот  и внедрении полученных гибридных  молекул в клетки другого организма. Генная инженерия, безусловно, открывает широкие просторы и множество путей решения проблем медицины, генетики, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и т.д.

                          По-видимому, общая стратегия в  решении всех этих биоэтических проблем состоит в том, чтобы максимально предавать их широкой общественной гласности, проводить широкие обсуждения научной и гражданской общественности, не торопиться с исследованиями, которые могут произвести изменение природы человека. С другой стороны, не проводить политику абсолютных запретов и безальтернативных отрицаний. Новые достижения науки могут не только создать предпосылки для возникновения очередных этических проблем, но и для решения старых. Как, говорится – время покажет.   

Информация о работе Концепции современного естествознания