Гигиена питания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:44, реферат

Описание

Гигиена питания, раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ; потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; меры профилактики алиментарных заболеваний.

Содержание

1.Введение. Актуальность проблемы
2.Основная часть
2.1. Питание

2.2. Состав пищи

2.3. Режим питания

2.4. Организация питания в дошкольном учреждении

2.5. Питание ребенка в семье

2.6. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи

3.Заключение
4.Список литературы
5.Приложения

Работа состоит из  1 файл

Гигиена питания дошкольника.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Департамент образования и науки ХМАО – Югры

Сургутский  государственный педагогический университет

ДНИМО

Кафедра медико-биологических дисциплин  и безопасности жизнедеятельности  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На тему: « Гигиена питания детей дошкольного возраста » 
 
 
 
 

                                                                
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Содержание 

  1. Введение. Актуальность проблемы
  2. Основная часть

    2.1. Питание

    2.2.  Состав пищи

    2.3. Режим питания

    2.4. Организация питания в дошкольном учреждении

    2.5.  Питание ребенка в семье

    2.6.  Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложения
 
 

 

1. Введение 

    Дошкольный  возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные  основы физического здоровья.

    Основой комплексного воспитательного воздействия является знание и учет возрастных особенностей развития ребенка. Это очень важно в отношении детей дошкольного возраста, т.к. в период от 3 до 7 лет интенсивно протекают рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем. А незавершенность созревания детского организма определяет его неустойчивость и большую чувствительность даже к незначительным отрицательным воздействиям внешней среды, что может послужить причиной возникновения отклонений в состоянии здоровья. Поэтому уже с момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды, а в особенности его питания.

    Гигиена питания, раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ; потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; меры профилактики алиментарных заболеваний. 
 

 

2. Основная часть

2.1. Питание

    Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

    Продукты  питания в организме ребенка  выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. В процессе переваривания сложные составные части пищи расщепляются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь доставляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превращаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией. В процессе ассимиляции клетки обогащаются не только строительным материалом, но и заключающейся в нем энергией. Наряду с процессом ассимиляции в организме непрерывно идет и процесс распада — диссимиляция органических веществ, в результате которого освобождается скрытая (химическая) энергия, в случае необходимости превращающаяся в другие виды энергии: механическую и тепловую.

    Каждая  отдельная реакция может происходить  только в присутствии специального ускорителя — катализатора, называемого ферментом, или энзимом. В состав ферментов входят более простые компоненты — коферменты, многие из которых содержат витамины и минеральные вещества.

    Ребенок постоянно расходует энергию, затраты  ее зависят от его возраста, вида деятельности, климатогеографической зоны проживания, даже от сезона года. Основным источником поступления энергии является пища. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечивать непрерывно протекающие процессы роста и развития. Суточный расход энергии у ребенка 1—3 лет составляет 1540 ккал, в возрасте 4—6 лет —1970 ккал, для 7-летних детей — до 2000 ккал.

 

2.2. Состав пищи 

    Белки являются жизненно необходимыми веществами и имеют особое значение в питании детей. Прежде всего, это основной пластический материал, идущий на построение клеток, тканей, органов. Необходимы они также для образования ферментов, гормонов, гемоглобина крови, они формируют соединения, которые обеспечивают иммунитет. Белки участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Особенно велика их роль в усвоении организмом витамина С. Суточная потребность в белках животного и растительного происхождения у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет — 53 г, от 4 до 6 лет — 68 г. К основным источникам белка животного происхождения относятся такие продукты, как молоко, творог, мясо, рыба, яйцо. Растительный белок содержится в муке, крупах, овощах.

    Жиры являются источником энергии, они необходимы для построения клеточных оболочек, принимают участие в обмене веществ, играют роль запасного питательного материала, обеспечивают усвоение многих витаминов. Общее содержание жира в рационе должно составлять 68 г в сутки, причем для правильного развития необходимы и животные, и растительные жиры.

    Наиболее легко усваиваются организмом молочные жиры (сливочное масло, сливки, сметана), труднее — свиной, бараний, говяжий жир, поэтому их не рекомендуется использовать в питании детей дошкольного возраста. Из общего суточного количества жира примерно 7—9 г должно составлять растительное масло (подсолнечное, кукурузное, хлопковое), обладающее высоко ценностью. В этих маслах содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, которые регулируют процессы роста и развития, принимают участие в обмене веществ, способствуют повышению устойчивости организма к заболеваниям, благотворно влияют на состояние кожи, сосудов. Следует избегать избыточного потребления жиров, так как это может привести к ожирению.

    Большая часть пищевого рациона ребенка  состоит из углеводов, суточная норма которых в 4 раза больше, чем жира и белка. Углеводы — главный источник энергии, вместе с белками и жирами они принимают участие в обмене веществ. Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения — крупах, картофеле, овощах, фруктах. Богаты углеводами сахар, хлеб, мед, конфеты. Избыточное количество углеводов легко превращается в жир и нередко является одной из причин ожирения, а избыток сладостей способствует развитию кариеса зубов.

    Минеральные вещества, входящие в состав пищевых продуктов, делятся на макроэлементы (кальций, калий, фосфор, натрий, хлор) и микроэлементы (фтор, цинк, медь, йод). Особое значение в питании детей придается солям кальция и фосфора, которые формируют костную и зубную ткани, входят в состав гормонов, принимают активное участие в обменных процессах. Кальцию свойственно противовоспалительное и антиаллергическое действие. Солями кальция богаты молоко, молочные продукты, сыр. Большое количество фосфора содержится в мясе, рыбе, крупах.

    Витамины играют роль катализаторов в обменных процессах, они необходимы для роста и развития клеток, тканей. Витамины вводятся с пищей. Как правило, они не синтезируются в организме. Витамины делятся на 2 группы: жирорастворимые (А, D, Е, К) и водорастворимые (С, В). Жирорастворимые витамины содержатся в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, а также растительном и сливочном масле. Водорастворимые витамины содержатся в злаках, крупах, свежих овощах и фруктах.

    Вода — необходимая составная часть рациона, она входит в состав клеток и тканей, участвует в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность организма; с водой удаляются конечные продукты обмена. Вода в организм поступает с продуктами (особенно много ее содержится в свежих фруктах и овощах), а также в свободном состоянии (чай, компот, суп). В сутки количество жидкости, поступающей в организм детей 3—7 лет, должно быть в пределах 1,5—2 л. Потребность в жидкости колеблется в зависимости от сезона года, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Избыточное количество воды не рекомендуется, так как это ведет к перегрузке почек, сердца.

 

2.3. Режим питания 

    Одним из важных принципов рационального  питания является правильно организованный его режим, т. Е. строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними; рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи; правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы; условия приема пищи и поведение детей во время еды (культура поведения за столом).

    Рекомендуется принимать пищу не ранее чем через 3—3,5  ч и не позже 4—4,5 ч после предыдущего приема, так как примерно через 3—4 ч пища покидает желудок. При несоблюдении этого требования ухудшается пищеварение и снижается аппетит.

    Рациональным  режимом питания здоровых детей  в возрасте старше 1 года является 4—5-кратный прием пищи. Время отдельных приемов пищи определяется режимом работы детского учреждения. При построении режима питания необходимо правильно распределить суточный рацион. Желательно, чтобы последний прием пищи был не позднее чем за 2 ч до сна.

    Продолжительность отдельных приемов пищи должна также регламентироваться, а именно: для завтрака и ужина 15—20 мин, для обеда 20—25 мин, для полдника 10—15 мин. Этого времени вполне достаточно для неторопливого и тщательного прожевывания ребенком пищи.

    После    больших    физических    и    эмоциональных нагрузок (спортивные тренировки, занятия хореографией, подвижные игры и т. д.) в режиме питания детей должен предусматриваться 30—35-минутный отдых перед приемом пищи. Это вызвано тем, что большие физические нагрузки угнетающе действуют на работу органов пищеварительной системы.

    Большое значение для усвоения пищи имеют  место и условия ее приема. Задача родителей, педагогов, медицинских работников учебно-воспитательных учреждений — прививать детям культурно-гигиенические навыки и эстетический вкус, связанные с приемом пищи. Это в первую очередь соблюдение правил личной гигиены, умение вести себя за столом (сидеть за столом прямо, не облокачиваться на стол локтями, не чавкать во время еды, есть не торопясь и т. п.), правильно пользоваться столовыми приборами и др. Пища должна приниматься в помещениях, специально отведенных и подготовленных для этой цели. Опрятно накрытый стол, вкусный запах пищи, свежий воздух в помещении, порядок и чистота, вежливое обращение и ряд других как будто бы незначительных моментов внешней обстановки в столовой на самом деле являются важными факторами, положительно действующими на аппетит и процессы пищеварения.

 

2.4. Организация питания в дошкольном учреждении 

    Питание в дошкольных учреждениях строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию; его химический состав, калорийность, объем рациона и режим должны полностью отвечать возрастным потребностям организма до школьника. Постоянный контроль за правильной организацией питания — обязанность заведующего дошкольным учреждением медицинского персонала и воспитателей.

    Режим питания в каждом детском саду строится с учетом ряда факторов. Определяющими  являются: продолжительность работы дошкольного учреждения (9—10, 12, 24 ч), его назначение (общего типа, санаторное), сезон года (осенне-зимний или летний период). В соответствии с вышеизложенным питание может быт 3-, 4-, 5-разовым.

    В соответствий с особенностями режима в разных возрастных группах прием пищи проходит не одновременно во всем учреждении, но он должен уложиться в промежуток времени от 30 мин до 1 ч. Например, завтрак проводится с 8 до 9 ч, обед с 12 до 13 полдник с 16 до 16 ч 30 мин, ужин с 18 ч 30 мин до 18 ч 45 мин. При   этом   режиме   соблюдаются   рекомендуемые   3—4-часовые интервалы.

    Во  время летнего оздоровительного периода кратность питания увеличивается. Это связано с увеличением  на 10—15% энергозатрат у детей за счет большей физической нагрузки, двигательной активности, включения в режим длительных прогул и т. П. Пятый прием пищи — второй завтрак — должен быть обильным — фрукты, молоко, соки и подаваться не позднее чем за  1,5—2 ч до обеда   (10 ч 30 мин—11  ч), чтобы не перебить аппетит.

    В дошкольных учреждениях с удлиненным пребыванием детей (12-часовые) рекомендовано также 4-разовое питание. Между тем, как показывает опыт, практикуются варианты 3- и 4-разового питания, вызванные местными условиями. Так, один из вариантов предусматривает выдачу второго завтрака (соки, фрукты) вместо традиционного полдника. При другом варианте сразу после дневного сна детям выдается стакан молока без хлеба и кондитерских изделий. Как правило, после сна ребенок с удовольствием выпивает молоко. Такой полдник не требует специальной сервировки столов и организованного рассаживания детей.

    В некоторых городах допускается  объединение 2 приемов пищи — полдника и ужина. Детям выдается плотный  полдник из 2 блюд (творожное, овощное или яичное блюдо и стакан молока или кефира) на полчаса – час позднее по сравнению с типовым режимом.

Информация о работе Гигиена питания детей дошкольного возраста