Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Гигиена питания, раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ; потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; меры профилактики алиментарных заболеваний.
1.Введение. Актуальность проблемы
2.Основная часть
2.1. Питание
2.2. Состав пищи
2.3. Режим питания
2.4. Организация питания в дошкольном учреждении
2.5. Питание ребенка в семье
2.6. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи
3.Заключение
4.Список литературы
5.Приложения
Имеются продукты и блюда, которые Министерством здравоохранения запрещено использовать в питании организованных детских коллективов. В основном это либо продукты, которые трудно усваиваются организмом ребенка, либо блюда сложные, длительно готовящиеся, опасные с позиций пищевых интоксикаций. К ним относятся: свинина, утки, гуси, жирные сорта говядины, баранина. Запрещается использовать скисшее молоко в сыром виде, а также готовить из него творог и сырковую массу, давать детям творог и сметану без термической обработки. Сметану можно добавлять в борщ, суп, использовать для приготовления соусов, запеканок. Запрещается готовить блинчики с мясом, макароны с провернутым отварным мясом «по-флотски», форшмак, паштеты, студни, квас, кондитерские изделия с кремом, изделия, жаренные в долгогретых жирах (беляши, пончики, хворост).
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание детей. В комнате необходимо создать спокойную обстановку, ничто не должно отвлекать внимания детей во время еды (исключаются музыка, громкие разговоры, наказания). Дети свободно рассаживаются за мебелью, соответствующей их росту. Стол накрывают скатертью либо используются индивидуальные салфетки. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества должны вызывать положительные эмоции у ребят. Пищу следует подавать теплой, чтобы дети не обжигались, температура первого и второго блюда — 50—60°, третье блюдо должно быть комнатной температуры.
Не следует допускать, чтобы дети долго сидели за столами в ожидании пищи. Перед обедом их рассаживают за столы и наливают первое блюдо. Закончив еду, ребенок выходит из-за стола, не дожидаясь пока поедят все. Не следует торопить детей, так как недостаточно пережеванная и обработанная слюной пища хуже усваивается организмом. Однако плохо и когда ребенок ест слишком медленно, задерживает пищу за щекой, вяло пережевывает ее.
Посуда, которой пользуются в детском саду, должна быть удобной, отвечать гигиеническим требованиям. Рекомендуются чашки и тарелки из фаянса, фарфора, стекла, приборы из нержавеющей стали. Не допускается использование алюминиевых приборов, так как этот мягкий металл легко стирается и может перейти в пищу. Кроме того, при обработке дезинфицирующими средствами вилки и ложки быстро темнеют, приобретают неприглядный вид. Запрещается в качестве столовой пластмассовая посуда, но хлебницы, стаканчики для полоскания рта, подставки для салфеток могут быть пластмассовые.
При раздаче пищи следует строго соблюдать гигиенические правила: надеть чистую белую куртку или халат, на голову повязать косынку. Дежурные дети должны быть в фартучках. Необходимо следить за чистотой столового белья и своевременной его сменой.
Во
время еды воспитатель обучает
детей правильно сидеть за столом,
пользоваться приборами, прививает им
культурно-гигиенические навыки.
2.5.
Питание ребенка
в семье
Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни. К сожалению, не всегда родители правильно организуют питание. Им нужен совет медицинского работника, воспитателя, повара дошкольного учреждения.
Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.
Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.
Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла. В беседах с родителями важно подчеркнуть, что любые сладости (варенье, зефир, мармелад, джем и т.д.) ребенок должен запивать жидкостью, поэтому их дают к чаю, чаю с молоком, молоку.
Родителей часто интересует меню отдельных приемов пищи. И здесь следует рекомендовать придерживаться меню, принятого в детском саду. На завтрак давать плотное блюдо и горячий напиток, обязательно сливочное масло, можно сыр. Ребенок может отказываться дома от каши, которую он ежедневно получает в детском саду, в этом случае ее заменяют овощами, жареным картофелем, омлетом, яичницей. Обед должен состоять из 3 блюд — суп, мясное блюдо с гарниром (желательно овощным), компот.
В обед полезно приготовить салат из свежих овощей, хорошо подать овощи целиком либо разрезанными на большие куски, использовать лук, чеснок. На десерт ребенок может получить мороженое, желе, кремы. Вечером на ужин лучше приготовить блюдо из крупы, творога либо предложить творог со сметаной. Не следует давать на ночь возбуждающих напитков — какао, кофе. Овощные или фруктовые соки лучше давать во время приема пищи либо между кормлениями, но не позднее чем за 1 ч 30 мин до следующего приема пищи.
Очень
важно, чтобы пища, готовящаяся в
домашних условиях, была безопасной в
плане возникновения желудочно-
На родительских собраниях можно заслушать и сообщение повара о том, как правильно готовить блюда. Имеется положительный опыт проведения в дошкольных учреждениях конференций по теме «Питание ребенка» с выставкой блюд, приготовленных в детском саду, и их дегустацией. Повар знакомит родителей с технологией приготовления блюд, правилами холодной и тепловой обработки, обращая особое внимание на сохранность первоначальной пищевой ценности продукта и на уменьшение потерь при обработке.
Как подчеркивалось выше, детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.
В весенне-летний период можно провести беседу с родителями о приготовлении блюд из щавеля, шпината, салата, кабачков, баклажанов, брюквы, тыквы.
И еще один момент, который не следует забывать, проводя беседы с родителями по вопросам питания,— это закрепление у детей гигиенических навыков культуры поведения за столом и культуры еды.
Только
объединенные усилия коллектива детского
учреждения и семьи смогут обеспечить
правильное питание ребенка.
2.6.
Воспитание у детей
гигиенических навыков
приема пищи
Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Дошкольников учат пользоваться ножом — правильно резать мясо, огурцы, помидоры. Младшим детям пищу размельчают взрослые.
Во
время еды дети не должны спешить,
отвлекаться, играть обеденными приборами,
набивать полный рот пищей и разговаривать
и т. п. Воспитатель учит их пользоваться
салфеткой. Малышам перед приемом пищи
надевают нагрудники, для старших ставят
на стол стакан с бумажными салфетками.
3.
Заключение
Здоровье ребенка – основа его гармоничного развития. А так как питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.
Для
обеспечения правильного
4. Список литературы
Е. М. Белостоцкая,
Т. Ф. Виноградова,
Л. Я. Каневская,
В. И. Теленчи. Гигиенические основы
воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для
работников дошкольных учреждений. –
М.: Просвещение, 1987. – С. 53 – 65.
Г.
Н. Сердюковская, Л. М.
Сухарева, В. В. Стан,
Н. А. Ананьева, В. И. Белявская. Гигиена
детей и подростков: Учебник для медицинских
училищ./Под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.:
Медицина, 1989. – С. 176 – 177.
В.
В. Голубев, С. В. Голубев. Основы педиатрии
и гигиены детей дошкольного возраста:
Учебное пособие для студентов дошкольных
отделений и факультетов средних педагогических
учебных заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 1998. – С. 67 – 68, 100.
5. Приложения
Примерный
набор продуктов питания в
день на одного ребенка (в граммах)
Продукты | Для детей в возрасте от 3 до 7 лет |
Хлеб
пшеничный
Хлеб ржаной Мука пшеничная Мука картофельная Крупа, бобовые, макароны Картофель Овощи разные Фрукты свежие Кондитерские изделия Сахар Масло сливочное Масло растительное Яйцо (штук) Молоко Творог Мясо Рыба Сметана Сыр Чай Кофейный напиток Соль Дрожжи Белки (в том числе животного происхождения) Жиры (в том числе животного происхождения) Углеводы Калорийность (ккал) |
110
60 25 3 45 220 250 150 10 55 25 9 0,5 500 50 100 50 15 5 0,2 2 8 1 73 г 45,3 г 67,6 г 14,8 г 292,6 г 2016 |
Информация о работе Гигиена питания детей дошкольного возраста