Неврозы у детей и их профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:45, реферат

Описание

Вследствие особенностей структуры высшей нервной деятельности ребенка (преобладание первой сигнальной системы над второй) он реагирует на внешние раздражители прежде всего эмоционально, так как еще не способен к обдумыванию, критическому отношению к происходящим вокруг него событиям. Эти особенности высшей нервной деятельности ребенка делают его особенно ранимым и чувствительным к воздействиям внешней среды.
Формирование высшей нервной деятельности ребенка на всех возрастных этапах его жизни зависит не только от биологических особенностей данного периода, но еще больше от воздействия внешней среды, от характера воспитания.

Содержание

Введение
Этиология
Разновидности неврозов у детей
Профилактика
Лечение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Учреждение образования.docx

— 32.62 Кб (Скачать документ)

       Неврозы с вегетативно-соматическими  расстройствами. У детей младшего возраста наиболее часто встречаются функциональная неустойчивость желудочно-кишечного аппарата — анорексия и привычная рвота. Причиной этих симптомов являются ошибки воспитания, конфликтные ситуации. Реже у детей наблюдаются расстройства дыхания, так называемый нервный кашель. Необходимо дифференцировать с органическими заболеваниями внутренних органов.  

       Церебрастенический синдром возникает после перенесенной травмы, различных инфекций, в особенности после менингитов и энцефалитов, в результате действия токсических факторов, а также пре- и перинатальной патологии (гипоксии, травмы). Этот синдром характеризуется раздражительной слабостью и слабостью активного торможения. Дети становятся раздражительными, возбудимыми, плаксивыми, легко утомляются, быстро истощаются, плохо спят, впечатлительность повышена. 
Церебрастенический синдром может проявляться в виде трех клинических вариантов: астеногипердинамических, астеногиподинамических и астеноапатических состояний. В первые 3 года жизни наиболее часто наблюдаются астеногипердинамические состояния. У этих больных, помимо утомляемости, раздражительности, плаксивости, эмоциональной неустойчивости, на первый план выступают явления двигательной расторможенности, суетливости, часто сочетающиеся с нарушением целенаправленности движений, быстрой потерей интереса к играм. Расторможенность значительно затрудняет пребывание детей в коллективе, усиливает неустойчивость их внимания, отвлекаемость. При утомлении двигательная расторможенность у большинства детей принимает более выраженную форму.

       При астеногиподинамических состояниях наблюдаются сочетания астенических проявлений в виде повышенной утомляемости, истощаемости при различных физических и психических нагрузках с вялостью, недостаточной двигательной активностью больных. Такие дети обычно медленно включаются в игру или выбирают ту игру, которая не требует напряжения. Движения замедленны, иногда неловки; больные избегают подвижных игр. Постепенно все это приводит к исчезновению жизнерадостности, непосредственности в общении, отходу от детского коллектива. Возникает эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся как в смене настроения, некоторой слезливости, так и в сензитивности и ранимости. Астеноапатические состояния характеризуются безразличным отношением ребенка к окружающему и происходящим событиям на фоне астении. Личностные реакции у этих детей выражены неотчетливо. Снижение побуждений находит отражение и в интеллектуальной деятельности: дети не любознательны, не обладают необходимой интеллектуальной активностью и инициативой. Различные проявления церебрастенического синдрома дифференцируются с неврозами, задержкой темпа психического развития, олигофренией. 

       Неврозы страха

       Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, т.е. предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.) Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга (Сухарева Г.Е.). У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

       Течение неврозов страха, согласно исследованиям  Н.С.Жуковской, может быть кратковременным  и затяжным (от нескольких месяцев  до 2-3 лет). 

       Невротические расстройства сна

       У детей и подростков встречаются  весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста, представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с аффектом страха, содержание которых прямо или символически связано с психотравмирующими обстоятельствами. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений. 

       Профилактика

       Профилактика  неврозов у детей и подростков прежде всего основана на психогигиенических мерах, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т.п.). Важную роль играет воспитание в коллективе с определенной индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера. Определенная профилактическая роль принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде всего занятиям физкультурой и спортом. Немалая роль принадлежит психогигиене умственного труда школьников, предупреждению их интеллектуальных и информационных перегрузок.

       Лечение

       Лечение неврозов  у детей  состоит в первую очередь в создании отдыха для нервных клеток. Необходимо строго соблюдать режим питания и сна, следить, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе. Большое значение при лечении неврозов у детей имеет поведение родителей и других окружающих лиц. Повышенная тревога окружающих, преувеличенная забота и внимание способствуют фиксации симптомов и условно-рефлекторному закреплению болезненного состояния детей. Особенно легко такая фиксация происходит при истерии. Родителям следует доказать необходимость выполнения ребенком лечебных мероприятий, а также элементарных требований, предъявляемых к его поведению. Не следует баловать ребенка на том основании, что он болен. Необходимо помнить, что при ослаблении нервной системы новые условные рефлексы и вновь образуемые временные связи легко становятся инертными, патологически прочными. Такие симптомы, как отказ от пищи на почве негативизма и тики, быстрее проходят при их игнорировании и прочно фиксируются при обращении на них внимания. При лечении как острых, так и пролонгиророванных астенических состояний главное заключается в том, чтобы устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая вызвала патологическую реакцию, и тем самым ликвидировать гнетущий аффект. В тех случаях, когда изменить трудную для ребенка ситуацию не удается, следует на время удалить его из этой обстановки и поместить в учреждение санаторного типа.

 

       

       Литература

       Буль  П.И. Основы психотерапии. Л., Изд-во Медицина; 1974.

       Гарбузов  В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы  у детей и их лечение. Л., 1977.

       Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей  и подростков. Л., 1982-1985.

       Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., изд-во «Медицина», 1985.

       Клиническая психология. 2-е международное издание. СПб, Питер, 2002.

       Основы  психологического воздействия в  клинике. В кн. «Клиническая психология». Учебник. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., изд-во «Питер», 2002, С. 565-694.

       Психокоррекция: теория и практика. М., Вита-Пресс, 1995.

       Психотерапия  детей и подростков. Под ред. Филиппа  Кендалла. 2-е изд. М., СПб «Питер», 2002.

       Смулевич  А.В., Морозова М.А. Биологическая терапия. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. Том 1, Медицина, 1985г. 

Информация о работе Неврозы у детей и их профилактика