Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы. Структура управления здравоохранением и фармацевтической сл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание

К концу 90-х годов ХХ-го столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, получили как социальные, так и экономические эффекты от ее внедрения, выразившиеся в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, в сокращении повторных обращений к врачу, сроков госпитализации, уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов и др.

Работа состоит из  1 файл

Тема I.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с требованиями действующего отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных  средств в аптечных организациях. Основные положения» в каждой аптечной организации, осуществляющей розничную реализацию ЛС, должна быть создана система управления качеством. Это обусловлено особой профессиональной ответственностью за качество лекарственной помощи, возлагаемой на аптеки, где качество ЛС еще оценивается квалифицированными специалистами. Однако организационная структура и механизм функционирования указанной системы в данном документе не определены.

Наиболее методологически сильной, эффективной и популярной в настоящее время признана всеобщая модель управления качеством (Total Quality Management – TQM), в основе которой лежит реализация таких принципов как: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение всего персонала в решение проблем качества, системный и процессный подход к управлению, постоянное совершенствование производства, взаимовыгодное сотрудничество, принятие решений, основанных на фактах..

В соответствии с идеологией стандартов ИСО и модели TQM основной целью  создания  эффективной системы менеджмента качества аптечного предприятия является обеспечение возможности приобретения потребителем высококачественных ЛС в условиях высококачественного обслуживания и экономически эффективной деятельности аптечного предприятия. Эта цель достигается за счет:

- интегрированного управления  всеми функциями и факторами,  влияющими на качество ЛС и  фармацевтической деятельности;

- систематической реализации эффективных  организационных мероприятий, направленных  на повышение объективности и  достоверности оценок соответствия установленным показателям и требованиям качества  ЛС и услуг;

- внедрения эффективных методов  управления качеством, базирующихся  на рациональном использовании  материальных и моральных стимулов, четком разделении труда, закрепленном должностными инструкциями, а также на обязательном документировании и глубоком анализе результатов оценки качества, позволяющих разрабатывать организационные меры по предотвращению поступления в систему потребления ЛС ненадлежащего качества,  нарушений и несоответствий требованиям отраслевого стандарта.

Основными качество образующими факторами  системы являются:

- качество персонала (уровень  квалификации и профессиональной  компетенции руководителей и  исполнителей, способность и потребность  в обучении умение поддерживать имидж аптечной организации и благоприятный климат в коллективе и т.п.);

- качество материально-технической  базы (помещений, оборудования, оснащенность  современной техникой, наличие информационных  систем);

- качество производственного процесса (его соответствие установленным    требованиям, использование современных технологий и. т.п.);

Таким образом, для создания и успешного  функционирования системы менеджмента  качества аптечного предприятия  необходимо:

- определить организационную структуру управления качеством, обеспечивающую качество ЛС и фармацевтической деятельности во всех подразделениях аптеки;

- рационально распределить полномочия  и ответственность за качество, для чего кроме руководителя, отвечающего за качество в  целом, назначить уполномоченного по качеству, определить его функциональные обязанности и наделить его широкими полномочиями (его указания в части реализации мероприятий по улучшению качества должны быть обязательными для исполнения во всех подразделениях организации), а также сформировать комиссию для проведения внутренних проверок соответствия аптечной организации отраслевому стандарту;

- постоянно оценивать показатели  качества и четко их документировать,  а также объективно оценивать  имеющиеся материальные ресурсы;

-  разрабатывать эффективные управленческие решения, направленные на устранение имеющихся недостатков и улучшение показателей качества.

Вопрос: Больной заказал успокаивающую микстуру настой травы пустырника с натрия бромидом в пятницу, а приехал получать её в понедельник вечером. Лекарство ему не выдали в связи с истечением срока хранения. Больной был возмущен. Кто прав в данной ситуации? Как необходимо поступить?

По приказу МЗ РФ от 16,07,1997 №214.

Настой травы пустырника с натрия бромидом храниться не более двух суток. Значит, фармацевт был прав в этой ситуации с больным, но фармацевт не прав в том, что когда пришел больной в пятницу его не предупредили по срокам годности настоя. Фармацевт должен извиниться и изготовить новый настой и предупредить больного о сроках годности, чтоб пришел в день изготовления настоя.

 

Тема XII. Организация работы отдела запасов в аптеке. Основные принципы хранения отдельных групп лекарственных средств.

Вопрос: Хранение наркотических средств и психотропных веществ.

Основные требования к хранению наркотических средств и психотропных веществ, изложены  в приказе МЗ РФ № 706 от 23,08,2010г.

Наркотические и психотропные лекарственные средства хранятся в  организациях в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными  и техническими средствами охраны, и в местах временного хранения при соблюдении требований согласно Правилам хранения наркотических средств и психотропных веществ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1148 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст.394; N 25, ст.3178).

 

 

Вопрос: Хранение лекарственного растительного сырья  и медицинских пиявок.

Основные требования к хранению лекарственного растительного  сырья и медицинских пиявок изложены  в приказе МЗ РФ № 706 от 23,08,2010г.

 

Хранение лекарственного растительного сырья 

Нерасфасованное лекарственное растительное сырье  должно храниться в сухом (не более 50% влажности), хорошо проветриваемом помещении  в плотно закрытой таре. Нерасфасованное  лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла, хранится изолированно в хорошо укупоренной таре. Нерасфасованное лекарственное растительное сырье должно подвергаться периодическому контролю в соответствии с требованиями государственной фармакопеи. Трава, корни, корневища, семена, плоды, утратившие нормальную окраску, запах и требуемое количество действующих веществ, а также пораженные плесенью, амбарными вредителями бракуют. Хранение лекарственного растительного сырья, содержащего сердечные гликозиды, осуществляется с соблюдением требований государственной фармакопеи, в частности, требования о повторном контроле на биологическую активность. 
      Нерасфасованное лекарственное растительное сырье, включенное в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст.89; 2010, N 28, ст.3703), хранится в отдельном помещении или в отдельном шкафу под замком. Расфасованное лекарственное растительное сырье хранится на стеллажах или в шкафах.

 

 Хранение  медицинских пиявок

 

      Хранение  медицинских пиявок осуществляется  в светлом помещении без запаха  лекарств, для которого устанавливается  постоянный температурный режим.  Содержание пиявок осуществляется  в установленном порядке.

Вопрос: В аптеку поступил товар от поставщика, упакованный в ящики в сопровождении водителя-экспедитора. Товар был принят в аптеке по количеству мест. При дальнейшей приемке товара обнаружены излишки настойки полыни 30 флаконов. Действия ответственного за приемку товара в данной ситуации. В чем заключается приемочный контроль поступившего товара? В какие сроки Вы должны принять товар по количеству и по качеству.

 

Ответственный за приемку  товара при обнаружении излишков лекарственных средств  должен сначала позвонить поставщику и сообщить об излишках товара ( затем согласовать о дальнейших действиях или оставляем и оплачиваем или отправляем обратно, в нашем случае отправляем поставщику) составить акт в 2 экземплярах, который подписывается членами комиссии, производившими приемку. Упаковать в коробку, промаркировать и положить в карантинную зону в следующий раз когда приедет поставщик заберет коробку.

По приказу №214 от 16,07,1997г.

Приемочный контроль  заключается в проверке правильности оформления документов, подтверждающих качество поступающих препаратов, и их соответствия требованиям по показателям:

    • «описание» - внешний вид, цвет и запах;
    • «упаковка» - целостность и соответствие физико-химическим свойствам лекарственных средств;
    • «маркировка» - соответствие оформление действующих регламентов.

            Основными документами, регламентирующими  сроки и порядок приемки полученных  от поставщика товаров по количеству  и качеству, являются Инструкция  о порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года № П-6, и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года № П-7. Однако эти Инструкции могут применяться покупателем товаров только в случаях, когда это прямо предусмотрено договором поставки. Таким образом, порядок приемки товаров должен быть определен сторонами при заключении договора поставки. продукции, поступившей в исправной таре: по весу брутто и количеству мест - в момент получения, а по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции.

Тема XIII. Лекарственное обеспечение стационарных больных. 

Вопрос: Порядок учета товарно-материальных ценностей в аптеке и отделениях ЛПУ.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.

Основными целями инвентаризации согласно п.1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49 (далее - Методические указания), являются:

 

 

·        выявление фактического наличия имущества;

·        сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

·        проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.

Под имуществом организации  понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и  прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежат и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества  производится по его местонахождению  и материально ответственному лицу. Инвентаризации подлежат все имущество  организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" обязательно:

·        при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

·        перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

·        при смене материально ответственных лиц;

·        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·        в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·        при реорганизации или ликвидации организации;

·        в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация  проводится в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

1. Подготовительный этап. Материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)".

Материально ответственные  лица дают расписки о том, что к  началу инвентаризации все расходные  и приходные документы на имущество  сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

2. Натуральная и документальная  проверка. Проверяется фактическое  наличие имущества и обязательств. Основной формой первичной документации  для учета результатов натуральной  инвентаризации является инвентаризационная  опись, документальной - акт инвентаризации. Описи или акты составляются в двух экземплярах. При необходимости количество экземпляров может быть увеличено. Заполняются они чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы. Структура управления здравоохранением и фармацевтической сл