Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации подготовило Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» и во исполнение решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (протокол №4 от 3 марта 2010 г.).
Введение 3
Динамика емкости фармацевтического рынка Российской Федерации
4
Динамика количества организаций оптовой торговли лекарственными средствами и процессы консолидации на фармацевтическом рынке
11
Концентрация на рынке оптовой торговли лекарственными средствами
19
Структура ассортимента организаций оптовой торговли лекарственными средствами
41
Влияние государственного регулирования на развитие рынка оптовой торговли лекарственными средствами
48
Основные угрозы развития рынка оптовых продаж лекарственных средств
51
Выводы и предложения
Курсовая работа на тему: ОБЗОР
оптового
рынка лекарственных
средств на территории
субъектов Российской
Федерации в 2008-2009 гг.
Пермь 2010
Содержание:
Введение | 3 | |
|
4 | |
|
11 | |
|
19 | |
|
41 | |
|
48 | |
|
51 | |
Выводы и предложения | 52 |
Введение
Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации подготовило Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» и во исполнение решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (протокол №4 от 3 марта 2010 г.).
При подготовке обзора использовались предоставленные по запросу ФАС России данные и экспертные оценки:
1.
Динамика емкости
фармацевтического
рынка Российской Федерации
Фармацевтический рынок является динамично развивающимся сектором мировой экономики. Это объясняется ростом емкости рынка лекарственных средств в мире, быстрым расширением ассортимента лекарственных средств и низкой эластичностью спроса на лекарственные средства. Как показал опыт, даже в условиях экономического кризиса фармацевтическое производство в меньшей степени подвержено риску спада, чем какое-либо другое.
По
данным экспертной организации IMS Health,
объем мирового фармацевтического рынка
с каждым годом растет примерно на 5-7% в
год. Несмотря на мировой финансовый кризис,
в 2009 г. объем мирового фармрынка вырос
на 7% и составил 808 млрд.долл. США. По прогнозу
IMS Health, по итогам 2010 г. объем мирового фармацевтического
рынка увеличится на 5,2% и составит 865 млрд.долл.
Данные об объеме российского фармацевтического рынка, предоставленные различными экспертными организациями расходятся. Вероятнее всего, причиной расхождений являются различия в выбранных экспертными органиазциями критериях оценки российского фармрынка (цены производителей, оптовые цены, розничные цены – цены конечного потребления), а также курсовые различия при рассмотрении объемов в долларах.
Так,
по данным DSM Group, в 2009 г. российский фармрынок
в розничных ценах конечного потребления
снизился по отношению к уровню 2008 г. на
5% и составил 11,6 млрд.долл., заняв 11 место
в рейтинге ведущих мировых фармрынков.
По
данным IMS Health, объем российского фармрынка
по итогам 2009 года в ценах производителей
на базе обменного курса на 2 квартал 2010
года составил 12,69 млрд.долл.США, то есть
1,57% мирового фармрынка. Для сравнения
фармрынок США в 2009 году составил 37,21% мирового
фармрынка. Российский фармрынок в 2009
г. занимал 11-е место среди ведущих фармацевтических
рынков, однако в расчете на душу населения
Россия в 2009 г. заняла 19-е место. При этом
подушевое потребление
России составило всего 90
долл.США, что в 11 раз
ниже аналогичного показателя
лидера списка - США. Уровень потребления
на душу населения ниже России только
в двух странах из двадцатки лидеров –
Китай и Индия.
Следует, однако, отметить, что в 90-х гг. потребление в России населением лекарственных препаратов было еще ниже и составляло, например, в 1999 году всего 14 долл. на человека в год, что было в 17,5 раз ниже аналогичного показателя Японии и в 12,7 раз ниже аналогичного показателя США. Причинами относительно низкого подушевого потребления лекарственных препаратов в России являются более низкое государственное лекарственное обеспечение населения, низкий уровень жизни населения, а также наличие на рынке большого количества дешевых отечественных лекарственных препаратов.
В оптовых ценах объем фармрынка Российской Федерации по данным IMS Health составил 423,9 млрд. руб. (13,4 млрд. долл.). В ценах конечного потребления российский фармрынок в 2009 году, по данным ЦМИ «Фармэксперт» составил 15,7 млрд. долл. США или 496 млрд.руб., а по данным DSM Group - 538 млрд.руб.
В
2009 году в связи с кризисом участники
российского фармрынка пережили
один из самых сложных периодов. Из-за
снижения спроса возникли риски затоваривания
складов, а компании, участвующие во внешнеэкономической
деятельности, решали проблемы, связанные
с девальвацией рубля. По данным ЦМИ «Фармэксперт»,
в 2009 году наблюдалось
значительное падение
объемов валовых продаж
организаций оптовой
торговли лекарственными
средствами, выраженных
в долларах.
В оценках динамики роста российского фармрынка в 2009 году ведущие экспертные организации расходятся:
Таблица 1. Рост российского фармацевтического рынка в рублях по отношению к предыдущему году (по данным экспертных организаций), %
Экспертные организации | 2008 г./2007 г. | 2009 г./2008 г. | 9 мес. 2010 г./9 мес. 2009 г. | 2010 г. (прогноз)/2009 г. |
IMS Health | 7,1% | |||
DSM Group | 25,5% | 17,5% | 4,5% | |
ЦМИ «Фармэксперт» | 18,4% | 11,3% |
Так, по данным IMS Health, по итогам первых девяти месяцев 2010 года объем фармрынка Российской Федерации в денежном выражении составил 332,6 млрд. руб. (11,0 млрд. долл.), что превысило объем продаж за первые 9 месяцев 2009 года на 7,1% (15,6% - рост в долл.), а в натуральном выражении российский фармрынок вырос на 3,1%.
Таблица 2. Рост российского фармрынка в 2010 г. (по данным IMS Health)
Объем продаж лекарственных средств (по розничному и госпитальному рынкам в оптовых ценах, ДЛО – цены контрактов) | 2009 | 9 мес. 2009 | 9 мес. 2010 | Рост %, 9 мес. 2009 к 9 мес. 2010 |
млрд. руб. | 423,9 | 310,6 | 332,6 | 7,1% |
млрд. долл. | 13,4 | 9,5 | 11,0 | 15,6% |
млрд. упаковок | 5,0 | 3,6 | 3,7 | 3,1% |
По
данным DSM Group, объем российского фармрынка
в ценах конечного потребления вырос в
2009 г. на 173 млрд. руб. (на 47,4%) относительно
уровня 2007 г. (Рисунок 5). Основную долю
в приросте (37,3%) составил коммерческий
сектор готовых лекарственных средств
и парафармацевтики, который увеличился
на 136 млрд.руб., то есть на 50,6% по сравнению
с 2007 г. Государственные закупки лекарственных
средств увеличились в 2007-2009 гг. на 37 млрд.руб.,
то есть на 38,5%.
За
9 месяцев 2010 г. емкость фармрынка
увеличилась еще на 4,5% по сравнению
с 9 мес. 2009 г., причем в основном за счет
государственного сектора лекарственных
средств.
По
прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», рост фармацевтического
рынка в 2011 г. составит в ценах конечного
потребителя 15,8% по отношению к уровню
2010 г.
2.
Динамика количества
организаций оптовой
торговли лекарственными
средствами и процессы
консолидации на фармацевтическом
рынке
По данным Росздравнадзора, количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, в течение нескольких лет менялось незначительно. Так, в 2004 г. их было более 2,1 тыс., в 2005 г. - 2 тыс., в 2009 г. - 2,2 тыс., а в 2010 г. - 2 тыс. Следует, однако, учитывать, что количество действующих лицензий не отражает количество фактически действующих на фармацевтическом рынке оптовых компаний, так как отсутствует система отзыва выданных на 5 лет лицензий организаций, прекративших свое существование или деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами. Кроме этого, в настоящее время лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами получают как фармдистрибьюторы, так и производители лекарственных средств, что также завышает реальное количество действующих фармдистрибьюторов.
По оценкам экспертов, в настоящее время на фармацевтическом рынке наблюдается процесс сокращения действующих организаций оптовой торговли. Если раньше уход с рынка организаций оптовой торговли был в основном связан с обострением конкурентной борьбы за рынки сбыта и усилением рыночной власти крупных национальных дистрибьюторов, убыточностью мелких оптовых предприятий, то в настоящее время сокращение количества оптовых организаций также связано с происходившими значительными изменениями в законодательстве в области обращения лекарственных средств. Так, усиление государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее – ЖНВЛС) и ограничение предельного размера оптовой надбавки стимулирует оптовые организации работать напрямую с производителями, что приводит к сокращению товаропроводящих цепочек за счет сокращения объемов вторичной дистрибьюции.
Данные тенденции на российском рынке дают многим аналитикам основания прогнозировать заметное сокращение количества оптовых компаний в ближайшие 2-3 года. Например, по прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», количество дистрибьюторских компаний к 2012 году уменьшится до 600-700. Сокращение числа оптовых компаний в большей степени происходит за счет мелких дистрибьюторских предприятий.
Сокращение организаций оптовой торговли лекарственными средствами происходит также за счет продолжающейся консолидации (слияний и поглощений на рынке), которой во многом способствовала кризисная ситуация.
В последние годы на европейских фармацевтических рынках нарастает процесс консолидации ведущих дистрибьюторских компаний, объединения капиталов и интересов, как в производственной сфере, так и в дистрибуции, в розничной торговле создаются крупные аптечные сети. Оптовая торговля лекарствами является активной и влиятельной сферой фармотрасли. Дистрибьютор организует, управляет платежами между производителями, правительствами и страховыми компаниями, а также между производителями и частными потребителями. Дистрибьютор - действующее звено этих финансовых схем, он часто финансирует, кредитует весь поток, обеспечивая запас товара для аптек и лечебных учреждений.
Некоторые произошедшие в 2009 году сделки сопровождались расширением масштабов оптового бизнеса как на территории страны, так и за ее пределами. Так, третий по величине фармдистрибьютор ЗАО НПК «Катрен» в 2009 г. приобрел 51% акций второго по величине казахстанского дистрибьютора ЭМИТИ Интернейшнл. Это уже второй актив компании Катрен в СНГ: ей также принадлежит украинский дистрибьютор Вента.