Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации подготовило Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» и во исполнение решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (протокол №4 от 3 марта 2010 г.).
Введение 3
Динамика емкости фармацевтического рынка Российской Федерации
4
Динамика количества организаций оптовой торговли лекарственными средствами и процессы консолидации на фармацевтическом рынке
11
Концентрация на рынке оптовой торговли лекарственными средствами
19
Структура ассортимента организаций оптовой торговли лекарственными средствами
41
Влияние государственного регулирования на развитие рынка оптовой торговли лекарственными средствами
48
Основные угрозы развития рынка оптовых продаж лекарственных средств
51
Выводы и предложения
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом рассматриваемые компании осуществляют поставки и конкурируют между собой на всей территории Российской Федерации.
В то же время имеются случаи специализации крупнейших оптовых организаций по отдельным территориям поставок. Например, ООО «Биотэк» лидирует в Пензенской области, ЗАО «РОСТА» в Новгородской области, ООО «Морон» в Мурманской области, ЗАО НПК «Катрен» в Республике Северная Осетия, Томской и Кемеровской областях, Ставропольском крае, ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» в Краснодарском крае и Ярославской области и т.д.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные фармацевтические компании, осуществляющие основные объемы поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и имеющие признаки доминирования на соответствующих региональных рынках. Например, ООО «Антей-Фарма» в Вологодской области, ООО «Медчеста-М» в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках, ООО «Фарминторг-Опт» в Тверской области, ООО «Агроресурсы» и ООО «Стрела» в Республике Тыва, ООО «Русская тройка» и ГУП Республики Адыгея «Аптечная база» в Республике Адыгея и т.д.
Во
многих субъектах Российской Федерации
основную долю в региональном
объеме оптовой реализации
лекарственных средств
занимают 2-3 компании, на долю которых
приходится более 50% оборота. Примерами
являются компании ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК»
и ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» в Краснодарском
крае, ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА» и ЗАО
Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» в Томской области,
ООО «Морон», ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» и
ЗАО «РОСТА» - в Мурманской области, ЗАО
«СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен»
и ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» в Астраханской,
Смоленской, Самарской и Владимирской
областях, ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО
«СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» и ЗАО «РОСТА» в
Приморском крае, ООО «Биотэк», ЗАО НПК
«Катрен» и ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД»
в Ростовской области и т.д.
4.
Структура ассортимента
организаций оптовой
торговли лекарственными
средствами
В настоящее время сложно провести четкое разделение лекарственных средств на импортные или отечественные. Это связано с тем, что на территории Российской Федерации действует большое количество совместных предприятий. Необходимо также учитывать, что 90% сырья отечественными производителями закупается на зарубежном рынке.
По
оценкам ЦМИ «Фармэксперт», в
ассортименте организаций
оптовой торговли лекарственными
средствами в 2009 году
доля отечественных
лекарственных препаратов
составляла 31% в стоимостном
выражении. В коммерческом сегменте
оптовых продаж по оценкам DSM Group эта доля
составила еще меньшее значение - 24%.
Частично
это объясняется низкой
стоимостью российских
лекарств, средняя цена на которые более
чем в 6 раз отстает от средней цены на
импортные препараты.
Однако
имеется и такая причина, как
низкая востребованность российских препаратов,
которая остается одним из главных барьеров
развития российского фармацевтического
производства. Так за 2005-2009 гг. по оценкам
ЦМИ «Фармэксперт» в Российской Федерации
произошло значительное снижение доли
отечественных лекарственных средств
при государственных закупках - с 20%
в 2005 году до 5% в 2009 г. Среди лечебно-профилактических
учреждений востребованность отечественных
лекарств также упала - до 19%, а в розничном
рынке - до 24%.
Сокращение доли отечественных лекарств в госзакупках приводит к росту бюджетных затрат, так как цены на импортные препараты значительно выше, чем на отечественные. Так, за 6% объема бюджетных средств в 2008 году было закуплено отечественных лекарств в объеме, составившем 34% всех закупленных наименований лекарственных средств. По мнению Росздравнадзора, во многих случаях западные препараты можно было заменить отечественными аналогами, что привело бы к значительной экономии.
Поставки лекарственных средств по государственным контрактам составляют 19% всех поставок в денежном выражении и только 2% в натуральном.
Снижение востребованности отечественных препаратов на коммерческом рынке связано как с некорректным маркетингом, осуществляемым в нашей стране рядом компаний, в результате которого медицинские работники заинтересованы в назначении их лекарств, так и с объективной заинтересованностью оптовых и розничных продавцов в реализации наиболее дорогостоящих (то есть в основном импортных) лекарственных средств. В связи с усилением государственного регулирования цен на ЖНВЛП, в том числе регулированием оптовых и розничных надбавок реализация дешевых препаратов становится не всегда рентабельной. По неофициальной информации от ряда участников рынка, дистрибьюторы стремятся реализовывать в рамках списка ЖНВЛП более дорогую продукцию, поскольку уровень надбавки хотя и зависит от средней стоимости препарата, однако в абсолютном выражении (в рублях) надбавка на более дорогую продукцию оказывается выше, чем на аналогичную более дешевую продукцию. Это особенно актуально для препаратов с большим количеством дженериков.
По
оценкам IMS Health, в объеме продаж лекарственных
средств в денежном выражении наибольшие
доли занимают лекарственные средства
с ценой от 50 до 250 руб. (37,6%) и с ценой свыше
500 руб. (34.4%).
В
натуральном выражении эти
В то же время, по оценкам ЦМИ «Фармэксперт» с 2002 по 2009 гг. в ассортименте розничных, а значит и оптовых продавцов заметно сократились объемы «дешевых» лекарственных препаратов. Так, лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. сократились с 43,2% до 12,3%, зато препараты с ценой более 300 руб. увеличились с 14% до 34%. За первое полугодие 2010 г. лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. сократились еще на 1,6%.
Только за
январь-октябрь 2010 г., по сведениям DSM Group,
доля сегмента с ценой до 150 руб. на коммерческом
рынке сократилась на 2%.
Стоит отметить, что в том числе в связи с инфляцией, которая за период 2002-2009 гг. составила 92,7% произошел рост цен на лекарственные средства, в результате которого лекарственные препараты из более низких ценовых сегментов перешли в более высокие. Укрепление рубля во втором полугодии 2009 г.- начале 2010 г. привело к стабилизации ценовой ситуации на фармрынке. В среднем на сентябрь 2010 г., по данным Фармэксперт, рублевые цены на сопоставимые виды ЖНВЛС снизились на 12-13% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, а на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС, снижение цен зафиксировано в меньшей степени — всего лишь на 2%.
Одним из отличий американского фармрынка от российского является жесткое регулирование рецептурного отпуска. Возможность безрецептурного отпуска составляет там менее 10%, зато разрешена реклама рецептурных препаратов в средствах массовой информации. В Европе такая реклама, как и в России запрещена.
При
этом в Российской Федерации рецептурные
препараты, оплачиваемые в основном за
счет бюджетных средств, имеют более высокую
стоимость, так как 35,8% рецептурных препаратов
в натуральном выражении, по данным IMS
Health, по итогам 9 месяцев 2010 года составили
66,3% всех препаратов в денежном выражении.
Более высокая стоимость
рецептурных препаратов
может объясняться некорректным
маркетингом, осуществляемым
рядом фармацевтических
компаний, стимулирующих представителей
врачебного сообщества выписывать своим
пациентам продвигаемые ими наиболее
дорогие лекарственные препараты.
Спрос
на безрецептурные препараты и объем их
продаж имеет ярко выраженную сезонность.
В связи с введением ценового регулирования цен на ЖНВЛП компании стали увеличивать долю иной продукции, в том числе прочих лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтики. К парафармацевтической продукции относятся товары дополнительного ассортимента, сопутствующие лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за телом. Поскольку уровень наценок на эти категории товара не регламентируется, оптовые компании стремятся повысить рентабельность своей деятельности за счет таких категорий товара. Это же характерно для розничных компаний.
По
оценкам ЦМИ «Фармэксперт», в
ассортименте оптовых компаний парафармацевтика
составляет около 8%
для «межрегиональных»
и «региональных» дистрибьюторов
и 6% для «национальных». Изделия медицинского
назначения составляют в ассортименте
дистрибьюторов различной величины от
3 до 10%.
По данным DSM Group, доля парафармацевтики в аптечных учреждениях составляет более высокие значения – до 30%, однако в 2010 г. она достигла уровня 2006 года, составив 28%.
5.
Влияние государственного
регулирования на развитие
рынка оптовой торговли лекарственными
средствами
Фармацевтический рынок России является динамично развивающимся сектором российской экономики, и немаловажную роль в его развитии в последнее время играет государство. Во всем мире на рынок лекарственных средств большое влияние оказывает государственная политика, направленная на привлечение в отрасль новых инвестиций, поддержку проведения исследований и выведения на рынок как можно большего количества инновационных и воспроизведенных лекарственных средств.
Девальвация рубля в конце 2008 г., несмотря на всю «плавность» этого процесса, имела ряд негативных последствий как для потребителей, так и для компаний, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Зависимость рынка от импортных препаратов в условиях значительных колебаний курсов валют и ослабления национальной валюты привели к заметному повышению цен на лекарственные средства. В связи с этим, на законодательном уровне были приняты решения, направленные на сдерживание цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Стоит напомнить, что за 10 лет до мирового финансового кризиса, в нашей стране уже происходил финансовый кризис - в августе 1998 года, который в то время привел к следующим основным последствиям для российского фармацевтического рынка:
-
снизился объем фармрынка,
- уменьшилось число мелких и средних дистрибьюторов, усилилась концентрация на рынке оптовых продаж лекарственных средств;
-
усилился интерес крупных
-
уменьшился размер
-
ужесточился государственный
- снизился ассортимент на рынке оптовых и розничных продаж лекарственных средств;
-
активизировался процесс
Подобные тенденции наблюдаются и сейчас. Правительством Российской Федерации реализуются меры по стабилизации сложившейся ситуации, а также нивелирования потенциальных рисков. Минздравсоцразвития России осуществляет регулирование цен на лекарственные средства, а Минпромторг России разработал Стратегию развития фармацевтической промышленности до 2020 года и федеральную целевую программу поддержки отечественной фармпромышленности.
В 2009-2010 гг. ценообразование на лекарственные средства стало приоритетным направлением и сферой регулирования государства. Жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства, прошедшие сложный процесс государственной регистрации, не вправе обращаться на рынке без регистрации предельной отпускной цены производителя в соответствии с принятой Минздравсоцразвития России и ФСТ России методикой. Порядок установления оптовой торговой надбавки и ее максимальный размер строго регламентированы, и организация оптовой торговли не вправе нарушать требования, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.
Вместе с тем, компании отмечают, что в ряде случаев установление оптовых или розничных надбавок не является достаточно обоснованным с экономической точки зрения. Существующий уровень торговых надбавок зачастую не покрывает экономически обоснованные расходы компаний по закупке лекарственных средств, транспортных и складских расходов, а также коммерческие риски.