Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации подготовило Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» и во исполнение решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (протокол №4 от 3 марта 2010 г.).
Введение 3
Динамика емкости фармацевтического рынка Российской Федерации
4
Динамика количества организаций оптовой торговли лекарственными средствами и процессы консолидации на фармацевтическом рынке
11
Концентрация на рынке оптовой торговли лекарственными средствами
19
Структура ассортимента организаций оптовой торговли лекарственными средствами
41
Влияние государственного регулирования на развитие рынка оптовой торговли лекарственными средствами
48
Основные угрозы развития рынка оптовых продаж лекарственных средств
51
Выводы и предложения
Кроме горизонтальной интеграции компаний процесс снижения прибыльности на оптовом рынке лекарственных средств является стимулом выхода дистрибьюторов за рамки собственно оптового бизнеса, стимулирует вертикальную интеграцию. Ряд крупных компаний (прежде всего национальных дистрибьюторов) проявляют интересы в различных смежных секторах рынка. Одни развивают розничное направление деятельности, формируя собственную аптечную сеть, другие развивают производственное направление, третьи совмещают оба эти пути развития, а так же реализовывают проекты в логистике. Также известен ряд примеров, когда дистрибьюторские компании практически полностью сменили вид деятельности, например, фармдистрибьюторы Фармакор и Фармаимпекс, которые в настоящее время осуществляют в основном розничную торговлю.
В настоящее время наблюдается тенденция стремления производителей торговать продукцией либо с собственных складов на территории России, либо со складов арендуемых производителями логистических операторов. Это стремление продиктовано желанием, с одной стороны, обеспечить бесперебойное снабжение медикаментами, с другой стороны, обеспечить компаниям большую независимость от фармдистрибьюторов. Многие дистрибьюторы понимают эти тенденции и организуют собственные склады и логистические терминалы, которые оказывают производителям подобные услуги, получая таким образом новый источник прибыли.
Кроме стремления крупных дистрибьюторов работать с производителями без посредников в связи с контролем размера наценок на ЖНВЛС, интерес дистрибьюторов к производственной сфере подогревается также вниманием государства: как известно, фармацевтическая и медицинская промышленность объявлены в числе приоритетных направлений развития и модернизации. В 2009 году была принята Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Собственное производство имеют многие крупнейшие компании – ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК» (ЗАО «ФармФирма «Сотекс», ООО «ПРОТЕК-СВМ», ООО «Протеиновый контур»), ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» (ОАО «Биохимик», ОАО «Синтез», ЗАО «Биоком»), ООО «БИОТЭК» (ЗАО МФПДК «БИОТЭК», ООО «Биодез», ОАО «Марбиофарм», ОАО «Биосинтез»), ЗАО «Р-Фарм» (ОАО «Новосибхимфарм» и собственное предприятие в Ярославской области).
Еще одна тенденция - вхождение дистрибьюторов в розничную торговлю. Все больше фармдистрибьюторов имеют собственные аптечные сети, выкупая уже существующие или создавая новые. Крупные дистрибьюторские компании в России покупают розничные сети с тем, чтобы диверсифицировать риски и снизить издержки. Вертикально интегрированные компании обладают значительным преимуществом по сравнению с другими участниками рынка, в том числе по причине использования оптовой и розничной надбавкой в совокупности. Кроме этого, вертикальная интеграция позволяет получать дистрибьюторам гарантированный объем поставок в аптечные учреждения и дополнительную прибыль от розничной торговли.
Аптечные учреждения также заинтересованы в интеграции с дистрибьюторами на фоне дефицита собственных и заемных средств в условиях кризиса и происходившего ужесточения условий сотрудничества с поставщиками (отмена предоставления товара под реализацию, уменьшение сроков отсрочки платежа за поставленную продукцию, отказы работать с небольшими аптечными организациями из-за небольших партий заказов и пр.). На фармацевтическом рынке фактически только дистрибьюторы могут в настоящее время выступить определенными гарантами финансовой стабильности, они имеют возможность привлекать заемные средства под сделки, в том числе банковские кредиты, принимая на себя роль локомотива дальнейшего развития сетевого ретейла.
Количественный состав крупных аптечных сетей, аффилированных с оптовым бизнесом, в последнее время существенно увеличивается. Одним из наиболее ярких примеров является приобретение одним из лидеров российской фармдистрибьюции СИА Интернейшнл на вторичном рынке в 2010 г. 25% акций аптечной сети Аптеки 36,6. При этом, ранее стратегия СИА Интернейшнл не предполагала развития собственной розницы. Известно, что в 2009-2010 гг. на разной стадии переговоров с розничными компаниями находились и другие крупнейшие дистрибьюторы. Другой пример - приобретение Нижегородской аптечной сети владельцем фармдистрибьютора Фармкомплект - одного из ключевых поставщиков названной аптечной сети.
В настоящее время наиболее крупные аптечные сети также имеются у компаний Протек (аптечные сети «Ригла» - объединяет 521 аптеку в 26 регионах России и «Живика» - включает 56 аптек в Свердловской области), Альянс Хелскеа Рус (аптечная сеть АПТЕКА-ХОЛДИНГ), Биотэк (несколько аптечных сетей, включающих 361 аптечное учреждение), Роста (аптечная сеть «РАДУГА»), Морон (аптечная сеть «Старый Лекарь»), Катрен (аптечная сеть «Мелодия здоровья») и ряд других.
Проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами показал, что в нашей стране продолжается рост количества аптечных сетей и входящих в их состав аптечных учреждений. Вместе с тем, если в большинстве европейских стран аптека работает с 1-2 поставщиками, которые полностью обеспечивают ее потребности, то в Российской Федерации для отдельных аптечных учреждений и аптечных сетей среднее количество поставщиков составляет около 8 компаний (Рисунок 8). Это связано с географическими особенностями страны, большим количеством эксклюзивных оптовых продавцов, специализирующихся на поставках лекарственных препаратов отдельных производителей, а также с другими факторами, при которых почти ни один фармдистрибьютор не может обеспечить потребности собственной сети на 100%.
Однако если развитие оптового фармрынка пойдет и дальше по сценарию развития собственных розничных подразделений, от дистрибьюторов потребуется значительное изменение ассортиментной политики, с тем чтобы максимально обеспечивать потребности розничных подразделений, которые в настоящее время даже в составе одной группы лиц действуют достаточно независимо.
Из
собранных 66 территориальными органами
ФАС России данных о поставщиках
лекарственных средств в аптечные учреждения
следует, что в 2007-2009 гг. происходил незначительный
рост среднего количества поставщиков
аптечных учреждений.
Наибольшее
среднее число поставщиков
По
суммарному количеству
оптовых компаний, осуществляющих
поставки лекарственных средств в аптечные
учреждения, в соответствии с ответами
розничных продавцов, лидируют
Московская, Липецкая,
Курганская, Саратовская
и Вологодская области,
Забайкальский и Приморский
края. Следует, однако, учитывать, что
ряд оптовых поставщиков специализируется
на отдельных лекарственных препаратах
или группах препаратов, зачастую являясь
их эксклюзивными продавцами, что объясняет
большое количество действующих в регионах
дистрибьюторов.
3.
Концентрация на рынке оптовой торговли
лекарственными средствами
В Российской Федерации все дистрибьюторы условно делятся на «национальных», действующих на всей территории страны, «межрегиональных», действующих на территориях нескольких регионов, и «региональных», действующих в пределах одного региона. К категории «национальных» относят ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ООО «Альянс Хелскеа Рус» (ЗАО «Аптека-Холдинг») и ООО «Биотэк». Наиболее крупными «межрегиональными» дистрибьюторами являются ЗАО «Р-Фарм», ООО «ФК ПУЛЬС», ООО «МФФ «Аконит», ООО «Морон», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» и ЗАО «Компания Фармстор».
По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», в настоящее время у одного «национального» дистрибьютора на территории страны в среднем имеется от 15 до 20 филиалов и дочерних компаний, а у «межрегионального» в среднем около пяти. Количество федеральных округов, в которых «национальный» дистрибьютор имеет сертифицированные склады составляет 6-7, а у «межрегионального» - 2.
Таблица 7. Средние значения показателей в 2009 г. для «национальных», «межрегиональных» и «региональных» дистрибьюторов (по данным ЦМИ «Фармэксперт»)
Показатели | «Национальные» дистрибьюторы | «Межрегиональные» дистрибьюторы | «Региональные» дистрибьюторы | ||||||
Валовый объем продаж, млн руб., в среднем за месяц в анализируемом периоде | 6000 | 3000 | 1500 | 600 | 300 | 200 | 120 | 80 | ≤80 |
Сеть филиалов / дочерних компаний | 15-20 | 5 | - | ||||||
Количество федеральных округов, в которых компания имеет сертифицированные склады | 6-7 | 2 | - |
Среди оптовых предприятий выделяются стабильные лидеры - это ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ООО «Альянс Хелскеа Рус» (ЗАО «Аптека-Холдинг»), ЗАО «Р-Фарм», ООО «Биотэк» и пр. В нашей стране лидеры дистрибьюции занимают пока меньшие доли по сравнению с лидерами дистрибьюции в других странах, что облегчает доступ на рынок новых компаний и способствует развитию конкуренции.
В то же время крупные национальные дистрибьюторы нацелены на максимизацию их доли на российском рынке, которая обеспечивает им снижение издержек на единицу продукции и большую прибыль в долгосрочной перспективе. Крупные оптовые компании в настоящее время работают практически на всей территории России, но им достаточно сложно проводить дальнейшее увеличение своего присутствия на локальных рынках.
На региональных рынках активно развиваются сравнительно небольшие компании, которые считают возможным увеличить свое присутствие, по оценкам ЦМИ «Фармэксперт», до 5-10% рынка конкретного субъекта Российской Федерации. Региональные оптовые организации, имеющие долговременные связи с местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными сетями, оказывают в отдельных субъектах Российской Федерации значительное влияние на рынок оптовых поставок. Такие компании являются посредниками между крупными оптовыми организациями, розничными продавцами и госпитальным сектором, являются основными поставщиками лекарственных средств по госконтрактам. Некоторые из таких компаний называют «карманными» за их аффилированность с местными органами власти.
Вместе с тем, в дальнейшем можно ожидать поглощения региональных оптовых организаций более крупными национальными дистрибьюторами и иностранными инвесторами. В настоящее время в сфере фармдистрибьюции уже присутствуют два заметных иностранных игрока: Alliance Boots (контролирует российскую компанию ООО «Альянс Хелскеа Рус») и Oriola-KD (контролирует компанию ООО «Морон»).
В Европе и США большую долю оптового рынка занимают по три крупнейших дистрибьютора. Так, в США три крупнейших дистрибьютора держат до 60% фармрынка, а в европейских продажах по разным оценкам от 35 до 90%. Крупные компании объединяют свои усилия и финансы, что позволяет им управлять значительными объемами активов на фармрынке. Отличие фармрынка России от США и Европы в значительно большем количестве дистрибьюторов.
По
оценкам DSM Group, уровень
концентрации оптового
рынка лекарств в нашей
стране имеет очевидную
динамику роста, причем в основном за
счет дистрибьюторов, занимающих 4 и 5 место
в списке лидеров. Так, совокупная доля
трех крупнейших дистрибьюторов за 2005-2009
гг. увеличилась на 3%, а совокупная доля
5 крупнейших дистрибьюторов – на 15%, то
есть доля компаний, занимающих 4 и 5 место
увеличилась в этот период на 12%. Еще на
3% выросла доля пяти следующих за лидерами
дистрибьюторов.
В
2009 году по оценкам DSM Group сумма
долей трех крупнейших
дистрибьюторов - ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК»,
ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» и ЗАО НПК «Катрен»
на всей территории Российской Федерации
составила 60%, сумма
долей пяти крупнейших, в состав которых
также вошли ЗАО «РОСТА» и ООО «Альянс
Хелскеа Рус» - 82%, а сумма
десяти крупнейших – 99%. При этом в 2009
г. наибольший прирост стоимостного объема
произошел у ООО «Альянс Хелскеа Рус»,
ЗАО «РОСТА», ООО «Морон» и ЗАО НПК «Катрен».
По
оценкам ЦМИ «Фармэксперт», на рынке прямых
продаж лекарственных средств (аптечным
учреждениям и ЛПУ) три
крупнейших фармдистрибьютора
занимали в 2009 г. в совокупности 45,9%,
а в 2010 году их доля даже снизилась на 0,8%
по отношению к 2009 г. и на 2,2% по отношению
к 2008 г. Зато в 2008-2010 гг. продолжался рост
совокупной доли пятерки лидеров – на
6,4% за счет роста долей ЗАО «РОСТА» и ООО
«Альянс Хелскеа Рус» на 3,81% и 8,27% соответственно.
Таблица 8. Доли дистрибьюторов на рынке прямых продаж лекарственных средств, включая ДЛО (по данным ЦМИ «Фармэксперт»), %
№ | Дистрибьютор | Доля дистрибьюторов на рынке прямых поставок ЛС, включая поставки по льготным программам, % | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | Протек | 16,3 | 17,7 | 18,14 |
2 | СИА Интернейшнл | 18,8 | 15,53 | 12,04 |
3 | Катрен | 12,2 | 12,58 | 13,11 |
4 | РОСТА | 10,0 | 12,68 | 13,81 |
5 | Alliance Healthcare (ЗАО «Аптека-Холдинг») | 1,8 | 7,14 | 10,07 |
6 | Р-Фарм | 3,5 | 3,76 | 4,32 |
7 | Биотэк | 3,2 | 2,92 | 2,12 |
8 | Морон | 2,9 | 3,16 | 3,30 |
9 | Евросервис | 1,4 | 1,5 | |
10 | БСС | 1,7 | 1,4 | |
11 | Империя Фарма | 1,89 | 1,92 | |
12 | ПУЛЬС | 0,53 | 1,80 | |
Сумма долей 10 крупнейших | 71,8 | 78,86 | 80,63 |