Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации в 2008-2009 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание

Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации подготовило Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы» и во исполнение решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков (протокол №4 от 3 марта 2010 г.).

Содержание

Введение 3
Динамика емкости фармацевтического рынка Российской Федерации

4
Динамика количества организаций оптовой торговли лекарственными средствами и процессы консолидации на фармацевтическом рынке

11
Концентрация на рынке оптовой торговли лекарственными средствами

19
Структура ассортимента организаций оптовой торговли лекарственными средствами

41
Влияние государственного регулирования на развитие рынка оптовой торговли лекарственными средствами

48
Основные угрозы развития рынка оптовых продаж лекарственных средств

51
Выводы и предложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

    Усиление  государственного регулирования  цен уже в 2010 г. привело к двум ключевым трансформациям оптового бизнеса:

    1. Снижению рентабельности оптового бизнеса в результате снижения доходности по препаратам списка ЖНВЛС. Так, по оценкам ФАС России, в 2001 г. уровень рентабельности оптовых предприятий составлял в среднем порядка 7%, в 2005 г. - 6%. В настоящее время уровень рентабельности большинства крупных компаний национального и межрегионального уровня по оценкам ЦМИ «Фармэксперт» составляет от 2 до 5% и продолжает снижаться, особенно для небольших вторичных дистрибьюторов.

    Наибольшее  снижение рентабельности происходит в компаниях, в ассортименте которых доля ЖНВЛС составляет существенное значение. Так, например, доля ЖНВЛС в общем ассортименте реализуемых ООО «Биотэк» товаров составляет около 70-80%, в связи с чем значительно сократился уровень рентабельности компании в 2010 г. по отношению к 2009 г.

    2. Усилению тенденции сокращения числа участников оптового рынка как результат усиления конкуренции. Недостаток собственных оборотных средств, сложность доступа к заемным средствам и низкая рентабельность организаций оптовой торговли постепенно приводит к уходу их с рынка. Стоит однако отметить, что сокращение количества оптовых организаций происходит пока меньшими темпами, чем ожидалось, так как с момента введения нового порядка ценообразования прошло еще недостаточно времени.

    Усиление  государственного регулирования цен  приводит и к другим последствиям. Так, например, в связи со снижением доходности по ЖНВЛС оптовые продавцы стремятся компенсировать убытки за счет повышения цен на остальные лекарственные средства, а также увеличить долю нелекарственной продукции в своем ассортименте. По данным IMS Health, динамика цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛС, опережает соответствующий показатель для списка ЖНВЛС. Только по итогам января-сентября 2010 года закупочные цены аптек выросли на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, причем на ЖНВЛС произошло снижение цен на 2,75%, а на остальные лекарственные средства произошел рост на 5,08%. По мнению экспертов, с сентября 2010 г. должно было начаться усиление данного разрыва, так как вступили в силу нормы федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», отменяющие регулирование цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛС.

    По  мнению дистрибьюторов, эти проблемы осложняются имеющейся неопределенностью в действующем законодательстве, регулирующем порядок ценообразования на лекарственные средства, неоднообразной практикой его применения, порядка формирования конечной отпускной цены оптовой организации с учетом максимально возможной применимой оптовой надбавки, в том числе в случае участия в государственных торгах.

    Вместе  с тем, в настоящее время основные проблемы на фармацевтическом рынке, по мнению экспертов, связаны со вступлением  в силу нового закона об обращении лекарственных средств.

6. Основные угрозы  развития рынка  оптовых продаж  лекарственных средств 

    Одной из проблем развития конкуренции  на рынке оптовых продаж лекарственных средств является аффилированность части региональных фармдистрибьюторов, тесно связанных с различными представителями региональных властей и находящихся фактически вне конкурентного рыночного поля. В то время как уровень рентабельности большинства крупных компаний национального и межрегионального уровня по оценкам ЦМИ «Фармэксперт» составляет от 2 до 5%, рентабельность таких «карманных» дистрибьюторов, осуществляющих поставки лекарственных средств по госконтрактам в отдельных субъектах Российской Федерации, может достигать 10-20%.

    Однако  стоит отметить, что в последнее  время наблюдается усиление внимания к субъектам фармацевтического  рынка со стороны контрольно-надзорных  и правоохранительных органов, в связи с чем данные компании находятся в зоне серьезного риска. Так, с 2009-2010 гг. пристальное внимание государственных органов стало уделяться соглашениям и согласованным действиям субъектов фармацевтического рынка, в том числе вопросам их возможного сговора на торгах. Претензии также предъявляются государственным заказчикам, зачастую ограничивающим конкуренцию на торгах на всех этапах их подготовки и проведения.

    Имеется ряд примеров, когда госзаказчики, в том числе по соглашению с поставщиками лекарственных средств, ограничивают конкуренцию на торгах через включение в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров или включение в документацию о торгах технических и качественных характеристик товара, соответствующих единственному поставщику. Основной причиной ограничения конкуренции на торгах является отсутствие четких критериев и требований к определению взаимозаменяемости закупаемых государством и ЛПУ лекарственных средств.

    К основным угрозам  развития рынка оптовой торговли лекарственными средствами можно отнести:

  • дальнейшее ужесточение правил ценового регулирования на лекарственные средства;
  • уровень коррупции на локальных рынках, связанных с деятельностью аффилированных с местными властями компаний;
  • нарушения госзаказчиков, а также ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия поставщиков на торгах;
  • недостаточная оперативность контрольно-надзорных и правоохранительных органов, реагирующих на поступающие сигналы о признаках нарушений, а также низкий уровень штрафов, не препятствующий тиражированию нарушений.

Выводы  и предложения 

    Фармацевтический  рынок России является динамично  развивающимся сектором российской экономики, и немаловажную роль в его развитии в последнее время играет государство.

    Российский фармрынок в 2009 г. занимал 11-е место среди ведущих фармацевтических рынков, составляя 1,57% мирового фармрынка. При этом подушевое потребление России в 11 раз ниже аналогичного показателя лидирующего фармрынка США, уровень потребления на душу населения ниже России только в двух странах из двадцатки лидеров – Китай и Индия. Однако в 90-х гг. потребление в России населением лекарственных препаратов было еще ниже и составляло, например, в 1999 году всего 14 долл. на человека в год, что было в 17,5 раз ниже аналогичного показателя Японии и в 12,7 раз ниже аналогичного показателя США.

    В 2009 году в связи с кризисом наблюдалось значительное падение объемов валовых продаж организаций оптовой торговли лекарственными средствами, выраженных в долларах. Однако в оценках динамики роста российского фармрынка в 2009 году ведущие экспертные организации также расходятся.

    На  фармацевтическом рынке продолжается процесс сокращения действующих организаций оптовой торговли. Если раньше уход с рынка организаций оптовой торговли был в основном связан с обострением конкурентной борьбы за рынки сбыта и усилением рыночной власти крупных национальных дистрибьюторов, убыточностью мелких оптовых предприятий, то в настоящее время сокращение количества оптовых организаций также связано с происходившими значительными изменениями в законодательстве в области обращения лекарственных средств.

    В связи с усилением государственного регулирования цен на ЖНВЛП снизилась доходность оптовых компаний по препаратам списка ЖНВЛС. В настоящее время уровень рентабельности большинства крупных компаний национального и межрегионального уровня по оценкам ЦМИ «Фармэксперт» составляет от 2 до 5% и продолжает снижаться, особенно для небольших вторичных дистрибьюторов.

    Ограничение предельного размера оптовой надбавки стимулирует оптовые организации работать напрямую с производителями, что приводит к сокращению товаропроводящих цепочек за счет сокращения объемов вторичной дистрибьюции.

    Данные  тенденции на российском рынке дают многим аналитикам основания прогнозировать заметное сокращение количества оптовых компаний в ближайшие 2-3 года. Например, по прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», количество дистрибьюторских компаний к 2012 году уменьшится до 600-700. Сокращение числа оптовых компаний в большей степени происходит за счет мелких дистрибьюторских предприятий, но при этом пока меньшими темпами, чем ожидалось, так как с момента введения нового порядка ценообразования прошло еще недостаточно времени.

    Компании  стремятся повысить рентабельность своей  деятельности за счет увеличения доли иной продукции, в том числе прочих лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтики.

    Установление  предельных оптовых и розничных  надбавок в ряде субъектов Российской Федерации до сентября 2010 г. осуществлялось на все лекарственные средства. Поэтому снижение этих надбавок к ценам приводило к уменьшению уровня рентабельности оптовых и розничных организаций, ухудшению их финансового состояния. С сентября 2010 г. в ряде субъектов Российской Федерации произошла отмена регулирования цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛС, что уже привело и продолжает приводить к значительному росту цен на такие препараты.

    На  фоне снижения прибыльности на оптовом  рынке лекарственных средств  в России как и на европейских фармацевтических рынках нарастает процесс горизонтальной и вертикальной консолидации ведущих дистрибьюторских компаний. Происходит расширение аптечных сетей, принадлежащих организациям оптовой торговли.

    Вместе  с тем, если в большинстве европейских  стран аптека работает с 1-2 поставщиками, которые полностью обеспечивают ее потребности, то в Российской Федерации, для отдельных аптечных учреждений и аптечных сетей среднее количество поставщиков составляет около 8 компаний. Это в том числе объясняется большим количеством эксклюзивных оптовых продавцов, специализирующихся на поставках лекарственных препаратов отдельных производителей.

    Рынок услуг оптовой  торговли лекарственными средствами в целом  можно характеризовать как умеренно концентрированный, хотя в ряде регионов он является конкурентным, а в других – высоко концентрированным. Тем не менее, эксперты отмечают тенденцию усиления концентрации оптового рынка как на территории страны в целом, так и в рамках отдельных регионов. Рост уровня концентрации оптового рынка происходит в основном за счет дистрибьюторов, занимающих 4 и 5 место в списке лидеров.

    Характерной тенденцией для фармацевтического  рынка в регионах является развитие его по олигопольному признаку, когда  основную долю в региональном объеме оптовой реализации лекарственных средств занимают 2-3 компании, на долю которых приходится более 50% оборота.

    Оптовый сегмент российского фармацевтического  рынка характеризуется конкурентной борьбой между крупнейшими дистрибьюторами за рынки сбыта. Основными конкурирующими хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации являются крупные «национальные» дистрибьюторы, такие как ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ООО «Альянс Хелскеа Рус» (ЗАО «Аптека-Холдинг») и ООО «Биотэк».

    По  географии поставок лекарственных средств  лидирующее положение  занимает ЗАО Фирма  «ЦВ «ПРОТЕК», осуществляющее поставки на территории всей страны. ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» также осуществляет поставки на всей территории страны, кроме Чеченской Республики. ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» охватывает своими поставками 96,4% субъектов Российской Федерации, ООО «Биотэк» - 88%, ООО «Альянс Хелскеа Рус» и ЗАО «РОСТА» и - 86,7% и 81,9% соответственно.

    Несмотря на значительные объемы реализации лекарственных средств в целом по Российской Федерации, в границах отдельных субъектов Российской Федерации данные компании в основном не занимают доминирующего положения. Многие из крупнейших дистрибьюторов не осуществляют поставок лекарственных средств в отдельные субъекты Российской Федерации Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. На региональных рынках активно развиваются сравнительно небольшие компании, имеющие долговременные связи с местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными сетями, оказывающие в отдельных субъектах Российской Федерации значительное влияние на рынок оптовых поставок.

    В ассортименте организаций оптовой  торговли лекарственными средствами в 2009 году доля отечественных лекарственных  препаратов составляла 31% в стоимостном выражении. Это связано как с низкой стоимостью российских лекарств, средняя цена на которые более чем в 6 раз отстает от средней цены на импортные препараты, так и снижением востребованности дешевых, в том числе российских препаратов. Дистрибьюторы стремятся реализовывать в рамках списка ЖНВЛП более дорогую продукцию, поскольку в условиях государственного регулирования цен на ЖНВЛП надбавка в рублях на более дорогую продукцию оказывается выше, чем на аналогичную более дешевую продукцию.

Информация о работе Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации в 2008-2009 гг