Министерство
здравоохранения
Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
Всероссийский
учебно-научно-методический центр
по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому
образованию
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Специальность: «Сестринское дело»
Цикл: Сестринское дело
в стоматологии
Должность: Медицинская
сестра стоматологических учреждений
Усовершенствование
Москва
2003
Министерство
здравоохранения
Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
Всероссийский
учебно-научно-методический центр
по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому
образованию
Утверждаю
Генеральный директор
Государственного образовательного
учреждения Всероссийский
учебно-научно-методический
центр
по непрерывному медицинскому
и фармацевтическому
образованию
Минздрава России
П.А. Душенков
«__» __________ 2003 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Специальность: «Сестринское дело»
Цикл: Сестринское дело
в стоматологии
Должность: Медицинская
сестра стоматологических учреждений
Усовершенствование
Москва
ГОУ ВУНМЦ
2003
Авторы: врач стоматолог-терапевт, к.м.н. Воронина Л.А;
сотрудники Омского областного Центра-училища
повышения квалификации работников здравоохранения:
заместитель директора по практическому
обучению, заслуженный учитель РФ Евсеева Т.В.,
заместитель директора по научно-методической
работе, к.м.н. Лялюкова Е.А.,
декан медико-биологического факультета,
отличник здравоохранения Медянская А.В.,
методист Романова Е.П.
Рецензент: заведующий кафедры терапевтической
стоматологии Омской государственной
медицинской академии, профессор, доктор
медицинских наук Недосеко В.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием, специальность «Сестринское дело».
- Примерные должностные инструкции медицинской сестры стоматологического отделения (кабинета).
- Примерная программа.
- Примерный тематический план.
- Примерный учебно-тематический план (теоретический курс).
- Примерный учебно-тематический план (практический курс).
- Знания, умения, навыки по специальности «Сестринское дело» специалиста, работающего в должности медицинской сестры стоматологического учреждения.
- Опорные тесты с эталонами ответов.
- Библиография.
- Примерный перечень наглядных средств обучения.
- Примерный перечень технических средств обучения.
- Примерный перечень учебных баз и кабинетов.
1. Пояснительная записка
Настоящий стандарт разработан
авторским коллективом Омского
областного Центра-училища повышения
квалификации работников здравоохранения
в соответствии с требованиями нормативной
документации, регламентирующей деятельность
специалистов в области сестринского
дела, занимающих должности медицинских
сестер стоматологических отделений
и кабинетов.
При разработке стандарта
учтены профессиональные требования по
специальности «Сестринское дело», а также
виды и направления деятельности медицинских
сестер стоматологических учреждений,
место специалистов стоматологической
службы в современной системе здравоохранения.
Определен объем знаний, умений и навыков,
необходимых специалисту среднего звена,
работающему в специализированных отделениях
и кабинетах.
В стандарт также
включены опорные тесты по всем разделам
учебного плана, библиографический список
литературы, которые могут дополняться
учебными заведениями по мере появления
достижений медицинской науки и практики.
Содержание программы
может быть изменено в пределах 15 % учебного
времени с учетом специфики региона и
задач, выполняемых специалистом.
2. Квалификационная характеристика
специалистов
со средним
медицинским образованием,
специальность
«Сестринское дело»
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
- статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность учреждений здравоохранения;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
- основы геронтологии и гериатрии;
- организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;
- основы паллиативной сестринской помощи, основы танатологии;
- виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
- основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного
- просвещения; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы диетологии;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
- учетно-отчетную деятельность структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические процедуры, ввести санитарно-просветительскую работу, в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебным назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;
- оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказывать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
- владеть методами и средствами санитарного просвещения; планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения сохранению и укреплению здоровья;
- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ЗНАНИЯ
3.1. В области сестринского
дела в амбулаторно-поликлиническом
учреждении:
- систему организации амбулаторно-поликлинической помощи населению;
- нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;
- оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений амбулаторно-поликлинического учреждения;
- организацию сестринского дела в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;
- функциональные обязанности, права и ответственность сестринского и младшего медицинского персонала структурных подразделений;
- демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного населения;
- организацию профилактической работы среди населения участка:
- организацию и методику работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;
- роль и основные задачи медицинской сестры при проведении врачебного амбулаторного приема, его организацию и материальное обеспечение;
- основы диспансеризации населения;
- основы экспертизы нетрудоспособности;
- противоэпидемическую работу в очаге инфекции;
- иммунопрофилактику;
- систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;
- организацию сестринской помощи на дому;
- организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;
- основы рационального и сбалансированного питания;
- основные учетные формы медицинской документации амбулаторно-поликлинического учреждения.
3.2. В области сестринского
дела в больничном учреждении
(стационаре):
- систему организации больничной помощи населению;
- нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности больничного учреждения;
- оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений больничного учреждения;
- организацию сестринского дела в структурных подразделениях больничного учреждения;
- лечебно-охранительный режим; профилактику больничного травматизма, положения больного в постели; правила транспортировки больных;
- систему больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях клинического учреждения;
- охрану труда и технику безопасности в структурных подразделениях больничного учреждения;
- организацию сестринского ухода в специализированных отделениях больничного учреждения;
- организацию периоперативного сестринского ухода;
- основные синдромы острых нарушений функций систем и органов;
- современные методы интенсивной терапии и реанимации при заболеваниях и критических состояниях;
- организацию сестринского ухода и реабилитацию больных блока интенсивной терапии и реанимации;
- организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях больничного медицинского учреждения;
- основы рационального и сбалансированного питания; основы организации лечебного и диетического питания в больничном учреждении;
- основные учетные формы медицинской документации больничного учреждения.
3.3. В области организации
сестринского дела:
- научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи;
- основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
- систему управления сестринским и младшим медицинским персоналом медицинского учреждения;
- систему информационного обеспечения структурного подразделения (перечень учетно-отчетной документации; порядок ведения, хранения, обработки, сдачи в архив);
- документы по оснащению структурного подразделения материальными ресурсами, медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности, организации лечебного и диетического питания; охране труда и технике безопасности;
- документы, регламентирующие деятельность структурного подразделения в экстремальных условиях.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
УМЕНИЯ
4.1. В области сестринского
дела в амбулаторно-поликлиническом
учреждении:
- проводить персональный учет прикрепленного населения;
- собирать оперативную информацию об эпидемиологической ситуации;
- совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; владеть техникой иммунопрофилактики;
- проводить забор, доставку, хранение собранного материала для бактериологического исследования;
- выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;
- проводить санитарно-просветительскую работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;
- организовать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов; провести предварительный сбор анамнеза, предварительный осмотр больного);
- выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций соответственно профилю кабинета (структурного подразделения);
- осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочным материалом, спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочного материала, инструментов, бланков специального учета;
- проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием;
- проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях: обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;
- вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.
4.2. В области сестринского
дела в больничном учреждении
(стационаре):
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за больными и инкурабельными больными;
- выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях больничного учреждения;
- выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в больничном учреждении, готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;
- владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям, экстренной операции;
- проводить санитарно-просветительскую работу среди пациентов и их родственников, включающую пропаганду медицинских знаний; обучение оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение методам ухода, первой медицинской помощи;
- проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.