Сестринское дело в стоматологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

При разработке стандарта учтены профессиональные требования по специальности «Сестринское дело», а также виды и направления деятельности медицинских сестер стоматологических учреждений, место специалистов стоматологической службы в современной системе здравоохранения. Определен объем знаний, умений и навыков, необходимых специалисту среднего звена, работающему в специализированных отделениях и кабинетах.

Содержание

Пояснительная записка.
Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием, специальность «Сестринское дело».
Примерные должностные инструкции медицинской сестры стоматологического отделения (кабинета).
Примерная программа.
Примерный тематический план.
Примерный учебно-тематический план (теоретический курс).
Примерный учебно-тематический план (практический курс).
Знания, умения, навыки по специальности «Сестринское дело» специалиста, работающего в должности медицинской сестры стоматологического учреждения.
Опорные тесты с эталонами ответов.
Библиография.
Примерный перечень наглядных средств обучения.
Примерный перечень технических средств обучения.
Примерный перечень учебных баз и кабинетов.

Работа состоит из  1 файл

сестрнское дело.doc

— 935.50 Кб (Скачать документ)

 

Организация работы отделения (кабинета) хирургической стоматологии

Специалист должен знать:

-  основные нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов в области хирургической стоматологии;

-  задачи, стоящие перед хирургической стоматологией на современном этапе;

-  функциональные обязанности медицинской сестры отделения (кабинета) хирургической стоматологии, основные качественные показатели ее работы;

-  назначение, условия эксплуатации оборудования, инструментария отделения хирургической стоматологии;

- технику безопасности при работе на оборудовании;

-  лечебно-охранительный и дезрежим в отделении (кабинете).

Специалист должен уметь:

  • подготовить рабочее место врача и свое рабочее место к работе (подготовить инструментарий и оборудование;
  • осуществить контроль за правильностью использования инструментария и оборудования, технической исправностью;
  • осуществить контроль за правильным использованием и хранением материалов и медикаментов;
  • осуществить контроль за соблюдением лечебно-охранительного и дезинфекционного режима на рабочем месте, соблюдением правил асептики и антисептики);
  • оформить необходимую медицинскую документацию.

Сестринский процесс при удалении зуба

Специалист должен знать:

  • показания и противопоказания к удалению зуба; 
  • назначение инструментов для удаления зубов, подготовку их к операции;
  • положение медицинского персонала и пациента при операции удаления зуба;
  • особенности анестезии при операции удаления зуба;
  • методику удаления зуба с помощью щипцов, элеваторов
  • правила обработки раны после удаления зуба.
  • осложнения после операции удаления зуба и меры профилактики
  • неотложную помощь при осложнениях операции удаления зуба
  • сестринские вмешательства
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста.

Специалист должен уметь:

- осуществить этапы сестринского процесса при операции удаления зуба;

- подготовить пациента к операции удаления зуба;

- подготовить интрументарий к работе;

- ассистировать врачу-стоматологу при операции удаления зуба;

- дать рекомендации пациенту по уходу за полостью рта, уходу за лункой после удаления зуба;

- осуществить мероприятия неотложной помощи при осложнениях по время операции удаления зуба;

- оформить необходимую документацию, выписать рецепты.


 

Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области

Специалист должен знать:

  • этиологию, клинические проявления, осложнения воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, проблемы пациентов;
  • современные методы диагностики и лечения;.
  • особенности анестезии при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области;
  • независимые, взаимозависимые и зависимые сестринские вмешательства;
  • мероприятия неотложной помощи, тактику медицинской сестры;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста;
  • профилактику заболеваний;
  • сестринские вмешательства

Специалист должен уметь:

  • осуществить основные этапы сестринского процесса при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области;
  • подготовить пациента к проведению дополнительных методов обследования;
  • подготовить инструментарий и руки медицинского персонала для вскрытия поднадкостничного абсцесса и операции удаления зуба;
  • ассистировать врачу-стома-тологу при операциях резекции верхушки корня зуба, реплантации и гемисекции зуба;
  • дать рекомендации  пациентам по уходу за полостью рта;
  • оформить необходимую документацию, выписать  рецепты.

Сестринский процесс при травмах челюстно-лицевой области

Специалист должен знать:

  • виды, механизм переломов и ранений нижней и верхней челюсти, клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов;
  • методы диагностики и лечения травм челюстно-лицевой области;
  • хирургические методы лечения переломов нижней челюсти;
  • первую помощь при переломах и ранениях челюстно-лицевой области;
  • правила иммобилизации нижней челюсти;
  • сестринские вмешательства при травмах челюстно-лицевой области;
  • клинические проявления вывихов нижней челюсти, принципы диагностики;
  • правила вправления нижней челюсти;
  • консервативные и хирургические методы лечения вывихов, их профилактику;
  • сестринские вмешательства;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при травмах челюстно-лицевой области;

- подготовить пациента  к проведению дополнительных методов обследования;

- подготовить все необходимое и ассистировать врачу при иммобилизации нижней челюсти;

- дать рекомендации пациентам по уходу за полостью рта;

- оформить необходимую документацию, выписать рецепты.

Сестринский процесс при заболеваниях и повреждениях нервов челюстно-лицевой области

Специалист должен знать:

-  этиологию невралгий и невритов тройничного, языко-глоточного и лицевого нервов, их клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов;

-   современные методы диагностики и лечения;

-  хирургические методы при комплексном лечении заболеваний;

-  независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;

-  неотложные состояния, тактику медицинской сестры при неотложных состояниях;

-  особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста;

-  профилактику заболеваний.

Специалист должен уметь:

  • осуществить основные этапы сестринского процесса при заболеваниях и повреждениях нервов челюстно-лицевой области;
  • подготовить пациента  к проведению дополнительных методов обследования;применить, по назначению врача, основные методики физиотерапевтического лечения;
  • дать рекомендации пациентам по уходу за полостью рта;
  • оформить необходимую документацию, выписать рецепты.

Сестринский процесс при заболеваниях слюнных желез

Специалист должен знать:

  • этиологические факторы острых и хронических воспалительных заболеваний слюнных желез, клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов;
  • современные методы диагностики и лечения заболеваний слюнных желез;
  • хирургические  методы при комплексном лечении заболеваний слюнных желез;
  • независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;
  • неотложные состояния при заболеваниях слюнных желез, тактику медицинской сестры;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста;
  • профилактику заболеваний.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при заболеваниях слюнных желез;

- подготовить пациента  к проведению дополнительных методов обследования (сиалографии и др.);

- подготовить инструментарий и руки медицинского персонала к работе;

- приготовить растворы  для проведения новокаиновых блокад, промывания желез антибиотиками, антисептиками и ферментами;

- дать рекомендации пациентам по уходу за полостью рта;

- оформить необходимую документацию, выписать рецепты.


 

Сестринский процесс при новообразованиях челюстно-лицевой области

Специалист должен знать:

  • этиологические факторы доброкачественных и злокачественных опухолей челюстно-лицевой области, клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов;
  • современные методы диагностики и лечения;
  • независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;
  • неотложные состояния и тактику медицинской сестры при них;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста;
  • профилактику заболеваний.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при новообразованиях челюстно-лицевой области;

- подготовить пациента к проведению дополнительных методов обследования;

- подготовить инструментарий для проведения цитологического исследования;

- подготовить руки медицинского персонала к работе;

- оформить направление для гистологического лабораторного исследования;

- ассистировать врачу-стоматологу при проведении исследований, оперативном вмешательстве по удалению доброкачественной опухоли челюстно-лицевой области;

- дать рекомендации  пациентам по уходу за полостью рта;

- выписать  рецепты.

Организация работы отделения (кабинета) ортопедической стоматологии

 

Специалист должен знать:

  • нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов в области ортопедической стоматологии;
  • задачи, стоящие перед ортопедической стоматологией, объем медицинской помощи, документаци;
  • функциональные обязанности медицинской сестры отделения (кабинета) ортопедической стоматологии, основные качественные показатели работ;
  • назначение и условия эксплуатации оборудования, инструментария отделения (кабинета) ортопедической стоматологии, технику безопасности, лечебно-охранительный и дезинфекционный режим в отделении.

Специалист должен уметь:

  • подготовить рабочее место врача и свое рабочее место к работе (подготовить инструментарий и оборудование;
  • осуществить контроль за правильностью использования, технической исправностью медицинского инструментария и оборудования;
  • осуществлять контроль за правильным использованием и хранением материалов и медикаментов;
  • осуществить контроль за соблюдением лечебно-охранительного и дезрежима на рабочем месте, соблюдением правил асептики и антисептики);
  • оформить необходимую  медицинскую документацию.

 

Сестринский процесс в ортопедической стоматологии

Специалист должен знать:

  • этиологию дефектов коронок зубов, дефектов зубных рядов и полного отсутствия зубов, клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов;
  • современные принципы диагностики и лечения;
  • показания для протезирования дефектов коронок зубов вкладками, искусственными коронками;
  • требования к искусственным коронкам;
  • этапы ортопедического  лечения при полном дефекте коронки зуба;
  • способы фиксации протеза;
  • независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста;
  • профилактику заболеваний.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при дефектах коронок зуба и зубных рядов;

- подготовить пациента к проведению дополнительных методов обследования;

- подготовить инструментарий к работе;

- ассистировать врачу при протезировании (определении степени убыли твердых тканей зуба, получении восковой модели, изготовлении вкладок, припасовке, фиксации, проверке окклюзионных соотношений, удалении зубов, препарировании коронки зуба, получении слепка);

- удалить зубные отложения (ручным способом);

- обучить пациентов пользоваться протезами, уходу за ними;

- дать рекомендации по питанию;

- дать рекомендации пациентам по уходу за полостью рта;

- выписать рецепты.

Стоматологическая помощь детям. Ортодонтия

Специалист должен знать:

  • влияние зубочелюстных аномалий на развитие и формирование организма;
  • этиологию зубочелюстных аномалий, их диагностику, осложнения, проблемы пациент;
  • методы комплексного лечения зубочелюстных аномал;
  • этапы ортопедического лечения при дефектах коронок зуба и зубных ряд;
  • механизм действия ортодонтической аппарату;
  • независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;
  • этиологию, клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, методы диагностики и лечения врожденных расщелин губы и мягкого неба;
  • независимые, взаимозависимые, зависимые сестринские вмешательства;
  • методы постановки правильной речи;
  • организацию ухода за полостью рта у пациентов с зубочелюстными аномалиями.

Специалист должен уметь:

  • осуществить основные этапы сестринского процесса при дефектах коронок зуба и зубных рядов;
  • подготовить пациента  к проведению дополнительных методов обследования;
  • по назначению врача, проводить с пациентом упражнения для тренировки круговой мышцы рта, для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, упражнения при прогеническом, открытом прикусе;
  • оформить необходимую документацию, выписать рецепты.

 

 

 

 

Медицина катастроф. Неотложная помощь

Специалист должен знать:

  • характеристику чрезвычайных ситуаций;
  • мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
  • систему предупреждения и ликвидации последствий ЧС, задачи и структуру службы медицины катастроф;
  • организацию медицинского обеспечения при ЧС;
  • формирование экстренной медицинской помощи в лечебных учреждениях, обязанности медицинских работников при ЧС;
  • виды терминальных состояний;
  • показания, противопоказания к проведению легочно-сердечной реанимации;
  • мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей;
  • методы и технику искусственного дыхания;
  • методику непрямого массажа сердца;
  • критерии оценки реанимационных мероприятий, тактику по отношению к больным, перенесшим реанимацию;
  • виды травм, тактику медицинских работников при оказании медицинской помощи пострадавшим  с травмами опорно-двигательного  аппарата, грудной клетки и живота, черепно-мозговой травмой, травмой глаз, синдромом длительного раздавливания, профилактику  травматического шока, правила транспортной иммобилизации;
  • виды кровотечений, способы остановки кровотечений, тактику медицинского работника;
  • алгоритм действий медицинских работников при оказании первой медицинской  помощи пострадавшим с термическими и химическими ожогами, при отморожении, поражении электрическим током, утоплении и удушении;
  • принципы оказания неотложной помощи, антидоты и их применение, особенности оказания медицинской помощи при массовых отравлениях техногенного  характера;
  • диагностические критерии острой сосудистой и сердечной недостаточности, острого инфаркта миокарда, гипертонического криза, приступа бронхиальной астмы, судорожного синдрома, коматозных состояний, острых аллергических реакций, алгоритм действий медицинских работников при оказании первой медицинской помощи.

Специалист должен уметь:

  • обследовать пострадавших и диагностировать состояния, возникающих при чрезвычайных ситуациях и катастрофах;
  • осуществить легочно-сердечную реанимацию;
  • оказать первую помощь пациентам при травмах опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, живота, черепно-мозговых травмах, травмах глаз, травматическом шоке;
  • провести транспортную иммобилизацию;
  • остановить кровотечение;
  • оказать первую помощь пострадавшим с термическими и химическими ожогами, отморожениями, с поражениями  электрическим током, при утоплении, удушении, при острых отравлениях;
  • оказать первую помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности, остром инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, судорожном синдроме, коматозном состоянии, острых аллергических реакциях.

 

6. ОПОРНЫЕ ТЕСТЫ

 

Цикл: «Сестринское дело в стоматологии», усовершенствование

Специальность: «Сестринское дело»

Должность: Медицинская сестра стоматологических учреждений

 

Общие вопросы анатомии, гистологии, физиологии органов полости рта

 

1. Сроки прорезывания центральных резцов на нижней челюсти (молочные зубы):

    1. 3-9 мес.
    2. 7-11 мес.
    3. 10-14 мес.

 

2. Сроки прорезывания боковых резцов на верхней челюсти (молочные зубы):

1) 7-11 мес.

2) 12-16 мес.

3) 13-18 мес.

 

3. Сроки прорезывания нижних клыков (постоянные зубы):

1) 8-10 лет

2) 5-7 лет

3) 10-12 лет

 

4. Клиническая коронка зуба – это:

1) часть зуба, которая выступает над десной

2) часть зуба, покрытая  эмалью

 

5. Корень зуба – это:

    1. часть зуба, покрытая цементом
    2. часть зуба, покрытая эмалью

 

6. Расстояние  между центральными резцами при  нормальном открывании рта:

    1. 1 см
    2. 8 см
    3. 5 см

 

Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования в 

стоматологии. Роль медицинской сестры в  их подготовке и проведении

 

1. Сестринское обследование в стоматологии включает:

  1. осмотр, термодиагностику, опрос
  2. опрос, осмотр, перкуссию, пальпацию
  3. рентгенографию, электроодонтометрию, биопсию
  4. пальпацию, биопсию, электроодонтометрию

 

2. Сестринское обследование пациента начинают с выяснения:

  1. жалоб
  2. причины потери зубов
  3. наличия системных профессиональных вредностей
  4. наличия системных заболеваний

 

3. Осмотр полости рта медицинская сестра должна начинать с:

  1. собственно с полости рта
  2. преддверия полости рта
  3. осмотра языка
  4. осмотра дна полости рта

 

4. При внешнем осмотре пациента медицинская сестра должна обращать внимание на:

  1. углы рта
  2. наличие отпечатков зубов
  3. вид прикуса
  4. наличие асимметрии лица

Информация о работе Сестринское дело в стоматологии