Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:01, реферат
При разработке стандарта учтены профессиональные требования по специальности «Сестринское дело», а также виды и направления деятельности медицинских сестер стоматологических учреждений, место специалистов стоматологической службы в современной системе здравоохранения. Определен объем знаний, умений и навыков, необходимых специалисту среднего звена, работающему в специализированных отделениях и кабинетах.
Пояснительная записка.
Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием, специальность «Сестринское дело».
Примерные должностные инструкции медицинской сестры стоматологического отделения (кабинета).
Примерная программа.
Примерный тематический план.
Примерный учебно-тематический план (теоретический курс).
Примерный учебно-тематический план (практический курс).
Знания, умения, навыки по специальности «Сестринское дело» специалиста, работающего в должности медицинской сестры стоматологического учреждения.
Опорные тесты с эталонами ответов.
Библиография.
Примерный перечень наглядных средств обучения.
Примерный перечень технических средств обучения.
Примерный перечень учебных баз и кабинетов.
10 |
Ортопедическая стоматология |
4 |
|
10.1 |
Организация работы отделения (кабинета) ортопедической стоматологии. |
2 |
Структура и функции отделения (кабинета) ортопедической стоматологии, санитарно-гигиенические требования, режим работы. Штатное расписание. Должностные инструкции специалистов со средним медицинским образованием. Оформление учетно-отчетной документации. Условия эксплуатации оборудования и инструментария отделения (кабинета), инструкции по технике безопасности. Организация лечебно-охрани-тельного и дезрежима в отделении (кабинете). |
10.2 |
Сестринский процесс в ортопедической стоматологии. |
2 |
Сестринское обследование пациента при дефектах коронок зуба и зубных рядов. Выявление проблем пациентов. Подготовка пациента к проведению дополнительных методов обследования. Приготовление инструментария к работе. Знакомство с этапами ортопедич Протезирование коронки зуба искусственными коронками. Требования к искусственной коронке. Знакомство с техникой протезирования искусственной коронкой. Этапы ортопедического лечения. Ортопедическое лечение при полном дефекте коронки зуба. Участие медицинской сестры. Обучение пациентов пользованию протезами, уходу за съемными и несъемными протезами, уходу за полостью рта, рекомендации по питанию. Оформление документации. Выписка рецептов. |
11 |
Стоматологическая помощь детям. Ортодонтия. |
4 |
Сестринское обследование пациента при зубочелюстных аномалиях. Выявление проблем пациентов. Подготовка пациента к проведению дополнительных методов обследования. Роль медицинской сестры в лечении зубочелюстных аномалий. Современные ортодонтические лечебные аппараты, их применение. Современные брекет-системы. Принципы диспансеризации детского населения у стоматолога. Оформление документации. Выписка рецептов. |
12 |
Медицина катастроф. Неотложная помощь |
4 |
Особенности обследования пострадавших и диагностика состояний, возникающих при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Тактика медицинского работника при диагностике неотложных состояний. Техника проведения легочно-сердечной реанимации. Ревизия и очистка полости рта, мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Техника проведения реанимационных мероприятий одним и двумя медицинскими работниками. Оценка эффективности реанимационных мероприятий. Тактика медицинского работника при травмах опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, живота, черепно-мозговых травмах, травмах глаз, травматическом шоке. Техника транспортной иммобилизации. Тактика медицинского работника при геморрагическом шоке. Способы остановки кровотечений. Тактика медицинского работника при оказании неотложной помощи пострадавшим с термическими и химическими ожогами, отморожениях, поражении электрическим током, утоплении, удушении. Тактика медицинского работника при острых отравлениях. Тактика медицинского работника при оказании неотложной помощи при острой сердечно- сосудистой недостаточности, остром инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, судорожном синдроме, коматозном состоянии, острых аллергических реакциях. |
13 |
Региональный компонент |
6 |
Распространенность патологии тканей и органов полости рта в регионе. Различия в структуре заболеваемости в регионе и в России. Возможные причины повышенной заболеваемости. Причины запущенности. Региональные программы по профилактике, современной диагностике заболеваний зубов и полости рта, роль медицинской сестры в их реализации. |
5. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СТОМАТОЛОГИИ» СПЕЦИАЛИСТА,
РАБОТАЮЩЕГО В ДОЛЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел |
Знания |
Умения, навыки |
Система и политика здравоохранения в РФ. Организация стоматологической помощи населению |
Специалист должен знать:
|
|
Теоретические основы сестринского дела в стоматологии |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|
Этические и психологические аспекты в деятельности медицинской сестры стоматологического профиля |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|
Правовые аспекты в деятельност |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - выполнять функциональные обязанности; - соблюдать права пациентов, медицинскую тайну. |
Инфекционная безопасность пациентов и персонала, инфекционный контроль |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - подготовить руки к выполнению манипуляций; -организовать правильное использование и хранение дезинфектантов в стоматологии; - осуществить обработку стоматологического инструментария, оборудования; - осуществлять мероприятия по контролю качества дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации; - проводить утилизацию разовых медицинских инструментов; - осуществлять мероприятия по обработке использованного перевязочного материала; - соблюдать меры предосторожности при работе с дезсредствами; - выполнять меры защиты персонала; - оказать первую медицинскую помощь при отравлении дезсредствами.
|
Основные виды манипуляций в сестринском деле |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|
Общие вопросы анатомии, гистологии, физиологии органов полости рта. Возрастные особенности. |
Специалист должен знать:
|
|
Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования в стоматологии. Роль медицинской сестры в их подготовке и проведении. |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - провести сестринское обследование стоматологического пациента; - определить индекс гигиены полости рта с применением индикаторов зубного налета; - заполнить медицинскую карту на стоматологического пациента; - подготовить пациента к проведению дополнительных методов обследования. |
Материаловедение |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|
Лекарствоведение. Обезболивание в стоматологии |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - подготовить медикаменты, пациента к проведению премедикации, местного и общего обезболивания - осуществлять контроль за состоянием пациента при проведении премедикации и обезболивания - своевременно оказать помощь при осложнениях при проведении премедикации, местного и общего обезболивания. |
Реабилитация пациентов в стоматологии. Физиотерапевтические методы в стоматологии |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|
Профилактика стоматологических заболеваний. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности медицинской сестры |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - обучить пациентов индивидуальной гигиене полости рта; - осуществить контроль гигиены полости рта; - дать рекомендации по правилам чистки зубов, выбору зубных паст; - удалить зубной камень, по назначению врача, полировать пломбы.
|
Организация работы отделения (кабинета) терапевтической стоматологии |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - подготовить рабочее место врача и свое рабочее место к работе (подготовить инструментарий и оборудование; - осуществить контроль за правильностью использования, технической исправностью медицинского инструментария и оборудования; - осуществить контроль за правильным использованием и хранением материалов и медикаментов; - осуществить контроль за соблюдением лечебно-охранительного и дезрежима на рабочем месте, соблюдением правил асептики и антисептики; - оформить необходимую медицинскую документацию. |
Сестринский процесс при заболеваниях твердых тканей зуба |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь: - осуществить основные этапы сестринского процесса при кариесе зубов, заболеваниях твердых тканей зуба некариозного происхождения; - подготовить аппаратуру и инструментарий к работе; - подготовить пациента к дополнительным методам обследования (бактериологическому определению микрофлоры полости рта, стоматоскопии, капилляроскопии, биомикроскопии, реографии; и др.); - подготовить медикаменты и пациента к проведению обезболивания; - замешать пломбировочный материал (временный и постоянный), материал для лечебных и изолирующих прокладок, для пломбирования корневых каналов; - приготовить лечебные пасты, растворы для аппликаций, растворы для полоскания полости рта; - ассистировать врачу при пломбировании и других лечебно-диагностических манипуляциях; - по назначению врача, осуществить глубокое фторирование, покрытие зубов фторлаком; - дать пациенту рекомендации по уходу за полостью рта, выбору зубных паст; - оформить необходимую медицинскую документацию, выписать рецепты. |
Сестринский процесс при заболеваниях пародонта |
Специалист должен знать: - формы, этиологию, клинические проявления, осложнения заболеваний пародонта; - современные методы диагностики и лечения заболеваний пародонта; - методику обработки патологических десневых карманов (аппликация, орошение, инстилляция, повязки и др.); - мероприятия по профилактике заболеваний десны и пародонта; - тактику при неотложных состояниях; - сестринские вмешательства; - особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста. |
Специалист должен уметь: - осуществить основные этапы сестринского процесса при заболеваниях пародонта; - подготовить аппаратуру и инструментарий к работе; - подготовить пациента к дополнительным методам обследования (набор реактивов для функциональных проб, маркированные индикаторные бумажки для определения рН слюны и десневой жидкости, градуированные зонды для определения глубины десневых карманов, набор инструментов для взятия материала на цитологическое и гистологическое исследование и др.); - приготовить и наложить лечебные повязки на десну; - наложить твердеющую повязку СК-М на десну; - осуществить вакуум-массаж десен; - приготовить растворы антисептиков; - ассистировать врачу при проведении лечебно-диагностических манипуляций; - дать пациенту рекомендации по уходу за полостью рта, выбору зубных паст; - оказать неотложную помощь; - оформить необходимую медицинск |
Сестринский процесс при заболеваниях слизистой оболочки полости рта, языка, красной каймы губ |
Специалист должен знать:
|
Специалист должен уметь:
|