Сестринское дело в стоматологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

При разработке стандарта учтены профессиональные требования по специальности «Сестринское дело», а также виды и направления деятельности медицинских сестер стоматологических учреждений, место специалистов стоматологической службы в современной системе здравоохранения. Определен объем знаний, умений и навыков, необходимых специалисту среднего звена, работающему в специализированных отделениях и кабинетах.

Содержание

Пояснительная записка.
Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием, специальность «Сестринское дело».
Примерные должностные инструкции медицинской сестры стоматологического отделения (кабинета).
Примерная программа.
Примерный тематический план.
Примерный учебно-тематический план (теоретический курс).
Примерный учебно-тематический план (практический курс).
Знания, умения, навыки по специальности «Сестринское дело» специалиста, работающего в должности медицинской сестры стоматологического учреждения.
Опорные тесты с эталонами ответов.
Библиография.
Примерный перечень наглядных средств обучения.
Примерный перечень технических средств обучения.
Примерный перечень учебных баз и кабинетов.

Работа состоит из  1 файл

сестрнское дело.doc

— 935.50 Кб (Скачать документ)

 

10

Ортопедическая стоматология

4

 

10.1

Организация работы отделения (кабинета) ортопедической стоматологии.

2

Структура и функции отделения (кабинета) ортопедической стоматологии, санитарно-гигиенические требования, режим работы. Штатное расписание. Должностные инструкции специалистов со средним медицинским образованием. Оформление учетно-отчетной документации. Условия эксплуатации оборудования и инструментария отделения (кабинета), инструкции по технике безопасности. Организация лечебно-охрани-тельного и дезрежима в отделении (кабинете).

10.2

Сестринский процесс в ортопедической стоматологии.

2

Сестринское обследование пациента при дефектах коронок зуба и зубных рядов.

Выявление проблем пациентов. Подготовка пациента к проведению дополнительных методов обследования. Приготовление инструментария к работе.

Знакомство с этапами ортопедического лечения. Протезирование дефектов коронок. Определение степени убыли твердых тканей зуба. Получение восковой модели. Изготовление вкладки. Припасовка, фиксация. Проверка окклюзионных соотношений.

Протезирование коронки зуба искусственными коронками. Требования к искусственной коронке. Знакомство с техникой протезирования искусственной коронкой. Этапы ортопедического лечения. Ортопедическое лечение при полном дефекте коронки зуба. Участие медицинской сестры. Обучение пациентов пользованию протезами, уходу за съемными и несъемными протезами, уходу за полостью рта, рекомендации по питанию. Оформление документации. Выписка рецептов.

11

Стоматологическая помощь детям. Ортодонтия.

4

Сестринское обследование пациента при зубочелюстных аномалиях.

Выявление проблем пациентов. Подготовка пациента к проведению дополнительных методов обследования. Роль медицинской сестры в лечении зубочелюстных аномалий. Современные ортодонтические лечебные аппараты, их применение. Современные брекет-системы. Принципы диспансеризации детского населения у стоматолога.

Оформление документации. Выписка рецептов.

12

Медицина катастроф. Неотложная помощь

4

Особенности обследования пострадавших и диагностика состояний, возникающих при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Тактика медицинского работника при диагностике неотложных состояний. Техника проведения легочно-сердечной  реанимации. Ревизия и очистка полости рта, мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Техника проведения реанимационных мероприятий одним и двумя медицинскими работниками. Оценка эффективности реанимационных мероприятий.

Тактика медицинского работника при травмах опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, живота, черепно-мозговых травмах, травмах глаз, травматическом шоке. Техника транспортной иммобилизации.

Тактика медицинского работника при геморрагическом шоке. Способы остановки кровотечений.

Тактика медицинского работника при оказании неотложной помощи пострадавшим с термическими и химическими ожогами, отморожениях, поражении электрическим током, утоплении, удушении.

Тактика медицинского работника при острых отравлениях.

Тактика медицинского работника при оказании неотложной помощи при острой сердечно- сосудистой недостаточности, остром инфаркте миокарда,  гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, судорожном синдроме, коматозном состоянии, острых аллергических реакциях.

13

Региональный компонент

6

Распространенность  патологии тканей и органов полости  рта в регионе. Различия в структуре заболеваемости в регионе и в России. Возможные причины повышенной заболеваемости. Причины запущенности. Региональные программы по профилактике, современной диагностике заболеваний зубов и полости рта, роль медицинской сестры в их реализации.


 

5. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

«СЕСТРИНСКОЕ  ДЕЛО В СТОМАТОЛОГИИ» СПЕЦИАЛИСТА,

РАБОТАЮЩЕГО В  ДОЛЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Раздел

Знания

Умения, навыки

Система и политика  здравоохранения в РФ. Организация стоматологической помощи населению

Специалист должен знать:

  • систему организации медицинской помощи в РФ;
  • основные направления реформирования здравоохранения, сестринского дела  в РФ;
  • организацию стоматологической помощи населению в РФ;
  • статистические показатели стоматологического здоровья в РФ;
  • структуру учреждений стоматологической службы;
  • порядок взаимодействия амбулаторно-поликлинических стоматологических служб.

 

Теоретические основы сестринского дела в стоматологии

Специалист должен знать:

  • основные направления реформирования сестринского дела в РФ;
  • философию сестринского дела;
  • этапы сестринского процесса;
  • правила оформления сестринской документации в соответствии с этапами сестринского процесса.

Специалист должен уметь:

    • провести сестринское обследование пациентов стоматологического профиля;
    • поставить сестринские диагнозы;
    • определить цели и планировать сестринские вмешательства;
    • реализовать сестринские вмешательства;
    • провести оценку и коррекцию вмешательств;
    • заполнить сестринскую историю болезни на стоматологического пациента.

Этические и психологические аспекты в деятельности медицинской сестры стоматологического профиля

Специалист должен знать:

  • этические нормы в работе медицинской сестры;
  • этический кодекс медицинской сестры;
  • основы общей и медицинской психологии;
  • психологические проблемы пациентов стоматологического профиля;
  • основы конструктивного общения;
  • основы сестринской педагогики.

Специалист должен уметь:

  • выявлять психологические проблемы пациентов;
  • планировать сестринские вмешательства при выявлении психологических проблем пациента;
  • конструктивно общаться;
  • применить на практике приемы и методы сестринской педагогики.

 

Правовые аспекты в деятельности медицинской сестры

Специалист должен знать:

  • основы законодательства об охране здоровья граждан;
  • права и обязанности медицинских работников;
  • права пациентов;
  • дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность медицинских работников.

Специалист должен уметь:

- выполнять функциональные обязанности;

- соблюдать права пациентов, медицинскую тайну.

Инфекционная безопасность пациентов и персонала, инфекционный контроль

Специалист должен знать:

  • организацию работы стоматологического отделения (кабинета) по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима;
  • правила санитарного содержания помещений;
  • противоэпидемические  мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями;
  • систему  инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала в стоматологии;
  • методы и приемы проведения дезинфекционных мероприятий;
  • дезинфекционный режим в стоматологическом отделении (кабинете);
  • этапы обработки медицинского инструментария, оборудования;
  • методы обеззараживания рук;
  • современные методы дезинфекции и стерилизации;
  • меры предосторожности при работе с дезсредствами;
  • первую медицинскую помощь при случайных отравлениях дезсредствами;
  • контроль качества дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации;
  • нормативные документы по санитарно-противоэпидемическому режиму в стоматологии;
  • пути передачи социально опасных и инфекционных заболеваний, их профилактику.

Специалист должен уметь:

- подготовить руки к выполнению манипуляций;

-организовать правильное использование и хранение дезинфектантов в стоматологии;

- осуществить обработку стоматологического инструментария, оборудования;

- осуществлять мероприятия по контролю качества дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации;

- проводить утилизацию разовых медицинских инструментов;

- осуществлять  мероприятия по обработке использованного перевязочного материала;

- соблюдать меры предосторожности при работе с дезсредствами;

- выполнять меры защиты персонала;

- оказать первую медицинскую помощь при отравлении дезсредствами.

 

 

 


 

Основные виды манипуляций в сестринском деле

Специалист должен знать:

  • правила определения числа дыхательных движений, измерения АД, подсчета пульса, правила определения суточного диуреза, измерения температуры тела, построения графика температурной кривой;
  • способы введения лекарственных средств в организм;
  • пути выведения лекарственных средств из организма, значение индивидуальных особенностей организма, его состояния для проявления действия лекарственных средств: возраст, пол, состояние и др.;
  • правила  выписки и хранения лекарственных средств, ведение учетной текущей документации;
  • перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, перечень наркотических  лекарственных средств, лекарственные средства, подлежащие хранению в холодильнике, лекарственные средства, несовместимые в одном шприце;
  • алгоритм действия медицинской сестры при обращении с лекарственными средствами;
  • контроль качества лекарств;
  • правила дозирования лекарств;
  • правила накрытия стерильного стола;
  • правила постановки инъекций;
  • правила сбора системы для капельного введения;
  • правила взятия мазка из зева;
  • осложнения парентерального введения лекарственных препаратов, алгоритм действий медицинской сестры при их выявлении;
  • гигиенические мероприятия при уходе за кожей и слизистыми;
  • правила постановки согревающего компресса;
  • применение грелки и пузыря со льдом, технику подачи кислорода.

Специалист должен уметь:

  • подсчитать частоту дыхания, пульс, измерить АД;
  • определить водный баланс;
  • построить график температурной кривой;
  • правильно хранить лекарственные средства;
  • выписать рецепты;
  • накрыть стерильный столик, собрать шприц, систему для капельного введения лекарств;
  • осуществить венепункцию, поставить подкожную, внутрикожную инъекцию, поставить систему для внутривенного вливания;
  • взять мазок из зева;
  • выявить побочные эффекты от лекарственной терапии, осложнения при парентеральном введении лекарственных препаратов в организм;
  • осуществить гигиенические мероприятия при уходе за пациентом;
  • поставить согревающий компресс, грелку, применить пузырь со льдом;
  • наладить подачу кислорода.

 

Общие вопросы анатомии, гистологии, физиологии органов полости рта. Возрастные особенности.

Специалист должен знать:

  • строение верхней и нижней челюсти;
  • анатомическое строение молочных и постоянных зубов, их функции;
  • сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;
  • гистологическое строение зубов, химический состав эмали, дентина, цемента;
  • строение и функции периодонта;
  • основы топографической анатомии челюстно-лицевой области;
  • состав микрофлоры полости рта;
  • строение и функции слизистой оболочки полости рта и языка;
  • особенности кровоснабжения и иннервации челюстно-лицевой области;
  • взаимосвязь патологии полости рта с заболеваниями внутренних органов.
 

Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования в стоматологии. Роль медицинской сестры в их подготовке и проведении.

Специалист должен знать:

  • правила сбора жалоб, анамнеза;
  • правила осмотра лица, преддверия рта;
  • правила оценки состояния зубов, прикуса, пломб и протезов;
  • правила обследования тканей пародонта, оценки кожи, слизистых, функций тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего нервов;
  • показания, противопоказания и основные этапы проведения дополнительных методов обследования в стоматологии, подготовку пациента к проведению этих методов, возможные осложнения.

Специалист должен уметь:

- провести сестринское обследование стоматологического пациента;

- определить индекс гигиены полости рта с применением индикаторов зубного налета;

- заполнить медицинскую карту  на стоматологического пациента;

- подготовить пациента к проведению дополнительных методов обследования.

Материаловедение

Специалист должен знать:

  • основные материалы, применяемые в стоматологии, их назначение, характеристику, технику применения и условия хранения, действие на ткани, органы полости рта пациента, на медицинский персонал
  • технику безопасности при работе с материалами.

Специалист должен уметь:

  • подготовить к работе и замешать пломбировочные  материалы, искусственный дентин, цинк-эвгеневую пасту, пасту из кальменина, фосфатного цемента, силикатного цемента, силико-фосфатного цемента, серебряной амальгамы, акрилоксида и др. пластмасс
  • шлифовать и полировать цементные, пласмассовые и амальгамовые пломбы.

Лекарствоведение. Обезболивание в стоматологии

Специалист должен знать:

  • правила выписки, хранения и применения лекарственных средств в стоматологии
  • приемы психологической профилактики боли
  • механизм действия медикаментов, применяемых для премедикации, местного и общего обезболивания, показания, противопоказания, побочное действие, условия хранения
  • клинические признаки осложнений при проведении премедикации, местного и общего обезболивания, мероприятия неотложной помощи.

Специалист должен уметь:

- подготовить медикаменты, пациента к проведению премедикации, местного и общего обезболивания

- осуществлять контроль за состоянием пациента при проведении премедикации и обезболивания

- своевременно оказать помощь при осложнениях при проведении премедикации, местного и общего обезболивания.

Реабилитация пациентов в стоматологии. Физиотерапевтические методы в стоматологии

Специалист должен знать:

  • виды реабилитации, ее цели, реабилитационные методы в стоматологии, механизм их действия;
  • показания, противопоказания к проведению физиотерапевтических процедур;
  • принципы работы физиотерапевтических аппаратов;
  • технику и методику проведения физиотерапевтических процедур, возможные осложнения;
  • технику безопасности при работе с физиотерапевтическими аппаратами.

Специалист должен уметь:

  • применить по назначению врача реабилитационные мероприятия в стоматологии;
  • обучить пациентов аутомассажу десен;
  • выполнить простейшие физиотерапевтические процедуры, используемые в стоматологической практике;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с физиотерапевтической аппаратурой.

Профилактика стоматологических заболеваний. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности медицинской сестры

Специалист должен знать:

  • мероприятия первичной и вторичной профилактики стоматологических заболеваний, мероприятия  коллективной и индивидуальной профилактики стоматологической заболеваемости;
  • роль рационального и сбалансированного питания в профилактике стоматологических заболеваний;
  • мероприятия индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта;
  • особенности удаления зубного камня, полирования пломб;
  • мероприятия по диспансеризации пациентов стоматологического профиля;
  • предметы и средства индивидуальной профилактики.

Специалист должен уметь:

- обучить пациентов индивидуальной гигиене полости рта;

- осуществить контроль гигиены полости рта;

- дать рекомендации по правилам чистки зубов, выбору зубных паст;

- удалить зубной камень, по назначению врача, полировать пломбы.

 

Организация работы отделения (кабинета) терапевтической стоматологии

Специалист должен знать:

  • основные нормативные документы, регламентирующие деятельность специалистов в области терапевтической стоматологии;
  • задачи, стоящие перед терапевтической стоматологией на современном этапе;
  • функциональные обязанности медицинской сестры отделения (кабинета) терапевтической стоматологии, основные качественные показатели работы;
  • назначение, условия эксплуатации оборудования, инструментария отделения терапевтической стоматологии, технику безопасности при работе на оборудовании;
  • лечебно-охранительный и дезинфекционный режим в отделении (кабинете).

Специалист должен уметь:

- подготовить рабочее место врача и свое рабочее место к работе (подготовить инструментарий и оборудование;

- осуществить контроль за  правильностью использования, технической исправностью медицинского инструментария и оборудования;

- осуществить контроль за правильным использованием и хранением материалов и медикаментов; 

- осуществить контроль за соблюдением лечебно-охранительного и дезрежима на рабочем месте, соблюдением правил асептики и антисептики;

- оформить необходимую медицинскую документацию.

Сестринский процесс при  заболеваниях твердых тканей зуба

Специалист должен знать:

  • формы, этиологию, клинические проявления, осложнения кариеса зубов, заболеваний твердых тканей зуба некариозного происхождения;
  • современные методы диагностики и лечения заболеваний;
  • правила применения современных пломбировочных и прокладочных материалов;
  • современные методы отбеливания коронок зуба;
  • мероприятия по профилактике кариеса зубов, заболеваний твердых тканей зуба некариозного происхождения;
  • клинику неотложных состояний, тактику медицинской сестры при них;
  • сестринские вмешательства при заболеваниях твердых тканей зуба;
  • особенности сестринского процесса у детей, лиц пожилого и старческого возраста.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при кариесе зубов, заболеваниях твердых тканей зуба некариозного происхождения;

- подготовить аппаратуру и инструментарий к работе;

- подготовить пациента к дополнительным методам обследования (бактериологическому определению микрофлоры полости рта, стоматоскопии, капилляроскопии, биомикроскопии, реографии;

 и др.);

- подготовить  медикаменты и пациента к проведению обезболивания;

- замешать пломбировочный материал (временный и постоянный), материал для лечебных и изолирующих прокладок, для пломбирования корневых каналов;

- приготовить лечебные пасты, растворы для аппликаций, растворы для полоскания полости рта;

- ассистировать врачу при пломбировании и других лечебно-диагностических манипуляциях;

- по назначению врача, осуществить глубокое фторирование, покрытие зубов фторлаком;

- дать пациенту рекомендации по уходу за полостью рта, выбору зубных паст;

- оформить необходимую медицинскую документацию, выписать рецепты.

Сестринский процесс при заболеваниях пародонта

Специалист должен знать:

- формы, этиологию, клинические проявления, осложнения заболеваний пародонта;

- современные методы диагностики и лечения заболеваний пародонта;

- методику обработки патологических десневых карманов (аппликация, орошение, инстилляция, повязки и др.);

- мероприятия по профилактике заболеваний десны и пародонта;

- тактику при неотложных состояниях;

- сестринские вмешательства;

- особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста.

Специалист должен уметь:

- осуществить основные этапы сестринского процесса при заболеваниях пародонта;

- подготовить аппаратуру и инструментарий к работе;

- подготовить пациента к дополнительным методам обследования (набор реактивов для функциональных проб, маркированные индикаторные бумажки для определения рН слюны и десневой жидкости, градуированные зонды для определения глубины десневых карманов, набор инструментов для взятия материала на цитологическое и  гистологическое исследование и др.);

- приготовить и наложить лечебные повязки на десну;

- наложить твердеющую повязку СК-М на десну;

- осуществить вакуум-массаж десен;

- приготовить растворы антисептиков;

- ассистировать врачу при проведении лечебно-диагностических манипуляций;

- дать пациенту рекомендации по уходу за полостью рта, выбору зубных паст;

- оказать неотложную помощь;

- оформить необходимую медицинскую документацию, выписать рецепты.

Сестринский процесс при заболеваниях слизистой оболочки полости рта, языка, красной каймы губ

Специалист должен знать:

  • этиологию, клинические проявления, осложнения заболеваний слизистой оболочки полости рта, проявления общих заболеваний на слизистой оболочке полости рта;
  • современные методы диагностики и лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта;
  • мероприятия по профилактике
  • заболеваний слизистой оболочки полости рта;
  • тактику при травматических, химических повреждениях слизистой оболочки полости рта;
  • неотложную помощь при аллергических заболеваниях слизистой оболочки полости рта;
  • сестринские вмешательства;
  • особенности сестринского процесса у детей, при оказании помощи пациентам пожилого и старческого возраста.

Специалист должен уметь:

  • осуществить основные этапы сестринского процесса при заболеваниях слизистой оболочке полости рта, языка, красной каймы губ;
  • подготовить аппаратуру и инструментарий к работе;
  • подготовить пациента к дополнительным методам обследования (бактериологическое определение микрофлоры полости рта и др.);
  • приготовить растворы для полоскания полости рта;
  • по назначению врача, произвести орошение, аппликацию слизистой полости рта;
  • ассистировать врачу при проведении лечебно-диаг-ностических манипуляций;
  • дать пациенту рекомендации по уходу за полостью рта, выбору зубных паст, рациональному и сбалансированному питанию;
  • оказать неотложную помощь;
  • оформить необходимую медицинскую документацию, выписать рецепты.

Информация о работе Сестринское дело в стоматологии