Школьный тарвматизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования:
2. Оценить состояние школьного травматизма в образовательном учреждении;
3. Проанализировать систему профилактики травматизма в образовательном учреждении;
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы школьного травматизма в настоящее время 6
1.1. Общие сведения о травматизме 6
1.2. Анализ травматизма в образовательном учреждении 14
Глава 2. Профилактика школьного травматизма 24
2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении 24
2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся 34
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся 40
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Диплом Школьный травматизм.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

В 2010 году  в городе Нижний Тагил году количество зарегистрированных травм осталось на уровне 2009 года и составило 5194 случая (2009 год – 5188). Интенсивный показатель на 1000 детей и подростков до 18 лет составил 75,9; в 2009 году – 72,8; до 15 лет - 98,7; в 2010 году – 82,3.

Наибольшее количество травм ежегодно регистрируется среди детей и подростков Дзержинского района.

Наибольший уровень травматизма зарегистрирован среди школьников – 111,3 на 1000 человек (2009 год – 121,6). Уровень травматизма среди детей дошкольного возраста ниже, чем среди детей, посещающих дошкольные учреждения (на 1000 детей – 57,3 и 62,0 соответственно)

Структура травматизма по месту происшествия:

1 место -  бытовая травма  - 59,5 % от общего количества травм;

2 место – уличная травма – 22,2 %;

3 место – школьная травма – 10,4 %;

4 место – спортивная травма – 5,2 %;

5 место – прочая – 1,7 %.

По возрастным группам:

-         дети до 7 лет – 1432 человек (27,6 %);

-         дети от 7 до 10 лет – 1106 человек (21,3 %);

-         подростки от 11 до 14 лет – 1684 человека (32,4 %).

Во всех возрастных группах мальчиков травмировалось больше, чем девочек.

Наиболее частыми причинами являются:

1. Падения – 2557 случаев (49,1 %), в быту произошло 54,7 % всех случаев падений, 28,9 % - на улице, 14,2 % - падения со зданий и сооружений, деревьев, 4,7 % - со спортивного оборудования, 42,8 % - другие (не уточненные) падения.

2. Воздействия неживых механических сил – 1890 случаев (36,6 %). Среди группы причин от воздействия неживых механических сил чаще встречаются:

-         удары о различные предметы (72,5 %);

-         травмы от соприкосновения с острым краем стекла (12,1 %);

-         удары спортивным оборудованием и от соприкосновения с ручным инструментом – по 2,9 %;

-         проникновение инородных тел через кожу или естественные отверстия – 1,4 %.

3. Воздействия живых механических сил (людей или животных) – 7,6 %. Среди группы причин таких травм 59,4 % приходится на удары, толчки, выкручивания, укусы, совершенные другими лицами, 32,0 % - укусы собак, 5,6 % - удары (столкновения), нанесенные другими млекопитающими.

4. Травмы, связанные с соприкосновением с горячими и раскаленными предметами и веществами – 180 случаев (3,5 %). Ожоги горячим паром – 42,8 %, горячими напитками, пищей – 32,2 %.

5. Транспортные несчастные случаи – 89 случаев (1,7 %), из них 41,6 % (37 случаев) приходится на травмы, произошедшие с пешеходами, пострадавшими в ТНС, 34,8 % - травмы, произошедшие с велосипедистами. 11 детей пострадало при столкновении легковых автомобилей (при нахождении в автомобиле).

Школьная травма. Всего зарегистрировано 520 случаев школьной травмы, что в 2 раза больше, чем в 2005 году (270 случаев), в том числе 63 случая в ДОУ, 457 – в школах.

Дзержинский район – 279 случаев (61,1 % от всех случаев школьной травмы), показатель на 1000 школьников – 16,0.

Тагилстроевский район – 99 случаев (21,7 %), показатель – 5,2.

Ленинский район – 79 случаев (17,3 %), показатель 4,9.

Распределение травм по локализации:

-         травмы головы – 21,4 % (902 случая);

-         травмы запястья и кисти – 20,4 % (863 случая);

-         травмы области голеностопного сустава и стопы – 18,6 % (784 случая);

-         травмы локтя и предплечья – 13,8 % (580 случаев);

-         травмы колена и голени – 9,7 % (411 случай);

-         травмы плечевого пояса и плеча – 3,6 % (151 случай);

-         термические и химические ожоги – 3,3 % (103 случая);

-         травмы живота, нижней части спины – 2,5 % (106 случаев).

В целях профилактики детского травматизма в образовательных учреждениях города создано 64 отряда  юных инспекторов дорожного движения, 66 дружин юных пожарных, 30 кружков «Юный спасатель», которые активно пропагандируют  основы безопасности жизнедеятельности и  участвуют в различных конкурсах, викторинах, выставках. Победители городских соревнований принимают участие в областных мероприятиях по пожарно-прикладному спорту, соревнованиях «Безопасное колесо», «Школа безопасности.  В учреждениях дополнительного образования организовано 18 кружков  по изучению правил дорожного движения и пожарной безопасности.

В целях профилактики гибели и травматизма, несовершеннолетних в летний период субъектами системы профилактики проведено 22 специализированных рейда по профилактике гибели несовершеннолетних на воде, объектов транспорта, по выявлению и устранению травмоопасных мест в микрорайонах города. На родительские собрания приглашаются сотрудники ГИБДД, ПДН, ГО и ЧС, ГПН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профилактика школьного травматизма

 

2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении

 

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста. Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1.      Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2.      Коллектив (школа, детское учреждение).

3.      Семья. Непосредственно личность.

Ценность образовательных программ в качестве средства профилактики травматизма является предметом активных дебатов, поскольку в этом случае речь идет о необходимости индивидуумов изменять свое поведение. Приведенные ниже  примеры иллюстрируют применение программ обучения и формирования навыков с целью профилактики травматизма. Эффективность данного подхода значительно повышается при его использовании в комбинации с другими мерами, такими как правовая регуляция или коррекция условий окружающей среды.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в двух основных направлениях:

-         гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

-         работа по созданию безопасной среды обитания детей.

Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заведующим учебной частью и директором школы, а также в план санитарно-просветительной работы ответственные за его выполнение медицинские работники школ.

В школах чаще всего планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в то время как вопросам, связанным с повреждениями в школе не уделяется должного внимания. Вместе с тем, в планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма должны найти отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести профилактическую работу. Медицинские работники обязаны информировать всех работников школы о случаях травм. Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе – далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.

Нередкая причина травм — нарушение санитарно-гигиенических норм учебного процесса в школе. Поэтому медицинские работники обязаны осуществлять систематический контроль за состоянием всех школьных помещений, их освещенностью, состоянием школьного участка, организацией школьных перемен, уроков физкультуры и т. д. Естественно, что к этой сложной работе медики должны привлекать весь педагогический и технический персонал школ.

В планах работы школ должны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами

Пропаганда безопасных методов обучения. Цель пропаганды требований охраны труда – внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда.

Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям.

Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.

Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.

Информация о работе Школьный тарвматизм