Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель: выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования:
2. Оценить состояние школьного травматизма в образовательном учреждении;
3. Проанализировать систему профилактики травматизма в образовательном учреждении;
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы школьного травматизма в настоящее время 6
1.1. Общие сведения о травматизме 6
1.2. Анализ травматизма в образовательном учреждении 14
Глава 2. Профилактика школьного травматизма 24
2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении 24
2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся 34
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся 40
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения
- получив в подарок сложный бытовой прибор, предпочитали сразу включить его, не ознакомившись с инструкцией, – 22%;
- намерены, поддавшись давлению референтной группы, осуществить опасный поступок, так как считают, что ответственность за его последствия лежит на тех, кто был его инициатором, – 2%.
Рис.3. Поведенческие намерения подростков
Как отмечалось выше, к 11-14 годам, как правило, сформированы определенные привычные формы поведения, которые, в свою очередь, влияют на формирование новых способов поведения. Так,
- не проявляют должной осторожности в своем повседневном поведении – 48%;
- получая замечания при нарушении правил поведения и техники безопасности, обычно игнорируют это и продолжают действовать по-своему – 9%;
- ведут себя крайне неосторожно – 8%;
- никогда не принимают самостоятельные решения, опасаясь поступить не так, как остальные, – 4%.
Рис. 4. Привычные формы поведения, влияющие на формирование новых способов поведения в травмоопасных ситуациях
Таким образом,….
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся
Своевременное и согласованное выполнение администрацией, педагогическим коллективом своих обязанностей по вопросам охраны труда, соблюдение администрацией, педагогическим коллективом, учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности способствует предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях.
Со всеми, студентами, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Инструкции по охране труда в образовательном, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности учебного процесса.
Инструкция по охране труда — это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда [5 c. 9].
Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.
Варианты основных инструкций по технике безопасности в образовательном учреждении приведены в методическом пособии «Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе», автор-составитель Огарков А.А. [5 c. 15].
Согласно ГОСТ 12.0.004—90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа:
вводный;
первичный;
повторный;
внеплановый;
целевой.
Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу службой охраны труда предприятия, в данном случае образовательным учреждением. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, студентов с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда [5 с. 24].
Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, студентов с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы [5 с. 26]. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.
Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода, а для работ повышенной опасности — раза в квартал. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда. Проводится он может как индивидуально, так и с группой учащихся, студентов одинаковой специальности, а заканчиваться инструктаж должен опросом инструктируемых. В образовательных учреждениях целесообразно проводить инструктаж с учащимися каждый раз перед работой, экскурсиями и т.д. Журнал инструктажа обучающихся по охране труда заполняется при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются [3 с. 73].
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных — 60 дней;
по требованию органов надзора.
Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (спортивные мероприятия, походы и др.).
Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ. О проведении указанных инструктажей делает запись в журнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний педагогического коллектива, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов, зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж.
Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма.
Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.
В целях профилактики детского травматизма регулярно должна проводиться следующая работа:
беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;
инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;
определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;
систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;
запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.
Так же в учебном заведении должна быть создана комиссия по охране труда. Основная задача данной комиссии по проблеме предупреждения детского травматизма заключается в осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.
Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализирована соответствующая литература. Следует отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Работникам образовательных учреждений, отвечающим за профилактику детского травматизма, приходится самостоятельно разрабатывать систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма.
В процессе работы проведен анализ опыта профилактики детского травматизма в средней общеобразовательной школе и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате.
Составлены рекомендации по проблеме профилактике детского травматизма в школе.
Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.
Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.
2. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / Под общей ред. С.В. Белова.- М.: Высш. шк., 2002.
4. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995. - 76 с.
5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора Минздрава России, 2003.
6. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70
7. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007. – 344 с.
8. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе, ВОЗ, 2008.
9. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. Методическое пособие / Автор – составитель Огарков А.А. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
10. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.
11. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
12. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М., 2001.
13. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с.
14. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.
15. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. – 6-е изд. . – М.: Дрофа, 2004.
16. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с.
17. Репин Ю. В. Технологическая модель формирования знаний у учащихся по безопасности человека в чрезвычайных ситуациях // Безопасность: Информ. сб. Фонда национ. и междунар. безопасности. М., 2001. №1.
18. Репин Ю. В., Середа В. А., Шабунин Р. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Учеб. пособие / Урал гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.
19. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
20. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.
21. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с.
22. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
23. Спиридонов А. В. Медико-социальная профилактика детского травматизма в крупном городе с учетом типа семьи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. – Казань, 2007.
24. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.
25. Трибуна Л. Формирование культуры безопасности в школе. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №2.