Школьный тарвматизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования:
2. Оценить состояние школьного травматизма в образовательном учреждении;
3. Проанализировать систему профилактики травматизма в образовательном учреждении;
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы школьного травматизма в настоящее время 6
1.1. Общие сведения о травматизме 6
1.2. Анализ травматизма в образовательном учреждении 14
Глава 2. Профилактика школьного травматизма 24
2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении 24
2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся 34
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся 40
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Диплом Школьный травматизм.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.

В целях профилактики детского травматизма в МОУ СОШ № 61 регулярно проводится следующая работа:

-         беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

-         классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др.;

-         инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;

-         определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;

-         запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.

Так же в учебном заведении создана комиссия по охране труда. Основная задача данной комиссии по проблеме предупреждения детского травматизма заключается в осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

1.                  Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

2.                  Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

3.                  Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

4.                  Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

1.                  С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.

2.                  Разработать бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы второй ступени. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводить подведение итогов и награждать класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности.

3.                  Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

4.                  В образовательных учреждениях оборудовать кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.

5.                  Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи.

Программа по профилактике детского травматизма

«Безопасность – залог здоровья»

Пояснительная записка

 

              Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

              Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

-         воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;

-         формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

-         разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.

-         воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности: инструктирование по технике безопасности  обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

1.      Ожидаемые конечные результаты внедрения программы:                Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса. Обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

2.      Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья»  определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в РФ и планом работы школы по профилактике детского травматизма (Табл.1).

Таблица1

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия

          

Виды детского травматизма

Характер травмы

Причины травматизма

Профилактические мероприятия

Бытовой

- Ожоги

- Переломы

- Повреждения   связочного аппарата локтевого сустава

- ушибы

- падения

- повреждения острыми предметами

- термическое воздействие

- укусы животных

Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев;

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

употребление табака и алкоголя родителями;

применение пиротехнических средств;

дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения;

бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов.

- родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»;

- беседы с участковым инспектором УВД района;

- посещение квартир для

выявление социально-опасных, социально -незащищенных семей

-оценка безопасности  домашней среды

Уличный (связанный с транспортом)

- переломы, ушибы головного мозга, тяжелые ожоги

Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте)

Проведение классных часов по правилам ДД;

Организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу»;

Оформление стендов, классных уголков по профилактике ДТТ;

Беседы с инспектором ГИБДД

Уличный (нетранспортный)

- падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей

 

Нарушение учащимися правил уличного движения;

Узкие улицы с интенсивным движением;

Недостаточная освещенность и сигнализация;

Неисправное состояние уличных покрытий, гололед;

Надзор за детьми и их досугом;

Борьба с бытовым пьянством;

Ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

Освещение улиц и площадей;

Применение песка во время гололеда

Школьный

- падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения

Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий;

Нарушение требований техники безопасности  на уроках физики, химии, биологии, информатики;

Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе.

Создание безопасных условий обучения в ОУ:

Ознакомление учащихся с ПМП при травмах, на уроках ОБЖ (Приложение 1)

Спортивный

- ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей, переломы костей, травмы головы  туловища и конечностей

Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований;

Неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

Незнание педагогом группы здоровья обучающихся;

Слабая физическая подготовленность учащихся(в результате длительного отсутствия на занятиях);

Нарушение дисциплины во время учебного процесса;

Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры.

Контроль за организацией учебно – тренировочных занятий;

Технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря;

Защита от неблагоприятных метереологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе;

Проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте;

Медицинские осмотры учащихся

      

Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.

Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:

-         соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного  процессов в школе;

-         организация дежурства педагогов;

-         организация подвижных игр на переменах;

-         выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;

-         организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;

-         проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

 

2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся

 

В качестве оценки травматизма среди учащихся подросткового возраста приведем данные опроса учащихся параллели 5-х классов, проведенного с целью определить исходный уровень сформированности у подростков установки на травмобезопасное поведение.

Анкетирование проводилось среди 82 школьников, учащихся МОУ СОШ № 61 г. Нижний Тагил.

Анкета анонимная и состоит из  вопросов и утверждений. К каждому из них предлагается по три варианта ответов, из которых респондент может выбрать наиболее для себя подходящий. Анализ ответов позволяет оценить основные составляющие части поведенческой установки.

Проведенный анализ ответов респондентов показал следующее:

-         имеют правильные представления об обстоятельствах и ситуациях, в которых школьники чаще всего получают травмы – 57%;

-         имеют адекватные отношения к этим ситуациям и обстоятельствам – 53%;

-         формируются поведенческие намерения к избеганию травмы – у 63%;

-         имеют сформированные привычные способы поведения безопасного поведения – 41,6%;

-         не получали никаких травм за последние полгода – 44%.

Данные представлены графически в виде гистограммы.

Рис.1. Представление и отношение подростков к травмоопасным ситуациям

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то, что большая часть подростков имеет правильное представление и адекватное отношение к травмоопасным ситуациям и обстоятельствам получения травмы, менее половины обладает сформированными способами безопасного поведения. Закономерным следствием этого является то, что более половины всех опрошенных получали травмы на протяжении последних шести месяцев.

Рассмотрим более подробно проблемы формирования представлений подростков о травмах. Так, среди опрошенных:

-         не считали нужным проявлять травмоопасную настороженность в ситуациях, связанных с игровым или спортивным азартом – 59%;

-         отвечая на вопрос о причинах травм у подростков, высказали мнение о том, что эти причины связаны не с их собственным поведением, а с действиями других людей или ни от кого не зависящими обстоятельствами – 48%;

-         не отметили прямой связи между спешкой и опасностью получить травму – 45%;

-         не могли распознать провокацию, когда им «на спор» предлагали сделать что-то очень рискованное – 40%;

-         не отметили прямой связи между неосторожными действиями в состоянии усталости и травмами – 39%;

-         не увидели связи между травмами и негативным влиянием референтной группы – 34%;

-         сообщили, что часто не могут, находясь в компании сверстников, отказаться от совершения действий, представляющих опасность для жизни и здоровья – 31%; при этом колебались, стоит ли уклоняться от риска в подобных ситуациях – 11%;

-         не прогнозировали получения травмы как следствия собственных поступков – 8%;

-         считали, что совершение рискованных поступков может стать самым верным способом завоевания авторитета у друзей – 4%.

Свою специфику имеет формирование аффективной составляющей установки на травмобезопасное поведение у подростков:

-         умение противостоять давлению сверстников, связанному с опасностью получить травму, вызвало раздражение или безразличие у 67% человек.

-         несерьезно относились к возможности получения травмы в результате шалостей или нарушения установленных правил техники безопасности – 61%;

-         с пренебрежением относились к необходимости действовать строго по инструкции при пользовании сложной техникой – 21%.

 

 

Рис.2. Специфика формирования аффективной составляющей установки на травмобезопасное поведение у подростков

Поведенческие намерения подростков формируются следующим образом:

-         имели твердое намерение дать решительный отпор при провоцировании рискованного поведения – 47%;

-         осуществляя рискованное действие и чувствуя приближение опасности, собирались продолжать его, надеясь на удачу или ориентируясь по обстоятельствам, – 43%;

-         не собирались проявлять осторожность, принимаясь за новое, неизвестное дело, – 34%;

-         готовы пойти на риск, если друзья подталкивают их к этому, – 24%;

Информация о работе Школьный тарвматизм