Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель: выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования:
2. Оценить состояние школьного травматизма в образовательном учреждении;
3. Проанализировать систему профилактики травматизма в образовательном учреждении;
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы школьного травматизма в настоящее время 6
1.1. Общие сведения о травматизме 6
1.2. Анализ травматизма в образовательном учреждении 14
Глава 2. Профилактика школьного травматизма 24
2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении 24
2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся 34
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся 40
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения
4. Изучение нового материала
1) Выступления учащихся по теме «Чем опасны раны»
ВИДЫ РАНЕВЫХ ИНФЕКЦИЙ
СЕПСИС - тяжелое инфекционное заболевание, развивающееся вследствие заражения крови микробами, проникшими в организм человека при ранении. Выражается тяжелым общим состоянием, лихорадкой, помрачением сознания, образованием гнойников в органах.
ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА - раневая инфекция. Характеризуется общим тяжелым состоянием, отеком пораженных тканей, появлением в них пузырьков газа, омертвением тканей.
СТОЛБНЯК – опасная раневая инфекция. Возбудитель – столбнячная палочка, которая в виде спор находится в земле в большом количестве, ей не нужен воздух. Вот почему так опасна ранка, даже небольшая, если наступаешь, к примеру, на гвоздь. Дырочка – маленькая, воздух внутрь не проникает, это и нужно столбнячной палочки. Размножаясь, она выделяет токсин – яд, который поражает нервную систему, вызывая судороги. Судороги бывают настолько сильными, что приводят к переломам костей, позвоночника. Смерть наступает от паралича сердца, удушья.
А, казалось бы, всего лишь старый грязный гвоздь наколол ногу! Чтобы уберечь себя от этой страшной болезни, нужно вовремя делать прививки против столбняка. При любых грязных ранах нужно обращаться в травмпункт, там пострадавшему введут противостолбнячную сыворотку.
2) ПМП заключается в:
остановке кровотечения,
защите раны от загрязнений и проникновения в нее микробов,
ослаблении болевых ощущений.
3) Средства оказания ПМП.
5, 6, 7, 8 слайды (Используется Презентация Power Point)
4) Знакомство с правилами оказания ПМП при ранениях.
Обрабатывать раны нужно чистыми руками.
Остановить кровотечение (жгутом, давящей повязкой, пальцевым нажатием).
Не удалять из раны инородные тела.
Промывать рану можно только перекисью водорода (нельзя – водой, «зеленкой», йодом, спиртом и т. д.)
Обработать края раны спиртом, «зеленкой», йодом, двигаясь в направлении от раны.
Наложить стерильную салфетку.
Наложить повязку.
Отправить пострадавшего в медпункт.
Слайды
5. Закрепление.
Практическая работа. ( Задание: наложить жгут при артериальном кровотечении, обработать рану, наложить повязку)
Повторение правил. (После каждого правила, названного уч-ся, включается слайд)
6. Домашнее задание.
Составить памятку «ПМП при ранениях».
9 слайд (Используется Презентация Power Point)
Слайд
8. Подведение итогов урока.
Цели:
Обучающая:
Применение теоретических знаний в практической деятельности (умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
Воспитывающая:
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Оборудование:
бинты;
жгуты;
подручные шины;
перевязочный материал;
карточки с заданиями;
динамическая таблица;
аптечка первой помощи.
План:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя о ПМП.
3. Контроль теоретических знаний.
4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.
5. Ролевая игра “Поведение в ЧС”;
6. Подведение итогов.
Рекомендации учителю:
Разбить класс на 5 групп (оптимальный вариант);
Одна группа – эксперты, рекомендуем провести предварительную консультацию для экспертов: экспертами назначаются более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов – оценка деятельности учащихся на уроке; помощь и коррекция работы в группах.
Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом. Для наиболее эффективного использования пространства класса рекомендуем расположить группы по периметру, чтобы освободить центральную часть.
Ход урока:
Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”.Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока ).
Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.
Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий.
По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия”. (карточка № 1).
Карточка № 1.
Задания – соответствия.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ
РАСТЯЖЕНИЕ
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЛОМЫ
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ИНСУЛЬТ
ПРИЕМЫ ПМП
1) ЖГУТ
2) ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
3) ПОКОЙ
4) ИММОБИЛИЗАЦИЯ
5) ХОЛОД
6) ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
7) МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
8) ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
9) ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
10) ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
11) РЕАНИМАЦИЯ
Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП).Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам.(ключ – приложение 1).
Пока эксперты оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу состоящую из карточек, с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать по 2 карточки с заданием для следующей работы. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения.(Учащиеся в парах оказывают помощь , демонстрируя тот или иной прием, эксперты следят за выполнением.) Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости. По окончании пары меняются. Эксперты фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая 1 балл за правильно выполненное задание.
Карточки динамической таблицы
1 сторона | 2 сторона |
ПМП при ушибах. | Признаки ушиба. |
Ушиб | Наложение тугой повязки |
Повреждение локтевого | Растяжение связок или вывих |
Растяжение | Признаки растяжения. ПМП при Растяжении голеностопного сустава. |
Венозное кровотечение | Признаки венозного кровотечения |
Повреждение лучезапястного сустава | Растяжение связок лучезапястного Сустава. ПМП. |
Повреждение голеностопного сустава. | ПМП при разрыве связок. |
Травма головы. | Повязка “Чепец” и её назначение |
Артериальное кровотечение | Признаки артериального кровотечения. |
Повреждение коленного сустава | Разрыв связок коленного сустава. |
Перелом нижней конечности | Перелом бедренной кости . |
Перелом верхней конечности | Перелом в области предплечья. |
Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается проинсценировать их, оценить, принять решение (т.к. 2 часть урока весьма насыщена, потребует много времени, то инсценировку можно заменить коллективным обсуждением, количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.).
Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.
Ситуация 1.
На спортивной площадке.
Играя в футбол , ученик получил удар мячом по голове.
Ситуация 2.
В столовой.
Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.
Ситуация 3.
В классе.
Учащийся на уроке потерял сознание.
Ситуация 4.
На перемене.
Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.
Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают действие каждой группы и выставляют оценки.
Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.
Ключ к заданиям соответствиям
ПОВРЕЖДЕНИЯ
УШИБ 4,6,7
РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7
АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4
ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3
ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10
ИНСУЛЬТ 12,10,11,9