Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель: выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования:
2. Оценить состояние школьного травматизма в образовательном учреждении;
3. Проанализировать систему профилактики травматизма в образовательном учреждении;
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профилактики школьного травматизма.
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы школьного травматизма в настоящее время 6
1.1. Общие сведения о травматизме 6
1.2. Анализ травматизма в образовательном учреждении 14
Глава 2. Профилактика школьного травматизма 24
2.1. Система профилактики школьного травматизма в образовательном учреждении 24
2.2. Оценка уровня травматизма среди учащихся 34
2.3. Рекомендации по профилактике травматизма среди учащихся 40
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения
26. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124.
Приложение 1
Урок: Аптечка и правила ее использования
Цели:
1. Изучить назначение и состав групповой аптечки и индивидуальной;
2. Научить применять навыки использования медицинских средств;
3. Воспитывать грамотное отношение у своему здоровью;
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство с темой, целями урока
II. Изучение новой темы.
Отправляясь в поход, мы должны с вами взять самые необходимые вещи, которые всегда нужно, иметь в походе. Какие? (уч-ся перечисляют, учитель записывает на доске)
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое аптечка? (Слайд 1).
Медицинская аптечка – это комплект средств, предназначенная для оказания первой медицинской помощи, главным образом само – и взаимопомощи. Существует несколько типов аптечек, укомплектованных с учетом условий, где они будут использованы: (показ аптечек)
– аптечка космонавта, аптечка автомобилиста, аптечка туриста.
– аптечка индивидуальная.
– аптечка матери и ребенка,
– аптечка первой доврачебной помощи.
Мы с вами всегда ходим в походы и знаем, что мы не застрахованы от случайных травм, заболеваний, недомоганий. И нам с вами приходится рассчитывать на свои собственные силы. Поэтому, туристическая аптечка является обязательным компонентом группового снаряжения туристического похода. Если мы с вами правильно соберем аптечку, то она нам окажет неоценимую помощь.
Важной особенностью походной аптечки является то, что она комплектуется, в основном, медикаментами, рассчитанными на лечение острых заболеваний и травматических повреждений.
Давайте, рассмотрим требования, предъявляемые к упаковке аптечки в целом и отдельным медикаментам. У вас на столах находятся аптечки, давайте их рассмотрим:
– Надписи на лекарствах. Для удобства использования лекарств все надписи на них в случае изоляции стекла, использовании самодельных упаковок должны быть восстановлены. Должны быть указаны название лекарства, концентрация (если это необходимо), срок годности. Например: перекиси водорода 3%, годна до X. 2012. (Слайд 2).
– Облегчение веса. Отдайте предпочтение легким упаковкам лекарств. Самая тяжелая и неудобная упаковка – стекло. (Слайд 3).
– Изоляция стекла. Если в аптечке все же присутствуют лекарства в стеклянной упаковке, их нужно обклеить лейкопластырем. Это создает некоторую амортизацию, а если уж стекло разобьется, то осколки большей частью останутся на пластыре. (Слайд 4).– список с рекомендациями. Внутри аптечки на тот случай, если ей будет пользоваться человек, не обладающий достаточными знаниями, должен быть вложен список медикаментов с показаниями к применению, дозировкой и противопоказаниями.
– Яркая маркировка упаковки. По внешнему виду аптечка должна легко отличаться. Традиционное обозначение – красный крест на упаковке (на верхней ее стороне)
– жесткость. Аптечка должна иметь упаковку, сохраняющую форму и предохраняющую содержимое от деформации при переноске в рюкзаке и вне его.
– герметизация. Даже при попадании в воду аптечка должна сохранять герметичность. Многие медикаменты приходят в негодность при соприкосновении с водой.
– Амортизация ударов. Рекомендуется сделать амортизирующие прокладки внутри упаковки всей аптечки и отдельных блоков лекарств.
– В основной аптечке целесообразно объединить в блоки лекарства одной группы, что значительно облегчит их поиск.
Ребята, мы с вами рассмотрели требования к групповой аптечки.
Вопрос: А, что может входить в групповую аптечку? (Ответы уч-ся.)
Задания: Сейчас мы с вами будем собирать групповую аптечку.(Один ученик собирает аптечку. Аптечку собираем с объяснением. Слайды 9–25).Анальгин, таб № 10 Гель ранозаживляющий
Валидол, таб. №6 Лейкопластыри бактерицидный (разных размеров)
Ацетилсалициловая кислота, таб. № 10 Бинт стерильный 5м х 10см
Уголь активированный, таб. № 10 Бинт нестерильный 5м х 10см
Калия перманганат 3г Бинт эластичный трубчатый №№ 1, 3, 6
Кислота борная 10г Вата гигиеническая
Натрия гидрокарбонат, порошок Стаканчик для приема лекарств
Валерианы экстракт, таб. № 10 Жгут кровоостанавливающий
Аммиака раствор 1ф Бриллиантовой зелени раствор
Бриллиантовой зелени раствор 1фл
Мы с вами собрали групповую аптечку. А, что мы должны помнить самое главное? Во всех случаях запрещается использовать медикаменты с истекшим сроком годности, с нечитаемыми надписями на упаковке или вообще без упаковки.
Вопрос: А кроме групповой аптечки, еще какую аптечку нужно иметь? (Ответы уч-ся.) Слайд 26.
Каждый путешественник должен заранее приготовить себе небольшую по объёму индивидуальную аптечку. В ней должен находиться необходимый минимум средств для оказания помощи себе.
Вопрос: Какие медикаменты и материалы мы можем включить в индивидуальную аптечку? (Ответы уч-ся.)
– индивидуальный перевязочный пакет или стерильный бинт, нестерильный бинт; (Слайд 27).
– пластырь бактерицидный разных размеров; (Слайд 28).
– йод, зеленка; (Слайд 29).
– обезболивающие препараты. (Слайд 30).
Также в индивидуальную аптечку могут входить лекарства, которые вероятно понадобятся данному конкретному участнику исходя из его состояния здоровья. Обязательно учитывать дозировку лекарств. (Слайд 31).
IV. Самостоятельная работа. (Работа с учебником.)
Задание 1. Прочитав параграф учебника, нужно сделать назначение больному, у которого:
1-я группа – высокая температура и головная боль,
2-я группа – желудочный дискомфорт,
3-я группа – сильный кашель и температура.
Работа для всех групп. Каждой группе раздается карточка.
Задание 2. Нужно оказать помощь больному, если…..
Аллергическое состояние – …………………. (димедрол, диазолин).
Боль или жар –…………………………………... (парацетамол, анальгин).
Проблемы с пищеварением – ……………… (фестал).
Обморок –……………………………………………… (нашатырный спирт).
Инфицированная рана – ……………………… (синтомицинованная мазь).
Ушиб, растяжение связок – …………… (вазелин, гель, например троксевазин).
Вместе с учащимися проверяем самостоятельную работу. Выставляем оценки.
V. Итог урока:
Ответить на вопросы:
– Что представляют собой медицинские аптечки?
– Какие требования предъявляются к комплектации аптечки – групповой и индивидуальной?
Цели:
Обучающая:
Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.
Воспитывающая:
Воспитание чувства уверенности в своих силах;
Развивающая:
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Оборудование:
Презентация урока на СД-диске, компьютер, проектор, экран.
Перчатки резиновые, бинты, жгуты, перевязочный материал, йод, раствор бриллианта зеленого, раствор перекиси водорода.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Терминологический диктант «Виды ран и кровотечений».
3. Выступления уч-ся по теме «Чем опасны раны».
4. Знакомство с правилами оказания ПМП при ранениях.
5. Практическая работа.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point)
1 слайд: Тема урока: «Первая медицинская помощь при ранениях»
Цель урока: научиться правильно оказывать ПМП при ранениях.
Слайд
2 слайд:
План урока:
Терминологический диктант «Виды ран и кровотечений».
Выступления уч-ся по теме «Чем опасны раны».
Знакомство с правилами оказания ПМП при ранениях.
Практическая работа.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Слайд
3. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная беседа.
Что такое рана?
Назовите виды ран.
При ранениях, как правило, возникают кровотечения. Какие виды кровотечений вы знаете?
2. Терминологический диктант. (Используется Презентация Power Point) 3,4 слайд
Определите виды ран (рубленные, резанные, колотые, укушенные, рваные, ушибленные, огнестрельные)
1. Раны, возникающие при воздействии тупых предметов, падениях или сдавливаниях, их края не ровные, кровотечение слабое.
2. Раны, нанесенные острыми предметами (ножом, стеклом, льдом),
имеют ровные края.
3. Раны, более глубокие, чем резанные, так как наносятся топором, лопатой, другими тяжелыми острыми предметами, имеют ровные края.
4. Раны, являющиеся последствиями укусов животных, по внешнему виду напоминают рваные раны.
5. Раны, возникающие от разрыва кожи при натяжении, при открытых переломах.
6. Раны, имеющие небольшое входное отверстие, иногда имеется выходное отверстие, сопровождаются обильным кровотечением. Особенно опасны для внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.
7. Внешне небольшие раны, (нанесенные гвоздем, отверткой), характеризуются глубокими внутренними повреждениями.
Определите виды кровотечений.
8. Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей.
9. Кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.
10. Слабое кровотечение из небольшой раны.
Слайды
3. Проверка работ. Так как учащиеся писали ответы в специально подготовленных таблицах, проверяет работы один из учеников, используя «ключ».
Таблица «Ключ»
№ вопроса | Вид | № вопроса | Вид |
1 |
| 1 | ушибленные |
2 |
| 2 | резанные |
3 |
| 3 | рубленные |
4 |
| 4 | укушенные |
5 |
| 5 | рваные |
6 |
| 6 | огнестрельные |
7 |
| 7 | колотые |
8 |
| 8 | артериальное |
9 |
| 9 | венозное |
10 |
| 10 | капиллярное |