Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть законодательный процесс в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• дать понятие законодательного процесса;
• дать понятие стадии законодательного процесса;
• охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;
• проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; Рассмотрение законопроектов в Совете Федерации; Подписание и обнародование закона. А также дополнительные стадии;
• выделить возможности совершенствования законодательного процесса в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие законодательного процесса и его стадий……………8
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса……………………………13
ГЛАВА 3. Пути совершенствования законодательного процесса………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57
Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса4:
Наряду с основными
выделяются и дополнительные стадии,
к которым относятся: рассмотрение
Государственной Думой
Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.
Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии.
Однако Конституция РФ
и Регламенты палат предусматривают
для каждого такого случая порядок,
составляющий самостоятельную стадию
законодательного процесса. В соответствии
с Конституцией РФ особый порядок
предусмотрен для одобрения в
обеих палатах федеральных
В последнее время Федеральное
Собрание Российской Федерации уделяет
большое внимание юридической форме
принимаемых законодательных
Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса.
104 статья Конституции РФ регламентирует первый этап законодательного процесса - внесении законопроекта на рассмотрении Государственной Думы5.
Согласно ч. 1 указанной
статьи, право законодательной
Право законодательной инициативы не следует путать с правом на обращение в парламент Российской Федерации, которое принадлежит любому гражданину и любой организации, однако, в отличие от права законодательной инициативы, не влечет обязательного рассмотрения такого обращения парламентом.
По сравнению с ранее
действовавшей Конституцией, в новой
Конституции Российской Федерации
круг субъектов права
Круг субъектов
С другой стороны, вряд ли оправданно наделение правом законодательной инициативы Президента Российской Федерации, имеющего право "вето" на законопроекты. Конституционный статус Президента Российской Федерации, на наш взгляд, располагает к тому, чтобы побуждать пользоваться правом законодательной инициативы других субъектов законотворчества, прежде всего, конечно, Правительство Российской Федерации, но воздерживаться от использования этого права самому. Право Конституционного Суда Российской Федерации решать вопрос о конституционности либо не конституционности законодательных актов также плохо сочетается с его же правом законодательной инициативы (не случайно, что Конституционный Суд практически не пользуется этим правом).
Серьезные проблемы открывает практика использования субъектами законотворчества своего права вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы. Статистика итогов работы Государственной Думы первого созыва (1993 - 1995 гг.) свидетельствует, что 55% - законопроектов были внесены депутатами Государственной Думы, 20% - Правительством Российской Федерации, 10% - Президентом Российской Федерации, и 15% - другими субъектами законодательной инициативы. Та же самая тенденция сохранилась и в Государственной Думе второго созыва. Судя по предварительным данным, роль Правительства Российской Федерации в третьей Государственной Думе несколько выросла. И все же эти данные разительно отличаются от практики работы парламентов других стран (например, Германии, Франции), где 80 - 90% законопроектов вносится правительством. Слабая активность Правительства Российской Федерации в сфере законотворчества свидетельствует об очевидной недооценке им правовых рычагов в проведении экономической и социальной политики.
Согласно ч. 2 ст. 104, законопроекты
вносятся в Государственную Думу.
Это положение Конституции
Согласно Регламенту Государственной
Думы (ст. 104), законодательная инициатива
может быть реализована в следующих
основных формах: путем внесения в
Государственную Думу проектов законов
Российской Федерации о поправках
к Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных
Законопроект, вносимый на рассмотрение парламента, должен отвечать определенным требованиям. В соответствии со ст. 105 Регламента Государственной Думы, необходимым условием внесения законопроекта является представление:
Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
Подготовленный к внесению
в Государственную Думу законопроект
и материалы к нему, предусмотренные
Регламентом Государственной
Законопроект считается
внесенным в Государственную
Думу со дня его регистрации. На каждый
законопроект заводится электронная
регистрационная карта, в которой
фиксируются сведения о законопроекте
и сроках его поступления в
Государственную Думу, о прохождении
законопроекта, принятии либо отклонении
Государственной Думой
Председатель Государственной
Думы направляет поступивший законопроект
и материалы к нему в депутатские
объединения и комитет
Если внесенный в
Порядок подготовки законопроекта
к слушанию определяется ответственным
комитетом самостоятельно. Как правило,
это достаточно большая и серьезная
работа. Для работы над законопроектом
комитетом, как правило, создается
рабочая группа, в которую включаются
депутаты Государственной Думы, представители
субъекта законодательной инициативы,
представители органов
По решению ответственного
комитета законопроект может быть направлен
на заключение Правительства Российской
Федерации, на рассмотрение министерств
и ведомств, государственных и
общественных органов, на научную экспертизу.
Правовое управление аппарата Государственной
Думы по поручению ответственного комитета
осуществляет правовую и лингвистическую
экспертизу законопроекта, а также
проверку представленных субъектом
права законодательной
Поступающие замечания и предложения по законопроекту рассматриваются на заседаниях ответственного комитета. По итогам проведенной подготовительной работы, поступивших откликов и предложений, комитет формирует свою позицию по законопроекту: вносит его на заседание Государственной Думы с предложением принять в первом чтении либо отклонить.
Законопроект, подготовленный
к рассмотрению Государственной
Думой, и материалы к нему, включая
заключение ответственного комитета,
направляются в Совет Государственной
Думы для внесения на пленарное заседание
Государственной Думы. Одновременно
комитет представляет предложения
о приглашении пленарное