Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть законодательный процесс в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• дать понятие законодательного процесса;
• дать понятие стадии законодательного процесса;
• охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;
• проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; Рассмотрение законопроектов в Совете Федерации; Подписание и обнародование закона. А также дополнительные стадии;
• выделить возможности совершенствования законодательного процесса в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие законодательного процесса и его стадий……………8
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса……………………………13
ГЛАВА 3. Пути совершенствования законодательного процесса………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. Если при повторном голосовании такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Более того, решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Нужно отметить, что в соответствии со ст. 123 Регламента по предложению депутатов Государственной Думы при условии, что проведены правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта, возможно принятие закона в целом в день прохождения второго чтения.
После второго чтения законопроект, как правило, направляется в ответственный комитет и Правовое управление Аппарата Думы для устранения возможных внутренних противоречий.
Третье чтение.
В процессе этого рассмотрения
уже не допускаются ни внесение поправок,
ни возвращение к обсуждению законопроекта
как в целом, так и его отдельных
разделов, глав, статей. Поэтому непринятие
законопроекта в третьем чтении
ведет к прекращению
Особое внимание следует обратить на перечень субъектов, обладающих правом внесения подобных предложений. Он существенно отличается от круга лиц, обладающих правом законодательной инициативы. В этот перечень входят:
Действующее законодательство делит предлагаемые изменения в соответствии с юридической силой глав Конституции на две группы, предусматривая для них различные процедуры. Изменения к гл. 3 - 8 называются поправками, а изменения к гл. 1, 2, 9 - пересмотром Конституции.
Изменения к главам 3 - 8 Конституции России В соответствии со ст. 139 Регламента ГД поступивший проект закона о поправках передается в Совет Государственной Думы, а оттуда - на заключение в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе.
Указанный комитет, в свою очередь, проводит предварительное рассмотрение проекта закона с участием инициатора, полномочных представителей Президента и Правительства России в Государственной Думе, а также представителей комитетов палаты.
После этого, как уже говорилось,
Государственная Дума рассматривает
проект закона в трех чтениях, заслушивает
доклад инициатора каждой поправки, содоклад
представителя Комитета по законодательству
и судебно-правовой реформе, выступления
полномочных представителей Президента
и Правительства в
Голосование проводится по
каждой поправке в отдельности. Поправка
считается одобренной, если за ее одобрение
проголосовали не менее двух третей
от общего числа депутатов
После постатейного обсуждения
и голосования Государственная
Дума принимает закон о поправках
в целом. Закон считается принятым,
если он одобрен не менее чем двумя
третями голосов от общего числа
депутатов Государственной
Изменения глав 1, 2 и 9 Конституции
России Регламент говорит о них
не как о поправках, а как о
предложениях пересмотреть Конституцию.
Подобные предложения в соответствии
со ст. 137 Регламента Государственной
Думы должны содержать новую редакцию
указанных глав или их отдельных
статей, частей, пунктов, а также
обоснование пересмотра. Регламент
предусматривает обязательное наличие
заключения Комитета Государственной
Думы по законодательству и судебно-правовой
реформе. На заседании Государственной
Думы обсуждаются не только предложения
о пересмотре положений Конституции,
но и заключение указанного выше Комитета,
после чего Государственная Дума
принимает постановление об одобрении
или отклонении данных предложений.
Предложения считаются
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение Совета Федерации. Конституционно закреплено, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если палата его не рассмотрела в течение 14 дней. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При этом федеральный закон повторно рассматривает Государственная При несогласии Государственной Думы с решением верхней палаты федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы7.
Как говорилось выше, в документах,
сопровождающих федеральные законы
по вопросам, предусматривающим расходы,
покрываемые за счет федерального бюджета,
должно находиться заключение Правительства
России. При его отсутствии у Совета
Федерации может появиться
Статья 106 Конституции определяет, что в Совете Федерации должны быть рассмотрены принятые Государственной Думой федеральные законы:
Конституционный Суд своим
Постановлением от 23 марта 1995 г. <1> дал
разъяснение по поводу порядка применения
четырнадцатидневного срока для
рассмотрения и одобрения в Совете
Федерации законов, перечисленных
в ст. 106 Конституции. Из Постановления
следует, что ст. 106 Основного Закона
не устанавливает особого срока
для рассмотрения в Совете Федерации
законов. Начав рассмотрение закона
в четырнадцатидневный срок, предусмотренный
ч. 4 ст. 105 Конституции, Совет Федерации
обязан путем голосования принять
решение об одобрении либо отклонении
данного закона. При этом истечение
указанного срока не освобождает
Совет Федерации от данной обязанности.
Закон, принятый по любому из вопросов,
перечисленных в ст. 106, не может
считаться одобренным, если Совет
Федерации не завершил его рассмотрения.
Следовательно, закон в этом случае
не может быть подписан главой государства.
Если рассмотрение в Совете Федерации
федеральных законов, принятых по вопросам,
перечисленным в ст. 106 Конституции,
не завершено в установленный
ч. 4 ст. 105 срок, оно должно быть продолжено
на следующем заседании палаты и
завершено принятием решения. В
соответствии со ст. 103 Регламента Совета
Федерации поступивший из Государственной
Думы федеральный закон
Установленный Конституцией четырнадцатидневный срок рассмотрения закона исчисляется со дня, следующего за днем регистрации в верхней палате.
Если закон не входит в перечень обязательных к рассмотрению Советом Федерации, то ответственный комитет в своем заключении предлагает одно из следующих решений:
Что касается федеральных законов, для которых в Конституции закреплена процедура обязательного рассмотрения в Совете Федерации, то ответственный комитет вправе рекомендовать Совету Федерации принять одно из следующих решений:
Рассмотрение закона
в верхней палате начинается
с оглашения заключения
После этого в пятидневный
срок Совет Федерации направляет
в Государственную Думу свое постановление
об одобрении или об отклонении федерального
закона. А одобренный Советом Федерации
федеральный закон (вместе с текстом
постановления Совета Федерации) в
течение пяти дней направляется Председателем
палаты Президенту для подписания и
официального опубликования. Что касается
принятого Государственной
Вместе с законопроектом,
одобренным Государственной Думой,
в Совет Федерации направляются
стенограмма заседания
Председатель Совета Федерации
или по его поручению заместитель
Председателя определяют ответственный
комитет, на заседании которого оглашаются
или распространяются официальные
отзывы Правительства о
Кроме этого, ответственному комитету (комитетам) поручается подготовить заключение по проекту конституционного закона, в котором он вправе рекомендовать Совету Федерации одно из следующих решений:
Процедура рассмотрения проекта федерального конституционного закона на заседании Совета Федерации аналогична процедуре рассмотрения федерального закона. При одобрении комитетом Совета Федерации проекта федерального конституционного закона Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение либо провести голосование по одобрению проекта закона без обсуждения, либо обсудить законопроект. Постановление об отклонении проекта конституционного закона в течение пяти дней со дня принятия направляется в Государственную Думу. В случае одобрения Государственной Думой проекта федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации повторное голосование на заседании Совета Федерации не проводится. Если повторное рассмотрение Государственной Думой проекта федерального конституционного закона, отклоненного Советом Федерации, приведет к частичному согласию с предложениями верхней палаты, то данный проект закона будет рассматриваться Советом Федерации как вновь принятый.