Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть законодательный процесс в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• дать понятие законодательного процесса;
• дать понятие стадии законодательного процесса;
• охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;
• проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; Рассмотрение законопроектов в Совете Федерации; Подписание и обнародование закона. А также дополнительные стадии;
• выделить возможности совершенствования законодательного процесса в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие законодательного процесса и его стадий……………8
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса……………………………13
ГЛАВА 3. Пути совершенствования законодательного процесса………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57
В соответствии с ч. 3 ст. 104
Конституции Российской Федерации
законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных
Практика реализации ч. 3
ст. 104 крайне неоднозначна: с одной
стороны, субъекты законодательной
инициативы не всегда достаточно компетентны,
чтобы подготовить развернутое
финансово-экономическое
Достаточно спорным является
и вопрос о том, что представляют
собой законопроекты "об изменении
финансовых обязательств государства".
Являются ли таковыми, например, законопроекты
по вопросам пенсионного законодательства,
выплатам из внебюджетных фондов социального
страхования и социальной защиты?
В результате необходимость получения
заключения правительства нередко
обнаруживается лишь на заключительной
стадии законодательного процесса и
становится причиной возращения принятых
законов в Государственную
Согласно Регламенту Правительства
Российской Федерации, утвержденному
постановлением Правительства от 18
июня 1998 г. N 604 (СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3176) с
последующими изменениями и дополнениями,
Правительство дает письменные заключения
по законопроектам о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных
По согласованию с соответствующим
субъектом права
Однако на практике указанные сроки нередко нарушаются. Непредставление заключений используется Правительством как "скрытое вето" (видимо, сознательно заложенное в Конституцию) на законопроекты, которые Правительство считает неприемлемыми.
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты.
Поступивший законопроект Председатель
Государственной Думы направляет в
депутатские объединения и в
соответствующий комитет
Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту и Правительству России, в Совет Федерации, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды - по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Законопроекты по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов в
соответствии со ст. 109 Регламента ГД не
позднее чем за 45 дней до их рассмотрения
направляются Советом Государственной
Думы в законодательные органы субъектов
Федерации для подготовки предложений
и замечаний. При внесении в Государственную
Думу до рассмотрения в первом чтении
альтернативных законопроектов Совет
палаты откладывает рассмотрение внесенного
ранее законопроекта и поручает
ответственному комитету подготовить
к одновременному рассмотрению в
первом чтении все альтернативные законопроекты.
При работе над законопроектом ответственный
комитет может сформировать рабочую
группу из членов ответственного комитета,
депутатов Государственной
В соответствии со ст. 112 Регламента ГД Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета палаты или ответственного комитета проводит правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, после чего готовит заключение по следующим вопросам:
Подготовленный к рассмотрению в первом чтении законопроект и материалы к нему ответственный комитет возвращает в Совет Государственной Думы для дальнейшего внесения на рассмотрение палаты.
Дополнительно к указанным ранее материалам ответственный комитет в соответствии со ст. 114 Регламента Государственной Думы представляет:
Аппарат Государственной
Думы обязан ежеквартально информировать
всех субъектов права
Хотя рассмотрение законопроектов осуществляется Государственной Думой в трех чтениях, но, согласно ст. 196 Бюджетного кодекса, проект закона о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях.
Третья стадия законодательного
процесса включает в себя рассмотрение
законопроектов в Государственной
Думе. Это рассмотрение осуществляется
в трех чтениях, если Государственной
Думой применительно к
Первое чтение.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и все материалы к нему Аппарат Государственной Думы направляет:
При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, рассматриваются актуальность и практическая значимость. Обсуждение начинается с доклада субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект, об обосновании необходимости принятия закона.
При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, обязательно заслушивается заключение Правительства России.
Результатом обсуждения в первом чтении может быть одно из следующих решений:
При внесении альтернативных
законопроектов Государственная Дума
рассматривает их одновременно посредством
рейтингового голосования. В соответствии
с Постановлением Государственной
Думы от 22 января 1998 г. <1> рейтинговое
голосование представляет собой
ряд последовательных количественных
голосований по каждому вопросу,
в которых может принять
При принятии законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок представления поправок, который, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - менее 30 дней.
В случае принятия законопроекта в первом чтении и при наличии правовой и лингвистической экспертиз председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений.
Все субъекты права законодательной инициативы вправе вносить поправки к законопроекту, принятому в первом чтении. Ответственный комитет изучает, обобщает эти поправки, проводит их независимую экспертизу. Автор поправок имеет право уточнять их при обсуждении в ответственном комитете.
При изменении названия законопроекта он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Все поправки группируются по статьям законопроекта и рассматриваются на заседании ответственного комитета. При согласии последнего с поправками он может включить их в текст и рекомендовать Государственной Думе принять таблицу поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и готовит заключение. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка.
На основании ст. 122 Регламента
ГД ответственный комитет
Государственной Думы для последующего рассмотрения в палате следующие документы:
Далее законопроект вместе
с указанными материалами до его
рассмотрения во втором чтении рассылается
Президенту и Правительству России,
в Совет Федерации, субъекту права
законодательной инициативы, внесшему
данный законопроект, и депутатам
Государственной Думы. Необходимо отметить,
что ответственный комитет
Второе чтение.
Статья 123 Регламента ГД определяет,
что второе чтение начинается с доклада
представителя ответственного комитета
об итогах рассмотрения законопроекта
и о рассмотрении поступивших
поправок. Затем выступают полномочный
представитель Президента в Государственной
Думе, представители субъекта, внесшего
законопроект, и полномочный представитель
Правительства в