Государственный служащий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:10, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – показать роль государственной и муниципальной службы в управлении таким сложным механизмом как государство через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 4
1.1. Органы государственной власти и управления, возникшие в России в первой половине XIX века. Их действия и компетенция до начала XX века……………... 4
1.2. Подготовка кадров для государственной службы……… 8
1.3. Порядок производства в чин на государственной службе……………………………………………………. 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 11
2.1. Система государственной службы в РФ и ее принципы…………………………………………………. 11
2.2. Понятие государственного служащего…………………. 12
2.3. Поступление на государственную службу и ее прохождение……………………………………………… 13
2.4. Профессиональная подготовка государственных служащих…………………………………………………. 34
ГЛАВА 3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 49
3.1. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной служб….. 49
ГЛАВА 4. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ Ликино-Дулево" 58
4.1. Правовое положение муниципальных служащих в "Городское поселение Ликино-Дулево"………………... 58
4.2. Классификация должностей муниципальной службы… 68
4.3. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера…………… 71
4.4. Аттестация муниципальных служащих………………… 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа состоит из  1 файл

государственный служащий1.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

     Результатом обучения высшего звена управления должен стать более высокий уровень понимания руководителями стоящих перед ними управленческих задач и резервов более эффективного управления персоналом в процессе реализации организационных целей. Чтобы реформа государственной службы принесла практическую пользу, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знаний и навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей.

     Подготовка и продвижение новых кадров являются критическим условием, без которого успех реформы невозможен. Любые правовые акты, регулирующие госслужбы, эфемерны, если аппарат не будет стремиться ими руководствоваться (более того, должным образом подготовленные кадры во многом могут исправить или хотя бы смягчить недостатки "плохих" правовых актов, поскольку аппарат устанавливает практику нормоприменения). Однако подготовка новых кадров – это самая трудоемкая и длительная часть реформы: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Только войдя в практику право применения, преодолев давление со стороны прежних традиций и выстояв в борьбе с ними, эти нормы станут основой эффективной работы государственной службы в гражданском обществе и смогут привести к изменению ситуации в целом.

     Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников государственной и муниципальной службы должны опираться на определенные принципы и реализовываться с помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Характер и тип подготовки и переподготовки государственных служащих определяются тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В частности, государственная служба гражданского общества требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих. Эти качества должны быть осознаны, развиты и систематизированы, хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой включенностью претендентов на должности в систему государственной службы и госслужащих в общество. Естественно, что в гражданском обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств, выраженных у государственных служащих в более концентрированном виде, нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных приоритетов и волевых качеств.

     Общегражданские принципы предполагают:

  • развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как гражданский долг;
  • внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированного воздействия на окружающих;
  • честность и неподверженность коррупционным воздействиям.

     Профессиональные  принципы включают:

  • наличие специальных знаний из областей политологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления, социологии, права и др.;
  • умение использовать эти знания;
  • стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень.
  • внутрикорпоративные принципы предполагают укоренение навыков руководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умение соразмерять цели и способы их достижения.

     Принципы  обращенности корпорации бюрократии к  гражданам и другим общественным институтам сводятся к принятию модели открытого и предсказуемого поведения, учету разнообразных позиций  и умению найти их оптимальную и принимаемую обществом результирующую, ведущую в то же время к достижению поставленных и принятых обществом политических целей, к максимально возможному удовлетворению общественных потребностей и ожиданий.

     Названные принципы, будучи структурированными, предполагают существование государственного управления как комплексной учебной дисциплины, включающей в себя (интегрирующей) элементы различных знаний. Эти знания для госслужащего должны быть усвоены не просто в качестве свода абстрактных сведений, а в виде установок на деятельность что может быть обеспечено только особым построением курсов воспитания. В курсы для госслужащих непременно следует включать компоненты реальной управленческой деятельности и ее имитации. Повышенная роль тренингов, практик, имитационных методов и приемов и т.п. по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели воспитания госслужащих, устанавливая родство подготовки госслужащих и врачей-практиков. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных и муниципальных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого идеала.

     Для того чтобы эффективно управлять  изменениями в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры, современном мире и российском обществе происходят быстрые кардинальные экономические, политические, социальные и духовные изменения. Под их воздействием изменятся система обучения работников государственной и муниципальной службы. В свою очередь, изменения в этой системе приводят к изменениям их знаний, умений и навыков.

     Государственные и муниципальные служащие, работающие в органах государственной власти и местного самоуправления, имеют разный образовательный уровень. Так, в 2007 году 26,7 тыс. (4,6%) работников, замещавших государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, не имели профессионального образования. 128,9 тыс. (22,4%) и 420,3 тыс. (73%) имели соответственно среднее и высшее профессиональное образование. 5,1% муниципальных служащих не имели профессионального образования, 59,8% имели высшее и 35,1% – среднее профессиональное образование (см рис. 1).

Рисунок 1. Должности муниципальной службы

     Подготовка  государственных и муниципальных  служащих включает среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Средние специальные  учебные заведения осуществляют профессиональное образование, подготовку специалистов среднего звена, которые после завершения учебы в них могут быть приняты на дарственную и муниципальную службу. Специалисты среднего звена имеют право претендовать на замещение младших государственных должностей, если они имеют среднее специальное образование по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное ему образование.

     Для замещения старших, ведущих, главных  и высших государственных должностей государственной службы требуется  высшее профессиональное образование. Причем для старших и ведущих должностей необходимо высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное образование. Для главных и высших должностей требуется высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

     В 2007 году 68,5% работников, замещавших государственные  должности в органах государственной власти Российской Федерации, имели высшее образование по гуманитарным и социально-экономическим наукам, медицинским специальностям. По техническим наукам имели высшее образование 18,2% работников, педагогическим – 5,8%, сельскохозяйственным – 3,9%, естественным и математическим наукам – 3,6%. Специальность "Экономика и управление" относится к гуманитарным и социально-экономическим наукам (см. рис. 2).

Рисунок 2. Распределение работника на федеральном уровне

     По  данной специальности имели высшее профессиональное образование 33,9% работников, в том числе 1,7% (7 тыс. человек) – по специальности «Государственное и муниципальное управление». В федеральных органах государственной власти работало 3,5 тыс. (1,2% от численности имеющих высшее образование). 3,5 тыс. (3%) работало в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. 38,2% муниципальных служащих имели высшее образование по направлению гуманитарных и социально-экономических наук, медицинским специальностям, из них по юриспруденции – 6,6%, экономике и управлению – 21,2%, государственному и муниципальному управлению – 3%. По техническим наукам 23,8% муниципальных служащих имели высшее образование, педагогическим – 20,4%, сельскохозяйственным – 13,2%, естественным и математическим – 4,4% (см рис. 3).

     Рисунок 3. Распределение работников на региональном уровне

     В 2008 году 3,3 тыс. федеральных государственных служащих получили высшее профессиональное образование, из них 740 человек – второе высшее образование, что составляет соответственно 0,7 и 0,2% к общей численности государственных служащих. Свыше тысячи государственных служащих субъектов Российской Федерации (0,7%) в 2007 году получили высшее образование, в том числе 486 – второе (0,3%). Среди муниципальных служащих 909 человек (0,3%) получили высшее образование, из них 359 (0,1%) – второе высшее образование3. 7,4 тыс. (1,8%) работников с высшим образованием, замещавших государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, имеют ученую степень. На муниципальных должностях работали 1,1 тыс. кандидатов и докторов наук. 0,4% муниципальных служащих с высшим образованием имеют ученую степень.

     На  базе высшего или среднего профессионального  образования государственные и  муниципальные служащие могут получить дополнительное профессиональное образование. В 2008 году 46,4 тыс. федеральных государственных  служащих обучались в системе  дополнительного профессионального образования. Это составило 10% от численности государственных служащих в федеральных органах государственной власти. 2,9 тыс. (6,4% от численности обученных) прошли профессиональную переподготовку, 43 тыс. (92,6%) – повысили квалификацию, 442 (1%) – стажировались за границей. На федеральном уровне получили дополнительное профессиональное образование 5,8 тыс. (16,3% от численности государственных служащих). 591 человек обучался по программам профессиональной переподготовки (1,6%), свыше 5 тыс. (14%) – по программам повышения квалификации. 255 (0,7%) – прошли зарубежную стажировку. От численности обученных федеральных государственных служащих это составило соответственно 10; 85,6 и 4,3%. На региональном уровне дополнительное профессиональное образование получили 40,5 тыс. федеральных государственных служащих (9,5% от численности государственных служащих): 2,3 тыс. (0,6%) прошли профессиональную переподготовку, 37,9 тыс. (8,9%) повысили квалификацию, 187 человек стажировались за границей. Это составило соответственно от численности обученных государственных служащих 5,9; 93.7 и 0,5%. В федеральных органах законодательной власти 338 человек (9,3% от численности государственных служащих) обучались в системе дополнительного профессионального образования, исполнительной власти – 41,5 тыс. (9,3%), судебной власти и прокуратуры – 4,3 тыс. (4,7%), других государственных органах – 189 (14%). К другим государственным органам относятся Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и Уполномоченный по правам человека.

     Получили  дополнительное профессиональное образование  в 2007 году 13,9 тыс. государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 9,5% от численности государственных  служащих. Прошли профессиональную переподготовку 2,1 тыс. (15,6%), повысили квалификацию – 11,6 тыс. (83%), стажировались за границей – 196 (1,4%). 15,76 тыс. муниципальных служащих (5,8%) обучались в системе дополнительного профессионального образования, в том числе 2,2 тыс. (14,3%) учились по программам профессиональной переподготовки, 13,4 тыс. (85%) – повышения квалификации. 110 человек (0,7%) прошли стажировку за границей.

     Федеральными  государственными служащими предпочтение в 2008 году было отдано правовому (28,1%) и организационно – экономическому (18,7%) направлениям дополнительного профессионального образования. Однако приоритеты на федеральном и региональном уровнях не совпадают. Если на региональном уровне 30,4% человек обучались по правовому направлению, то на федеральном уровне – 12,5%. На федеральном уровне приоритет был отдан управленческому направлению – 21,4%. В федеральных органах законодательной власти превалирует управленческое направление (33,5%), исполнительной власти – правовое (23,3%), органах судебной власти и прокуратуры – правовое (76,5%). В других государственных органах федеральные государственные служащие отдали предпочтение планово – финансовому, направлению (32,3%). Среди государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих предпочтение в 2007 году было отдано управленческому направлению, соответственно 40,5 и 47%.

     Государственные и муниципальные служащие получают дополнительное профессиональное образование в государственных и негосударственных учебных заведениях. В 2008 году 44,6 тыс. федеральных государственных служащих (96,5%) проходили обучение в государственных и 1,6 тыс. (3,5%) в негосударственных учебных заведениях. В государственных заведениях обучалось соответственно 5,4 тыс. (95,7%) и 39,1 тыс. (96,6%) государственных служащих федерального и регионального уровня. В негосударственных учебных заведениях прошли обучение 256 (4,3%) и 1,3 тыс. (3,4%) человек. В 2007 году 13,4 тыс. (96,3%) государственных служащих субъектов Российской Федерации прошли обучение в государственных и 524 (3,7%) - в негосударственных учебных заведениях, муниципальных служащих соответственно свыше 15 тыс. (95,2%) и 750 (4,8%).

     Среди государственных высших учебных  заведений следует особо выделить три ведущие академии, осуществляющие дополнительное профессиональное образование государственных служащих.

Информация о работе Государственный служащий