Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:16, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
выяснить правовую природу мер административного принуждения и административного пресечения как его вида;
сформулировать определение понятия “меры административного пресечения”;
классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
Введение 3
1. Принуждение в административном праве 5
1.1 Принуждение в теории права 6
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения 12
2. Понятие и виды мер административного пресечения 26
2.1 Общетеоретическое понятие и характеристика пресечения в административном праве 26
2.2 Виды мер административного пресечения 35
2.3 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 38
2.4 Меры пресечения имущественного характера 61
2.5 Меры пресечения технического характера 67
2.6 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 70
2.7 Меры пресечения финансово-кредитного характера 71
3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного пресечения уполномоченными органами 72
3.1 Общетеоретическое понятие законности 72
3.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 79
3.3 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 88
Заключение 95
Литература 98
.
Если рассматривать
физическое принуждение в узком
смысле, то есть отграничив от него меры
материального воздействия, то к
нему относятся такие меры, которые
непосредственно воздействуют на личность,
ограничивая ее свободу действий,
пресекая противоправные деяния. Примером
физического принуждения в
По юридическому критерию очень важно различать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевание, внешнее насилие. Внутри страны источником насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы), бандократия (власть полулегальных формирований, например, мафии, хунвейбинов, черной сотни, Ку-Клукс-Клана.). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребление ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, то есть административный произвол. Его яркие проявления - раскулачивание, выселение целых народов, история деятельности ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С.440-441..
Большое теоретическое
и практическое значение имеет вопрос
об основаниях правового принуждения.
Некоторые авторы в качестве основания
правового принуждения выделяют
лишь противоправное поведение и
считают, что если нет неправомерных
действий, - нет и принудительных
акций Там же. С.441.. Другие авторы
считают, что “…в качестве таких
оснований могут также
Говоря о государственно-
Правовое принуждение
осуществляется посредством юрисдикционных,
правоприменительных актов. “Сами
по себе юридические нормы
Принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, при каком порядке, кем могут применяться.
Законодательством
определяются основания для применения
органами власти мер принуждения, закрепляются
признаки (составы нарушений), при
наличии которых применяются
принудительные средства. В нормативном
порядке устанавливается, какие
принудительные меры и в каком
размере могут применяться при
наличии законных оснований. Большое
значение имеет четкая регламентация
порядка применения принудительных
средств, определение круга субъектов
принуждения и их компетенции. Процедура
осуществления принудительного
воздействия устанавливается
Существует государственная
монополия на правовое принуждение.
Только государство вправе издавать
юридические нормы и применять
установленные им санкции. Только государство,
обладающее специальным аппаратом
принуждения, вправе применять принудительные
меры к гражданам и организациям,
коллективным субъектам. Что же касается
негосударственных организаций, то
они могут применять меры принуждения
только к своим членам на основе
своих уставов (положений), и только
те, которые непосредственно
С целью привлечения граждан к охране правопорядка государство предоставило народным дружинам, природоохранным инспекциям право применять к гражданам меры принуждения на основе юридических норм. Общественные органы могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законом случаях и, как правило, под государственным контролем.
В теории права
с точки зрения цели государственного
принуждения принято различать
те или иные его способы, которые,
как верно замечает Алексеев С.С.
“…с фактической стороны
Поскольку меры
правового принуждения
Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. Таким образом, по способу его охраны следует различать четыре вида принуждения: предупреждение, пресечение, наказание (взыскание), восстановление.
В зависимости
от основания и процедурных
Принуждение можно различать и по отраслевому критерию: какой отраслью права установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому и административному праву.
Подробное изучение
каждого из видов государственно-
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
Научно-теоретическое
исследование административно-правового
принуждения отечественными учеными
в своем летоисчислении насчитывает
более ста лет. Большая роль в
исследовании и разработке теории административно-правового
принуждения принадлежит
По его мнению,
среди различных методов
меры физического и морального воздействия должны быть соразмерны методам противоправного действия нарушителя, размеру вреда, причиняемого проступком;
применению карательных санкций должно предшествовать противодействие нарушителя, прекращение противоправных действий и прекращение принудительных мер;
законность применения мер физического и морального воздействия может быть подтверждена или отвергнута при обжаловании подозреваемыми лицами или в процессе судебного контроля. Подозреваемый в совершении административного проступка может обжаловать применение принудительных мер до начала производства по делу или после завершения административного производства.
Анализируя деятельность
принудительной власти, И.Т. Тарасов
не отграничивает полномочий в сфере
административного пресечения, осуществляемого
должностными лицами, от публично-правовых
санкций государственных
Ощутимый вклад
в развитие отечественной административно-
В.В. Ивановским была четко определена компетенция Министерства внутренних дел, состоящая из двух групп полномочий:
к ведению полиции безопасности были отнесены собственно полицейская деятельность, обеспечивающая государственную и общественную безопасность (корпус жандармов и Департамент полиции);
контроль в сфере цензуры, осуществляемый Главным управлением по делам печати.
Таким образом, органы полиции рассматривались как составная часть “органов внутреннего управления”, возглавляемых Министерством внутренних дел.
Полномочия министерства внутренних дел в сфере здравоохранения были отнесены к ведению Медицинского департамента и Медицинского совета.
Органы исполнительной
власти отождествлялись с органами
администрации. В.В. Ивановский выделял
отраслевые административные органы,
возглавляемые соответствующим
министерством, например, органы финансовой
администрации входили в
Выдающийся отечественный
полицеист, ректор С.-Петербургского университета
и профессор кафедры