объективно противоправные
деяния Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая
охрана общественного порядка. Л., 1973.
С. 169-171..
Среди ученых и
практиков существуют различные
мнения о содержании понятия административно-правового
принуждения. С точки зрения способа
упорядочения общественных отношений
правовое принуждение в целом
и административно-правовое - в частности,
рассматривается отдельными учеными
как метод государственного воздействия,
обеспечивающий выполнение определенных
действий либо воздержания от их совершения
Кожевников С.Н. Государственное принуждение:
особенности и содержание // Советское
государство и право. 1978. №5. С.51.;
Севрюгин В.Е. Проблемы административного
права: Учеб. пособие. Тюмень, 1994. С.90..
По мнению других
авторов, “…административно-правовое
принуждение - это … применение субъектами
функциональной исполнительной власти
установленных нормами административного
права принудительных мер” Бахрах
Д.Н. Административное право России:
Учебник для вузов. М., 2000. С.445., “…
в целях граждан и должностных
лиц к исполнению юридически закрепленных
правил для предотвращения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности,
прекращения правонарушений и наказания
нарушителей” Кузьмичева Г.А. Административная
ответственность. Изд-во МУ., 1984. С.13-14..
И в этом смысле административное
принуждение рассматривается как
совокупность принудительных средств,
определенных законом Советское
административное право. Методы и формы
государственного управления. М., 1977. С.109..
Наконец, некоторые
авторы считают, что под таковым
принуждением следует понимать как
психическое либо физическое воздействие
на сознание и поведение субъекта
с целью понудить их путем угрозы
применения предусмотренных законом
санкций к должному поведению, так
и само применение мер административно-правового
воздействия Розенфельд В.Г., Старилов
Ю.Н. Административное принуждение; Административная
ответственность; Административно - юрисдикционный
процесс: Учеб. пособие. Воронеж, 1993. С.15..
В моем понимании
административно-правового принуждения
я опираюсь на позицию тех авторов,
которые предлагают различать административно-правовое
принуждение как способ защиты правопорядка
- с одной стороны, и меры административного
принуждения - с другой. Эти два
понятия соотносятся как содержание
и форма. Внешнее проявление административного
принуждения и есть та или иная
административно-принудительная мера.
Посредством правовой регламентации
отдельных мер принуждения происходит
регламентация оснований, порядка
и содержания правового воздействия
Князьков А.С. Применение и использование
огнестрельного оружия сотрудниками милиции
как мера административно-правового
пресечения: Дисс... канд. юрид. наук / ТГУ
ЮИ, 1998. С.32.. Следует отметить большое
количество терминов, означающих административно-правового
принуждения: “административно-принудительные
средства”, “административно-принудительные
меры”, “меры принудительного обеспечения
должного поведения”, “принудительные
правоохранительные средства воздействия”
и другие. Причем эти понятия употребляются
авторами как синонимы мер административного
принуждения Попов Л.Л. Убеждение
и принуждение в административной
деятельности советской милиции: Учеб.
пособие. М., 1983. С.23-25.; Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное право
России: Учебник. М., 1996. С.262-265.; Кучинский
В.А. Правовые средства обеспечения
правомерного поведения граждан
и их применение в правоохранительной
деятельности ОВД // Правовые средства
обеспечения социалистической законности
в деятельности ОВД: Сб. науч. тр. МВШ
МВД СССР. Минск, 1989. С.33-34.; Бахрах Д.Н.
Административное право: Учебник для
вузов. М., 1996. С.256-258..
Административно-правовое
принуждение включает в себя различные
по своему характеру и назначению
принудительные меры. Эти меры могут
быть объединены в различные группы
в зависимости от конкретных целей.
Классификация мер административного
принуждения имеет не только важное
теоретическое, но и практическое значение,
так как позволяет определить
место каждой такой меры в системе
административно-принудительных средств
воздействия и, следовательно, установить
основания и порядок ее применения.
До 50-х годов
в юридической литературе господствовала
двухчленная классификация. Все
меры административно-правового принуждения
сводились к двум группам: административные
взыскания и иные меры административного
принуждения, которые будучи по своей
сути принудительными, лишены характера
наказания Студеникин С.С., Власов В.А.,
Евтихиев И.И. Советское административное
право. М., 1950. С.173-191.; Ямпольская Ц.А. Об
убеждении и принуждении в
советском административном праве
/ Вопросы административного права
и финансового права. М, 1952. С.175-181.;
Козырева Т.И. Административное принуждение
и его виды: Лекция для студентов ВЮЗИ.
М., 1957. С.21..
В 1956 году М.И. Еропкин
обосновал трехчленную классификацию
мер административного принуждения,
которой долгое время придерживалось
большинство ученых - административистов.
По этой классификации меры административно-правового
принуждения подразделяются на три
группы: административно - предупредительные
меры; меры административного пресечения;
административные взыскания (административная
ответственность). В основе этой классификации
лежат цели и способ обеспечения
правопорядка Еропкин М.И. О классификации
мер административного принуждения
/ Вопросы административного права
на современном этапе. М., 1963. С.60-69.
По этому вопросу
имеются и другие точки зрения.
Так Д.Н. Бахрах предлагает следующую
классификацию мер административно-правового
принуждения: меры пресечения, административно
- восстановительные меры и меры
взыскания (наказания) Бахрах Д.Н. Административное
принуждение в СССР, его виды и
основные тенденции развития: Автореф.
докт. дисс... М., 1972. С.24-34.
.
Интересную классификацию
мер административно-правового принуждения
предложил Л.М. Розин. Критерием классификации
по его мнению является цель, для
достижения которой соответствующая
мера применяется, а именно ею определяется
основание и порядок применения
каждой меры. Данная классификация
выглядит следующим образом:
а) административные
взыскания, применяемые при привлечении
к административной ответственности
в качестве наказания правонарушителя;
б) меры административного
пресечения, используемые для пресечения
совершающегося правонарушения;
в) меры процессуального
принуждения, которые дают возможность
установить факт правонарушения, удостоверить
личность нарушителя, собрать все
необходимые данные об административном
правонарушении и составить требуемые
законом документы;
г) восстановительные
меры, предназначенные для восстановления
нарушенного правопорядка, прав граждан;
д) меры административно-принудительные,
применяемые в целях предотвращения
правонарушений Розин Л.М. Проблемы
классификации мер административного
принуждения / Управление и право. М.,
1992. С.184-185..
С одних и
тех же позиций смотрят на проблему
классификации мер административно-правового
принуждения А.П. Коренев и Л.Л.
Попов. Исходя из целей использования,
способов обеспечения правопорядка
и общественной безопасности, специфики
возникающих при этом правоотношений
и особенностей применяемых мер
административно-правового принуждения
ими выделяется четыре группы:
а) меры административного
предупреждения (административно - предупредительные
меры);
б) меры административного
пресечения (административно - пресекательные
меры);
в) меры административно
- процессуального обеспечения;
г) меры административного
взыскания Коренев А.П. Административное
право России: Часть общая. М., 1997.
С.192.; Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное
право России. М., 1999. С.300..
Свою позицию
по поводу классификации мер административно-правового
принуждения мне бы хотелось построить,
во-первых, через понимание административной
ответственности как части административно-правового
принуждения, и, во-вторых, через понятие
административно-правового принуждения,
данного профессором К.С. Бельским.
По его мнению, административно-правовое
принуждение означает словесно-психическое
и физическое воздействие органов
исполнительной власти, осуществляемое
на правовой основе в отношении определенного
физического или юридического лица
с целью заставить, побудить его
к соответствующему поведению, подчинению
известным ограничениям или возложить
на него одно из административных взысканий
Бельский К.С. Место административного
права в системе полицейского
права // Государство и право. 2000.
№10. С.18.. В данном определении заключены
две группы мер административного
принуждения. Одна давно получила в
науке административного права
родовое наименование “меры административной
ответственности”. К ним относятся
все административные взыскания: предупреждение,
штраф, административный арест и
т.д. Вторая группа охватывает такие
принудительные меры воздействия, как
административно - предупредительные,
административно - пресекательные, административно
- восстановительные и также административно
- обеспечительные меры, как меры
административно-правового принуждения
процессуального характера, хотя отдельные
меры административно-процессуального
обеспечения поглощаются мерами
административно-правового пресечения
(например, доставление, задержание и
др.). К сожалению, все эти меры
второй группы до настоящего времени
не получили родового наименования, а
это с научной точки зрения
мешает рассматривать их как единую
компактную группу, имеющую общую
генетическую основу и учитывающую
общие родственные корни объединяемых
принудительных воздействий. В свое
время теоретики права предлагали
для названных мер принуждения
наименование “меры защиты”, но оно
не привилось в правоведении и
было признано неудачным. Думается, что
правильнее административно-предупредительные,
административно-пресекательные, административно-восстановительные
меры, а также и в какой-то степени
и административно-обеспечительные
меры процессуального характера
называть французским понятием “action
direct” (непосредственное принуждение).
Конечно, понятие “меры непосредственного
принуждения” не на сто процентов отражают
те административно-правовые реальности,
которые оно обозначает и которые имеют
место в действительной жизни, но охватывает
сердцевину рассматриваемых мер административно-правового
принуждения: они применяются компетентным
органам на месте, где происходят события,
непосредственно путем прямого и личного
контакта с объектом воздействия.
И в заключении
этой главы хотелось бы несколько
слов сказать о роли административно-правового
принуждения в системе полицейского
права. Думается, что в системе
полицейского права институт административного
принуждения занимает центральное,
стержневое положение. Все другие правовые
институты полицейского права: субъекты
полицейского права, обеспечение законности
полицейской деятельности, право
на выбор местожительства и передвижение,
режимы чрезвычайного и военного
положения и т.д., являются производными
от института административного (полицейского)
принуждения. Вообще само полицейское
право, благодаря, прежде всего, необходимости
регламентации административного
принуждения, возникает, формируется
и дифференцируется на правовые институты.
Французский мыслитель Э. Ренан,
говоря о государственном принуждении,
был глубоко права, понимая, что
оно - чрезвычайно не привлекательная
вещь, но без него было бы немыслимо
развитие культуры Бессмертные высказывания
великих мыслителей и философов.
М., 1994. С.67.. По степени своей непривлекательности
административное принуждение следует
сразу же после уголовной репрессии
как вида государственного принуждения,
так как административное принуждение
тоже представляет порой грубое, болезненное
и крайне неприятное принудительное
воздействие на личность. Если же должностными
лицами, применяющими административное
принуждение, будут допущены злоупотребления
предоставленной им властью, то данное
обстоятельство может привести к
серьезному нарушению прав и свобод
личности. В соответствии с этим,
нормы, которые регулируют административное
принуждение и связанные общественные
отношения, должны объединяться в полицейское
право, и в силу своей социальной
значимости не должны смешиваться с
иными подотраслями и институтами
административного права. Также, в
свою очередь, деятельность по применению
мер административного принуждения,
не следует смешивать с другими
видами административной (государственной)
деятельности, и, по примеру того, как
это было в царской России и
в современных государствах, необходимо
выделять данную деятельность как полицейскую.
На это обращал внимание в 1907 году
видный русский ученый - административист
В.М. Гессен. Он отмечал, что “в настоящее
время мы понимаем не только в России,
но и в Германии под полицейской
деятельностью не административную
деятельность вообще, а только определенный
вид, определенный ряд государственной
деятельности, деятельность, направленную
на поддержания безопасности и порядка,
связанную с применением принудительную
власти” Гессен В.М. Лекции по полицейскому
праву. СПб., 1907-1908. С.20..
2.
Понятие и виды
мер административного
пресечения
Административно-принудительные
меры являются средством охраны общественных
отношений от возможных нарушений,
наступления вредных последствий.
Реальные правонарушения ставят под
непосредственную угрозу охраняемые общественные
отношения и причиняют им вред. Интересы
их защиты требуют неотложной помощи со
стороны государства, которое оказывает
ее в виде пресечения действий, нарушающих
правовые предписания. Таковы административное
задержание нарушителя, изъятие у браконьера
орудий лова или охоты, запрещение эксплуатации
неисправных машин и механизмов и т.п.
Суть подобных мер административного
принуждения, несмотря на их многообразие,
состоит в “принудительном прекращении
противоправных действий, нарушающих
установленный порядок” Еропкин М.И. Управление
в области охраны общественного порядка.
М., 1965. С.137.. Целевое назначение названных
средств определило и их наименование
- меры административного пресечения.
2.1
Общетеоретическое
понятие и характеристика
пресечения в административном
праве
Значение мер
административного пресечения в
системе правоохранительных средств
особенно велико, поскольку в ходе
их применения пресекаются наиболее
распространенные правонарушения - административные
проступки, обеспечивается возможность
привлечения нарушителей к ответственности.
Однако назначение мер административного
пресечения не исчерпывается, как полагают
отдельные авторы, борьбой с административными
проступками Игитов В.И. Административно-правовые
и общественные меры воздействия
в области охраны советского общественного
порядка: Автореф. дисс... канд. юрид. наук.
М., 1964. С.7.
. Они могут
применятся также и для прекращения
преступных действий. Так, органы
Госгортехнадзора приостанавливают
работы, эксплуатацию машин, механизмов,
которые ведутся с нарушением
правил и норм безопасности
и охраны недр, независимо от
того, явилось ли это следствием
административного проступка или
преступления. Таким образом, меры
административного пресечения являются
одним из наиболее эффективных
средств борьбы с правонарушениями.
Но некоторые меры административного
пресечения могут применяться
и для прекращения объективно
противоправных, невиновных действий,
совершаемых лицами невменяемыми,
неделиктоспособными. Иными словами,
круг оснований пресечения более
широк, чем у административной
ответственности.