Меры административного пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:16, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
выяснить правовую природу мер административного принуждения и административного пресечения как его вида;
сформулировать определение понятия “меры административного пресечения”;
классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;

Содержание

Введение 3
1. Принуждение в административном праве 5
1.1 Принуждение в теории права 6
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения 12
2. Понятие и виды мер административного пресечения 26
2.1 Общетеоретическое понятие и характеристика пресечения в административном праве 26
2.2 Виды мер административного пресечения 35
2.3 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 38
2.4 Меры пресечения имущественного характера 61
2.5 Меры пресечения технического характера 67
2.6 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 70
2.7 Меры пресечения финансово-кредитного характера 71
3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного пресечения уполномоченными органами 72
3.1 Общетеоретическое понятие законности 72
3.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 79
3.3 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 88
Заключение 95
Литература 98

Работа состоит из  1 файл

диплом с нетаWord.docx

— 58.45 Кб (Скачать документ)

объективно противоправные деяния Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 169-171..

Среди ученых и  практиков существуют различные  мнения о содержании понятия административно-правового  принуждения. С точки зрения способа  упорядочения общественных отношений  правовое принуждение в целом  и административно-правовое - в частности, рассматривается отдельными учеными  как метод государственного воздействия, обеспечивающий выполнение определенных действий либо воздержания от их совершения Кожевников С.Н. Государственное принуждение: особенности и содержание // Советское  государство и право. 1978. №5. С.51.; Севрюгин В.Е. Проблемы административного  права: Учеб. пособие. Тюмень, 1994. С.90..

По мнению других авторов, “…административно-правовое принуждение - это … применение субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного  права принудительных мер” Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С.445., “… в целях граждан и должностных  лиц к исполнению юридически закрепленных правил для предотвращения правонарушений, обеспечения общественной безопасности, прекращения правонарушений и наказания  нарушителей” Кузьмичева Г.А. Административная ответственность. Изд-во МУ., 1984. С.13-14.. И в этом смысле административное принуждение рассматривается как  совокупность принудительных средств, определенных законом Советское  административное право. Методы и формы  государственного управления. М., 1977. С.109..

Наконец, некоторые  авторы считают, что под таковым  принуждением следует понимать как  психическое либо физическое воздействие  на сознание и поведение субъекта с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных законом  санкций к должному поведению, так  и само применение мер административно-правового  воздействия Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение; Административная ответственность; Административно - юрисдикционный процесс: Учеб. пособие. Воронеж, 1993. С.15..

В моем понимании  административно-правового принуждения  я опираюсь на позицию тех авторов, которые предлагают различать административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка - с одной стороны, и меры административного  принуждения - с другой. Эти два  понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее проявление административного  принуждения и есть та или иная административно-принудительная мера. Посредством правовой регламентации  отдельных мер принуждения происходит регламентация оснований, порядка  и содержания правового воздействия  Князьков А.С. Применение и использование  огнестрельного оружия сотрудниками милиции  как мера административно-правового  пресечения: Дисс... канд. юрид. наук / ТГУ  ЮИ, 1998. С.32.. Следует отметить большое  количество терминов, означающих административно-правового  принуждения: “административно-принудительные средства”, “административно-принудительные меры”, “меры принудительного обеспечения  должного поведения”, “принудительные  правоохранительные средства воздействия” и другие. Причем эти понятия употребляются  авторами как синонимы мер административного  принуждения Попов Л.Л. Убеждение  и принуждение в административной деятельности советской милиции: Учеб. пособие. М., 1983. С.23-25.; Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М. Административное право  России: Учебник. М., 1996. С.262-265.; Кучинский  В.А. Правовые средства обеспечения  правомерного поведения граждан  и их применение в правоохранительной деятельности ОВД // Правовые средства обеспечения социалистической законности в деятельности ОВД: Сб. науч. тр. МВШ  МВД СССР. Минск, 1989. С.33-34.; Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для  вузов. М., 1996. С.256-258..

Административно-правовое принуждение включает в себя различные  по своему характеру и назначению принудительные меры. Эти меры могут  быть объединены в различные группы в зависимости от конкретных целей. Классификация мер административного  принуждения имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет определить место каждой такой меры в системе  административно-принудительных средств  воздействия и, следовательно, установить основания и порядок ее применения.

До 50-х годов  в юридической литературе господствовала двухчленная классификация. Все  меры административно-правового принуждения  сводились к двум группам: административные взыскания и иные меры административного  принуждения, которые будучи по своей  сути принудительными, лишены характера  наказания Студеникин С.С., Власов В.А., Евтихиев И.И. Советское административное право. М., 1950. С.173-191.; Ямпольская Ц.А. Об убеждении и принуждении в  советском административном праве / Вопросы административного права  и финансового права. М, 1952. С.175-181.; Козырева Т.И. Административное принуждение и его виды: Лекция для студентов ВЮЗИ. М., 1957. С.21..

В 1956 году М.И. Еропкин  обосновал трехчленную классификацию  мер административного принуждения, которой долгое время придерживалось большинство ученых - административистов. По этой классификации меры административно-правового  принуждения подразделяются на три  группы: административно - предупредительные  меры; меры административного пресечения; административные взыскания (административная ответственность). В основе этой классификации  лежат цели и способ обеспечения  правопорядка Еропкин М.И. О классификации  мер административного принуждения / Вопросы административного права  на современном этапе. М., 1963. С.60-69.

По этому вопросу  имеются и другие точки зрения. Так Д.Н. Бахрах предлагает следующую  классификацию мер административно-правового  принуждения: меры пресечения, административно - восстановительные меры и меры взыскания (наказания) Бахрах Д.Н. Административное принуждение в СССР, его виды и  основные тенденции развития: Автореф. докт. дисс... М., 1972. С.24-34.

.

Интересную классификацию  мер административно-правового принуждения  предложил Л.М. Розин. Критерием классификации  по его мнению является цель, для  достижения которой соответствующая  мера применяется, а именно ею определяется основание и порядок применения каждой меры. Данная классификация  выглядит следующим образом:

а) административные взыскания, применяемые при привлечении  к административной ответственности  в качестве наказания правонарушителя;

б) меры административного  пресечения, используемые для пресечения совершающегося правонарушения;

в) меры процессуального  принуждения, которые дают возможность  установить факт правонарушения, удостоверить личность нарушителя, собрать все  необходимые данные об административном правонарушении и составить требуемые  законом документы;

г) восстановительные  меры, предназначенные для восстановления нарушенного правопорядка, прав граждан;

д) меры административно-принудительные, применяемые в целях предотвращения правонарушений Розин Л.М. Проблемы классификации мер административного  принуждения / Управление и право. М., 1992. С.184-185..

С одних и  тех же позиций смотрят на проблему классификации мер административно-правового  принуждения А.П. Коренев и Л.Л. Попов. Исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики  возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер  административно-правового принуждения  ими выделяется четыре группы:

а) меры административного  предупреждения (административно - предупредительные  меры);

б) меры административного  пресечения (административно - пресекательные меры);

в) меры административно - процессуального обеспечения;

г) меры административного  взыскания Коренев А.П. Административное право России: Часть общая. М., 1997. С.192.; Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 1999. С.300..

Свою позицию  по поводу классификации мер административно-правового  принуждения мне бы хотелось построить, во-первых, через понимание административной ответственности как части административно-правового  принуждения, и, во-вторых, через понятие  административно-правового принуждения, данного профессором К.С. Бельским. По его мнению, административно-правовое принуждение означает словесно-психическое  и физическое воздействие органов  исполнительной власти, осуществляемое на правовой основе в отношении определенного  физического или юридического лица с целью заставить, побудить его  к соответствующему поведению, подчинению известным ограничениям или возложить  на него одно из административных взысканий  Бельский К.С. Место административного  права в системе полицейского права // Государство и право. 2000. №10. С.18.. В данном определении заключены  две группы мер административного  принуждения. Одна давно получила в  науке административного права  родовое наименование “меры административной ответственности”. К ним относятся  все административные взыскания: предупреждение, штраф, административный арест и  т.д. Вторая группа охватывает такие  принудительные меры воздействия, как  административно - предупредительные, административно - пресекательные, административно - восстановительные и также административно - обеспечительные меры, как меры административно-правового принуждения  процессуального характера, хотя отдельные  меры административно-процессуального  обеспечения поглощаются мерами административно-правового пресечения (например, доставление, задержание и  др.). К сожалению, все эти меры второй группы до настоящего времени  не получили родового наименования, а  это с научной точки зрения мешает рассматривать их как единую компактную группу, имеющую общую  генетическую основу и учитывающую  общие родственные корни объединяемых принудительных воздействий. В свое время теоретики права предлагали для названных мер принуждения  наименование “меры защиты”, но оно  не привилось в правоведении и  было признано неудачным. Думается, что  правильнее административно-предупредительные, административно-пресекательные, административно-восстановительные  меры, а также и в какой-то степени  и административно-обеспечительные  меры процессуального характера  называть французским понятием “action direct” (непосредственное принуждение). Конечно, понятие “меры непосредственного принуждения” не на сто процентов отражают те административно-правовые реальности, которые оно обозначает и которые имеют место в действительной жизни, но охватывает сердцевину рассматриваемых мер административно-правового принуждения: они применяются компетентным органам на месте, где происходят события, непосредственно путем прямого и личного контакта с объектом воздействия.

И в заключении этой главы хотелось бы несколько  слов сказать о роли административно-правового  принуждения в системе полицейского права. Думается, что в системе  полицейского права институт административного  принуждения занимает центральное, стержневое положение. Все другие правовые институты полицейского права: субъекты полицейского права, обеспечение законности полицейской деятельности, право  на выбор местожительства и передвижение, режимы чрезвычайного и военного положения и т.д., являются производными от института административного (полицейского) принуждения. Вообще само полицейское  право, благодаря, прежде всего, необходимости  регламентации административного  принуждения, возникает, формируется  и дифференцируется на правовые институты. Французский мыслитель Э. Ренан, говоря о государственном принуждении, был глубоко права, понимая, что  оно - чрезвычайно не привлекательная  вещь, но без него было бы немыслимо  развитие культуры Бессмертные высказывания великих мыслителей и философов. М., 1994. С.67.. По степени своей непривлекательности  административное принуждение следует  сразу же после уголовной репрессии  как вида государственного принуждения, так как административное принуждение  тоже представляет порой грубое, болезненное  и крайне неприятное принудительное воздействие на личность. Если же должностными лицами, применяющими административное принуждение, будут допущены злоупотребления  предоставленной им властью, то данное обстоятельство может привести к  серьезному нарушению прав и свобод личности. В соответствии с этим, нормы, которые регулируют административное принуждение и связанные общественные отношения, должны объединяться в полицейское  право, и в силу своей социальной значимости не должны смешиваться с  иными подотраслями и институтами  административного права. Также, в  свою очередь, деятельность по применению мер административного принуждения, не следует смешивать с другими  видами административной (государственной) деятельности, и, по примеру того, как  это было в царской России и  в современных государствах, необходимо выделять данную деятельность как полицейскую. На это обращал внимание в 1907 году видный русский ученый - административист В.М. Гессен. Он отмечал, что “в настоящее  время мы понимаем не только в России, но и в Германии под полицейской  деятельностью не административную деятельность вообще, а только определенный вид, определенный ряд государственной  деятельности, деятельность, направленную на поддержания безопасности и порядка, связанную с применением принудительную власти” Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. СПб., 1907-1908. С.20..

2. Понятие и виды  мер административного  пресечения

Административно-принудительные меры являются средством охраны общественных отношений от возможных нарушений, наступления вредных последствий. Реальные правонарушения ставят под  непосредственную угрозу охраняемые общественные отношения и причиняют им вред. Интересы их защиты требуют неотложной помощи со стороны государства, которое оказывает ее в виде пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Таковы административное задержание нарушителя, изъятие у браконьера орудий лова или охоты, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.п. Суть подобных мер административного принуждения, несмотря на их многообразие, состоит в “принудительном прекращении противоправных действий, нарушающих установленный порядок” Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С.137.. Целевое назначение названных средств определило и их наименование - меры административного пресечения.

2.1 Общетеоретическое  понятие и характеристика  пресечения в административном  праве

Значение мер  административного пресечения в  системе правоохранительных средств  особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные проступки, обеспечивается возможность  привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного  пресечения не исчерпывается, как полагают отдельные авторы, борьбой с административными  проступками Игитов В.И. Административно-правовые и общественные меры воздействия  в области охраны советского общественного  порядка: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1964. С.7.

. Они могут  применятся также и для прекращения  преступных действий. Так, органы  Госгортехнадзора приостанавливают  работы, эксплуатацию машин, механизмов, которые ведутся с нарушением  правил и норм безопасности  и охраны недр, независимо от  того, явилось ли это следствием  административного проступка или  преступления. Таким образом, меры  административного пресечения являются  одним из наиболее эффективных  средств борьбы с правонарушениями. Но некоторые меры административного  пресечения могут применяться  и для прекращения объективно  противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Иными словами,  круг оснований пресечения более  широк, чем у административной  ответственности.

Информация о работе Меры административного пресечения