Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:16, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
выяснить правовую природу мер административного принуждения и административного пресечения как его вида;
сформулировать определение понятия “меры административного пресечения”;
классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
Введение 3
1. Принуждение в административном праве 5
1.1 Принуждение в теории права 6
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения 12
2. Понятие и виды мер административного пресечения 26
2.1 Общетеоретическое понятие и характеристика пресечения в административном праве 26
2.2 Виды мер административного пресечения 35
2.3 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 38
2.4 Меры пресечения имущественного характера 61
2.5 Меры пресечения технического характера 67
2.6 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 70
2.7 Меры пресечения финансово-кредитного характера 71
3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного пресечения уполномоченными органами 72
3.1 Общетеоретическое понятие законности 72
3.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 79
3.3 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 88
Заключение 95
Литература 98
О природе рассматриваемого
вида административно-правового
С приведенной
оценкой природы мер
Действительно, применение большинства мер пресечения прекращает нарушение соответствующих правил, не будучи связанным с осуществлением правосстановительных функций. Иное означало бы наделение ряда государственных органов, в частности инспекций, несвойственными им полномочиями по устранению последствий нарушений. Сказанное дает возможность утверждать, что меры пресечения не могут быть отнесены к правовосстановительным санкциями, и что термин “меры административного пресечения” более точно определяет природу анализируемых правовых средств.
Несколько иное решение вопроса о понятии рассматриваемого вида административно-правового принуждения предлагает Д.Н. Бахрах. Обоснованно возражая против толкования мер пресечения как правовосстановительных санкций, он говорит о существовании мер пресечения и о восстановительных мерах в рамках административно-правового принуждения в качестве самостоятельных его видов. К числу восстановительных мер он относит: изъятие работниками милиции огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, хранящихся без соответствующего разрешения, у отдельных граждан, снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, искание недоимки, пени Бахрах Д.Н. Административная ответственность. Пермь, 1966. С.19.; Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С.447-448..
Между тем, во всех
этих случаях работники
Отдельные авторы
обосновывают выделение некоторых
мер пресечения (процессуальных мер)
в качестве самостоятельного вида административного
принуждения Ардашкин В.Д. Меры защиты
(пресечения) в советском административном
праве: Дисс... канд. юрид. наук. Свердловск,
1967. С.94.. Необходимость этого
Как разновидность
административно-правового
Цель пресечения - непосредственное прекращение противоправного деяния и недопущение новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
Фактическим основанием
пресечения является правонарушение,
виновное противоправное действие. Но
меры пресечения используются и для
прекращения общественно
.
С этой особенностью теснейшим образом связана и другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Так, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда “при низкой температуре воздуха” предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.
Меры административного
пресечения всегда являются мгновенной
реакцией органа административной власти
на противоправные действия и характеризуются
резким вмешательством в организационную,
физическую и имущественную строну
жизни подвластного лица. Как указывает,
например, Л.Л. Попов: “…практически
невозможно в каждом возможном случае
применения мер административного
пресечения доказывать правомочность
требования, на котором основано принуждение”
Попов Л.Л. Эффективность административно-
Меры административного
пресечения связаны с прямым вмешательством
в деятельность субъекта, что позволяет
в большинстве случаев
Таким образом,
данный признак мер административного
пресечения, а именно нарушение при
необходимости физической неприкосновенности
граждан, совершающих антиобщественные
противоправные деяния, дает возможность
отграничить их от карательных санкций.
Если перечень последних четко установлен
законом, то перечень пресекательных мер,
содержащийся в нормативных актах,
нельзя считать исчерпывающим. Их использование
часто связано с ситуацией
необходимой обороны или крайне
необходимости, в которой оказались
исполнительная власть, ее представители.
И вполне возможно, что представитель
власти вынужден будет воспользоваться
неназванными прямо в законе средствами,
например, веревкой, топором, применить
меры, которые диктуются
При условии
их квалифицированного применения меры
пресечения способны самостоятельно,
вне связи с иными мерами административного
принуждения, полностью реализовать
заложенную в них правовую цель.
В отличие от мер административного
пресечения, реализация иных мер административного
принуждения, например, административного
взыскания, требует нередко использования
иных принудительных средств, а именно
административно-
Для применения
мер административного
Проанализировав
вышеперечисленные признаки мер
административного пресечения, четко
выделяющие их среди других мер административно-правового
принуждения, хотелось бы выделить еще
некоторые внутривидовые
Особенность мер административного пресечения заключается в своеобразии проявления объективной связи “неправомерное действие - административное принуждение”, которое заключается в одновременном, одномоментном существовании элементов данной системы. В отличие от них реализация, например, таких мер административного принуждения, как административные взыскания, характеризуются более или менее значительным периодом времени с момента совершения правонарушения.
Меры административного
пресечения имеют небольшой круг
субъектов их применения. Притом чем
сильнее правоограничение, которое
может вызвать та или иная мера
административного пресечения, тем
уже круг должностных лиц, управомоченных
к их применению, и тем выше требования
к их профессиональной подготовке.
В этой связи представляется верным
мнение В.Н. Опарина о том, что
в основе отнесения того или иного
федерального органа исполнительной власти
к правоохранительным (полицейским)
органам лежит обязанность