Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:16, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
выяснить правовую природу мер административного принуждения и административного пресечения как его вида;
сформулировать определение понятия “меры административного пресечения”;
классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
Введение 3
1. Принуждение в административном праве 5
1.1 Принуждение в теории права 6
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения 12
2. Понятие и виды мер административного пресечения 26
2.1 Общетеоретическое понятие и характеристика пресечения в административном праве 26
2.2 Виды мер административного пресечения 35
2.3 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 38
2.4 Меры пресечения имущественного характера 61
2.5 Меры пресечения технического характера 67
2.6 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 70
2.7 Меры пресечения финансово-кредитного характера 71
3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного пресечения уполномоченными органами 72
3.1 Общетеоретическое понятие законности 72
3.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 79
3.3 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 88
Заключение 95
Литература 98
.
Превентивные
меры в отношении проступков, посягающих
на общественный порядок, должны быть
отнесены к ведению органов
Творческое наследие
отечественных
Таковы были первые истоки теоретического изучения развития и применения административного принуждения в отечественной правовой науке. На сегодняшний момент времени в научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении. Но, в свою очередь, хотелось бы отметить тот факт, что корректнее было бы говорить об административно-правовом принуждении, так как история многих стран, в том числе и России, предлагает много оснований для плачевных выводов о том, что административное принуждение по своим возможностям намного шире административно-правового, что оно нередко связано с произволом и даже насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким четким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения.
Административно-правовое
принуждение - один из видов государственно-
Административно-правовое
принуждение является особым видом
государственного принуждения, имеющим
своим назначением охрану общественных
отношений, складывающихся преимущественно
в сфере государственного управления.
Меры административного принуждения
используются в процессе реализации
исполнительной власти соответствующими
органами и должностными лицами, что
является результатом проявления их
государственно-властных полномочий.
Всем мерам административного
.
В тоже время, говоря о карантине, таможенном досмотре и других подобных принудительных мерах, хотелось бы согласиться с авторами, что имеются в виду не общие запреты, не диспозиция норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное и сознательное выполнение установленных правил (карантинного режима, таможенного досмотра) и связанных с ними конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 1999. С.296..
В ряде случае отрицается принудительный характер административно-правовых мер, например, задержания и доставления в милицию, применяемых к невменяемым лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению. Данная позиция обосновывается тем, что в подобных случаях отсутствует волевой объект принуждения. Однако, согласиться с отрицанием принудительного характера указанных и других аналогичных мер также нельзя. Объясняется это тем, что принудительность воздействия направлена против воли субъекта, а это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо не способно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.
Внешние формы
проявления административно-правового
принуждения весьма различны. Данное
обстоятельство обуславливается громадным
разнообразием обеспечиваемых с
их помощью общественных отношений,
содержанием компетенции
Все меры административно-правового
принуждения, являясь результатом
реализации государственно-властных полномочий,
имеют своей целью побудить лицо
к исполнению юридических обязанностей
и запретов. Таким образом, объектом
принудительного воздействия в
конечном итоге оказывается не сама
личность, а ее поведение Черников
В.В. Административное принуждение
в механизме обеспечения
Меры административно-
Административно-правовое
принуждение применяется лишь уполномоченными
на то органами и должностными лицами,
круг которых строго определен правовыми
актами. Как правило, к ним относятся
исполнительные органы и их должностные
лица, уполномоченные на осуществление
правоохранительных функций в сфере
государственного управления (например,
органы внутренних дел, контрольно-надзорные
органы и др.). Таким образом, административное
принуждение характеризуется
Специфика управленческих
отношений объективно определяет необходимость
самостоятельной и быстрой
Реализация административно-
Административно-правовое
принуждение осуществляется в рамках
особых охранительных правоотношений,
складывающихся в сфере государственного
управления и направленных на защиту
общественного порядка и
Административно-правовое
принуждение характеризует и
то обстоятельство, что компетентный
государственный орган и лица,
к которым оно применяется, не
связаны отношениями
Применение мер
административно-правового
Административно-правовое
принуждение применяется не только
к физическим лицам (гражданам РФ,
иностранным гражданам и лицам
без гражданства), но и в отношении
юридических лиц. В связи с
переходом к рыночной экономике
и появлением частных, акционерных
и других негосударственных предприятий,
учреждений и организаций расширяется
сфера применения административно-правового
принуждения в виде достаточно крупных
штрафных санкций за нарушение юридическими
лицами общеобязательных правил, установленных
законодательными актами в области
строительства, за нарушение земельного,
налогового и таможенного
Практическое
применение административно-правового
принуждения способствует профилактике
правонарушений. Прежде всего, это обусловлено
тем, что органы внутренних дел, государственные
инспекции и другие субъекты исполнительной
власти систематически осуществляют контроль
за соблюдением соответствующих
правил и могут своевременно реагировать
на их нарушение. Административно-правовое
принуждение включает в себя большое
количество средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование которых
прекращает антиобщественные действия,
предотвращает наступление
Одним из важнейших
признаков административно-
экстремальные социальные условия, предусмотренные правовой нормой, например, эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административно-правового принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 1999. С.299.;
преступления любой степени общественной опасности;