Меры административного пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:16, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании мер административного пресечения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
выяснить правовую природу мер административного принуждения и административного пресечения как его вида;
сформулировать определение понятия “меры административного пресечения”;
классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;

Содержание

Введение 3
1. Принуждение в административном праве 5
1.1 Принуждение в теории права 6
1.2 Понятие и виды административно-правового принуждения 12
2. Понятие и виды мер административного пресечения 26
2.1 Общетеоретическое понятие и характеристика пресечения в административном праве 26
2.2 Виды мер административного пресечения 35
2.3 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю 38
2.4 Меры пресечения имущественного характера 61
2.5 Меры пресечения технического характера 67
2.6 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера 70
2.7 Меры пресечения финансово-кредитного характера 71
3. Контроль за соблюдением законности при применении мер административного пресечения уполномоченными органами 72
3.1 Общетеоретическое понятие законности 72
3.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 79
3.3 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 88
Заключение 95
Литература 98

Работа состоит из  1 файл

диплом с нетаWord.docx

— 58.45 Кб (Скачать документ)

.

Превентивные  меры в отношении проступков, посягающих на общественный порядок, должны быть отнесены к ведению органов исполнительной полиции, последние вправе применять  и меры физического принуждения. В содержании превентивных мер различались  меры, “предупреждающие и удаляющие  опасность”. Виды предупреждающих  мер зависят от субъективных и  объективных мер, не зависящих от воли нарушителя, обстоятельств. Предупреждающие  меры идентичны первичной превенции  и заключаются в выявлении  факторов правонарушения, тогда как  вторичные, “удаляющие опасность”, устраняют  неблагоприятный фактор. Меры, “предупреждающие и удаляющие опасность”, рассматривались  И.Е. Андреевским в органическом единстве - одна из них неизбежно  предшествует другой. Пресечение правонарушения сопряжено с применением мер  физического и морального воздействия, ограничивающих права подданных, они  неизбежны даже в случаях незначительных преступлений или проступков.

Творческое наследие отечественных административистов отличается от современной административно-правовой науки объектом исследования. На рубеже XIX-XX веков они обосновывали единство общественных отношений, регулируемых различными (в современном восприятии) отраслями права: административного, уголовного, уголовно-исполнительного. Деятельность правоохранительных органов  рассматривалась в их логической последовательности, невзирая на очевидные  предметные различия. К мерам административного  принуждения И.Т. Тарасов и другие отечественные полицеисты относили все действия полиции, направленные на предупреждение, пресечение и раскрытие  уголовных преступлений и административных проступков, среди них: обыски, выемки, освидетельствования, секвестр и арест  имущества, личное задержание и т.п. В современном восприятии меры принудительного  воздействия, осуществляемые в процессе оперативно-розыскной деятельности, рассматриваются в курсах уголовно-правового  цикла, но отечественному административному (полицейскому) праву XIX-XX века не были свойственны подобные различия.

Таковы были первые истоки теоретического изучения развития и применения административного  принуждения в отечественной  правовой науке. На сегодняшний момент времени в научной и учебной  литературе немало написано об административном принуждении. Но, в свою очередь, хотелось бы отметить тот факт, что корректнее было бы говорить об административно-правовом принуждении, так как история многих стран, в том числе и России, предлагает много оснований для плачевных выводов о том, что административное принуждение по своим возможностям намного шире административно-правового, что оно нередко связано с произволом и даже насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким четким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения.

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового, вследствие этого ему присущи  все признаки последнего (оно осуществляется от имени государства, призвано обеспечить защиту правопорядка, реализуется в  рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время ему характерен ряд особенностей, которые и предопределяют его качественное своеобразие.

Административно-правовое принуждение является особым видом  государственного принуждения, имеющим  своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно  в сфере государственного управления. Меры административного принуждения  используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что  является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия  присущ властно-принудительный характер. Данный признак административно-правового  принуждения необходимо выделить особо, поскольку некоторые авторы отрицают принудительный характер ряда мер административного  воздействия, например, карантина, таможенного  досмотра, отождествляя их с правовыми  запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С.447.

.

В тоже время, говоря о карантине, таможенном досмотре и  других подобных принудительных мерах, хотелось бы согласиться с авторами, что имеются в виду не общие  запреты, не диспозиция норм права, а  конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной  деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических  актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в  карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное и  сознательное выполнение установленных  правил (карантинного режима, таможенного  досмотра) и связанных с ними конкретных государственных акций теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет  их объективно принудительного содержания - серьезных правоограничений их личной свободы, личной и имущественной  неприкосновенности Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 1999. С.296..

В ряде случае отрицается принудительный характер административно-правовых мер, например, задержания и доставления  в милицию, применяемых к невменяемым  лицам, находящимся в состоянии  сильного алкогольного или наркотического опьянения и которые полностью  или частично теряют способность  к сознательному и, следовательно, волевому поведению. Данная позиция  обосновывается тем, что в подобных случаях отсутствует волевой  объект принуждения. Однако, согласиться  с отрицанием принудительного характера  указанных и других аналогичных  мер также нельзя. Объясняется  это тем, что принудительность воздействия  направлена против воли субъекта, а  это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо не способно сознавать, воспринимать и оценивать  характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.

Внешние формы  проявления административно-правового  принуждения весьма различны. Данное обстоятельство обуславливается громадным  разнообразием обеспечиваемых с  их помощью общественных отношений, содержанием компетенции органов  и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и  рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, задержании и доставлении  нарушителя в милицию. К организационным  ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания  ввиду их антисанитарного состояния. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Все меры административно-правового  принуждения, являясь результатом  реализации государственно-властных полномочий, имеют своей целью побудить лицо к исполнению юридических обязанностей и запретов. Таким образом, объектом принудительного воздействия в  конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение Черников В.В. Административное принуждение  в механизме обеспечения сохранности  социалистической собственности // Правовое принуждение в борьбе с преступностью: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1989. С.40..

Меры административно-правового  принуждения могут устанавливаться  только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных  предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами  права. В противном случае административное принуждение принимает обличие  административного произвола. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере  государственного управления.

Административно-правовое принуждение применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами, круг которых строго определен правовыми  актами. Как правило, к ним относятся  исполнительные органы и их должностные  лица, уполномоченные на осуществление  правоохранительных функций в сфере  государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные  органы и др.). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных  применять меры данного принуждения.

Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость  самостоятельной и быстрой реакции  соответствующих должностных лиц  на правонарушения, оперативного использования  ими дозволенных правом мер. В  этой связи очевидной становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь  противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Реализация административно-правового  принуждения возможна без предварительной  судебной оценки, устанавливающей законность того или иного управленческого  решения Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С.167.. Таким образом, административно-правовое принуждение характеризуется внесудебным  порядком его применения соответствующими органами и должностными лицами в  процессе реализации своей компетенции  без обращения в суд. Однако правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые  рассматривают значительную категорию  дел об административных правонарушениях  и применяют к виновным меры административного  наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство).

Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках особых охранительных правоотношений, складывающихся в сфере государственного управления и направленных на защиту общественного порядка и общественной безопасности.

Административно-правовое принуждение характеризует и  то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями организационного соподчинения, в отличие от дисциплинарного  принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Таким образом находит свое объяснение то обстоятельство, что административно-правовое принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов  административного права.

Применение мер  административно-правового принуждения  опосредуется регламентированным процессуальным порядком их реализации, причем процессуальный порядок применения мер административно-правового  принуждения по сравнению с процессуальным регламентом уголовного и гражданского судопроизводства элементарен, прост, экономичен и лишен относительно громоздкой процедуры.

Административно-правовое принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам  без гражданства), но и в отношении  юридических лиц. В связи с  переходом к рыночной экономике  и появлением частных, акционерных  и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расширяется  сфера применения административно-правового  принуждения в виде достаточно крупных  штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных  законодательными актами в области  строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе. Посредством  применения мер административно-правового  принуждения вызывается особый юридический  правоохранительный режим, для которого характерно неравенство органа исполнительной власти или должностного лица, применяющего ту либо иную меру административно-правового  принуждения, и физического или  юридического лица, к которому данные меры применяются.

Практическое  применение административно-правового  принуждения способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это обусловлено  тем, что органы внутренних дел, государственные  инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих  правил и могут своевременно реагировать  на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает в себя большое  количество средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование которых  прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно  вредных последствий. Во многих случаях  административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому  нередко они оказывают большое  воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно  свидетельствует о том, что безнаказанность  мелких нарушений (пьянства, мелких хищений  и т.д.), непринятие мер административно-правового  принуждения к виновным увеличивает  вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Одним из важнейших  признаков административно-правового  принуждения является специфическая  юридическая природа оснований  его применения. Основанием административно-правового  принуждения являются, как правило, административные проступки. В отличии  от авторов, связывающих реализацию данных мер лишь с административными  правонарушениями Козырева Т.И. Административно-правовое принуждение и его виды: Лекция для студентов ВЮЗИ. М., 1957. С.10.; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С.445., а также в строго определенных случаях и с преступлениями, не представляющими большой общественной опасности Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учеб. пособие. Тюмень, 1994. С.90., я поддерживаю авторов, которые в качестве основания применения административно-правового принуждения, помимо названных выше обстоятельств, называют:

экстремальные социальные условия, предусмотренные  правовой нормой, например, эпидемий, стихийных  бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административно-правового  принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в  целях предупреждения возникновения  тех или иных опасных последствий, их локализации Козлов Ю.М., Попов  Л.Л. Административное право России. М., 1999. С.299.;

преступления  любой степени общественной опасности;

Информация о работе Меры административного пресечения