Международно-правовой статус субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 65.14 Кб (Скачать документ)

План: 

1. Введение. 

   1.1 Формы государственного  устройства. 

   1.2 Зарождение федеративного  строя в России.  

2. Принципы федеративного устройства современной России. 

3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов. 

4. Состав субъектов Российской Федерации. 

5.  Признаки субъекта Федерации. 

   5.1 Разграничение компетенций между Российской  Федерацией и ее субъектами .

   5.2   Малочисленные  народы Российской  Федерации. 

6. Особенности субъектов Российской Федерации по  национальному составу и статусу. 

7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. 

8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов. 

9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации. 

10. Международно-правовой статус субъекта Федерации. 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Рассматривая вопрос о федеративном  устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного  устройства.

   Под государственным устройством  понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая  правовое положение региональных  частей государства и их взаимоотношения  с центральной властью. Исходя  из этого положения, можно говорить  о том, что государственное  устройство является фактором, определяющим  меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально  небольших государствах этот  вопрос решается сравнительно  легко, но в крупных государствах  он становится достаточно серьезной  проблемой и приобретает политическую  окраску.

    Как известно, Российская Федерация  долгое время (1922-1991 гг.) входила  в качестве суверенной союзной  республики в состав другого  федеративного государства - Союза  ССР, объединявшего 15 союзных  республик. Исторически первой  была образована Российская Федерация  (тогда РСФСР), которая в 1922 г.  объединилась с тремя другими  республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и  положили начало Союзу ССР.  Права репрессированных народов  в 1991 году были восстановлены,  воссозданы и их национально-государственные  образования. Многие автономные  республики провозгласили государственный  суверенитет; в настоящее время  они рассматриваются как республики  в составе Российской Федерации.  Стабилизировать национально-государственное  устройство РФ должен был Федеративный  договор - Договор "О разграничении  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами  государственной власти РФ и  органами власти республик в  составе РФ автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга", подписанный 31 марта 1992 г.

   В настоящее время действует  федеральный закон от 24 июля 1999 г. "О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ". Какие  проблемы накопились в нашей  Федерации? Каковы пути их решения? 

   Ответить на эти  вопросы,  а также проследить развитие  и просчеты, симметричность и  асимметричность Российской Федерации  как единого целого - задача данной  работы. Проблем, связанных с развитием  федеративных отношений в РФ  очень много, поэтому эта тема  не перестает быть актуальной  и сейчас.

   Дело в том, что только в  нашей стране можно наблюдать  такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской  Федерации записано, что "разграничение  предметов ведения и полномочий…  осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий". А в  ст. 76 указывается, что "по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ издаются федеральные законы…".  Только в нашей стране основной  закон государства - Конституция  - содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно рассматривать,  и не только рассматривать,  а принимать новые положения,  которые давно уже назрели  (Конституция РФ, Федеративный и  иные договоры имеют разное  правовое значение в регулировании  государственного устройства страны). Поэтому-то в характере и направленности  российского федерализма никак  не разобраться без учета особенностей  склада ума, предрассудков, стиля  поведения аппарата государственной  власти и конкретных чиновников. Наверное, эти особенности придавали  двойственный характер развитию  федеративных отношений в Российской  Федерации. Встает вопрос: почему  Россия избрала демократический  путь развития государства, строя  сложнейшую систему управления  власти - Федерацию? Некоторые историки  и правоведы утверждают, что развал  СССР послужил причиной преобразований.

    Отсюда следует сделать вывод  о том, что не только стремление  политических и экономических  интересов заставляло Россию  встать на путь развития федеративных  отношений, но и особенности развития мировой политической и экономической системы, а также опыт других стран.

    В данной работе необходимо, прежде  всего, подробно остановиться  на принципах российского федерализма,  а также некотором анализе  Конституции РФ и проблемах   развития федеративных отношений  в РФ. Результат попытки рассмотрения  и анализа развития этих отношений  может быть довольно спорным  и противоречивым, так как невозможно  охватить все проблемы, связанными  с федеративными отношениями  в Российской Федерации. 

Формы государственного устройства. 

    Рассматривая вопрос о федеративном  устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного  устройства.

Под государственным  устройством понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Исходя из этого положения  можно говорить о том, что государственное  устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных  государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает  политическую окраску.

Различают две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

   Унитарным государством является  государство, внутри которого  нет государственных образований,  а административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью. На данном этапе  исторического развития большинство  государств мира обладают именно  этой формой государственного  устройства.

   Унитарное государство является  централизованным, в нем законодательная,  исполнительная и судебная власти  имеют единые высшие органы, функции  которых без всякого дробления  распространяются на все части  территории. Унитарное государство  имеет одну конституцию, его  суверенитет не подлежит разделу  с какими-либо частями этого  государства, не возникает вопроса  о внутренних границах и территориальной  целостности. Гражданство в таком  государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования  в административно-территориальных  единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции  действует самостоятельно.

    Федеративное государство - это  союз государственных образований,  каждое из которых обладает  определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства   имеют одинаковый статус и  равные права.

    Федерация в основном объединяет  субъектов с одинаковым правовым  статусом. Но в определенных случаях  возможна и асимметричная федерация,  когда приходится считаться с  объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют  принципиальные различия и их  принудительное уравнивание может  привести к обострению конфликтов  и, следовательно, к сепаратизму,  развалу федерации. К асимметричным  федерациям западные ученые относят,  например Бельгию, Испанию и,  конечно, Россию. Асимметричность  Российской Федерации закреплена  отчасти в Конституции Российской  Федерации, но, главным образом,  в договорах между Российской  Федерацией и ее субъектами.

    Разделение компетенций между  федеральной властью и субъектами  федерации является труднейшей  проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило  обладают своей конституцией, органами  государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно  с властями субъектов федерации  определяет федеральную компетенцию,  компетенцию субъектов федерации  и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

     Федеративные государства юридически  закрепляют добровольность объединения  народов, но, как правило, не  предусматривают права выхода  того или иного субъекта федерации  из союза.

    Существует еще одна форма  государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение  нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит  уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать  устойчивой формой государственного  устройства, так как со временем  она, как правило, либо распадается  на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию,  которая даже при номинальном  сохранении статуса конфедерации  несет в себе все основные  федеративные свойства и признаки. Так , например, Канада и Швейцария  по сути давно превратившиеся  в федерации, формально сохраняют  конфедеративное устройство.

Зарождение  федеративного строя  в России.

 

    Первые идеи о федерации в  России появились еще в XVII в.  В то время Россия существовала  как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением  идей социализма в Россию начался  новый этап движения за федеративное  устройство Российской Империи.  Однако попытки создать и развить  национально-культурную автономию  беспощадно подавлялись царским  правительством. Лишь после революции  февраля 1917 года у народов Российской  Империи появилась возможность  самоопределения. Еще задолго  до созыва Учредительного Собрания  на Украине была созвана Центральная  Рада, провозгласившая автономию  Украины в составе России. На  других окраинах России шла  интенсивная работа по созданию  национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый  Всероссийский мусульманский съезд.  На съезде было принято решение,  что единственной отвечающей  интересам мусульманских народов  России формой государственного  устройства является демократическая  республика на национально-федеративных  началах; народы, не имеющие определенных  территорий, должны пользоваться  национально-культурной автономией.

    После прихода к власти большевиков  в силу провозглашенного права  на самоопределение происходит  выделение из России территорий  вновь образовавшихся независимых  республик. В двух случаях за  счет этого были образованы  буржуазные государства - Финляндия  и Польша, в остальных - Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие  советские республики. Большевики  придерживались идеи национально-  территориальной организации государственного  строительства. Лишь в незначительном  числе случаев выдвигалась идея  культурно-национальной автономии.

    В годы Гражданской войны развернулось  широкое строительство автономий  в составе РСФСР. Характерной  чертой данного этапа является  стремление к выделению национальных  территорий. Почти все вновь создаваемые  автономии приобрели национальные  имена: Трудовая Коммуна немцев  Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна,  Башкирская, Татарская, Киргизская  автономные республики; Чувашская,  Марийская, Калмыцкая автономные  области и т.д.

Информация о работе Международно-правовой статус субъекта Федерации