Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.
Мировая практика выработала
формулу решения этой проблемы,
которая состоит в
Российская Федерация следует
по этому испытанному пути: ст.
71 Конституции содержит перечень
вопросов, находящихся в ведении
Федерации; ст. 72 - перечень вопросов,
находящихся в совместном
Разграничение предметов
Отнесение Конституцией тех
1) Вопросы
государственного
-принятие
и изменение Конституции РФ
и федеральных законов,
-федеративное
устройство и территория
-регулирование
и защита прав и свобод
-установление
системы федеральных органов
законодательной,
-федеральная
государственная служба.
2) Вопросы
регулирование, экономики и
-федеральная государственная собственность и управление ею;
-установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в
установление
правовых основ единого рынка, финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики,
федеральные экономические
федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды
федеральные
энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы, федеральный
транспорт, пути сообщения, информация
и связь, деятельность в космосе.
3) Вопросы
внешней политики и
-внешняя
политика и международные
-внешнеэкономические
отношения Российской
4) Вопросы обороны и охраны границы:
-оборона
и безопасность, оборонное производство,
определение порядка продажи
и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого
военного имущества,
-определение
статуса и защита
5) Вопросы
создания правоохранительных
-судоустройство,
прокуратура, уголовное,
-федеральное
коллизионное право.
6) Вопроси метеорологии, статистической отчетности и др.:
-метеорологическая
служба, стандарты, эталоны,
7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого
перечня вопросов, составляющих предметы
ведения Российской Федерации, можно
сделать ряд важных выводов в
отношении конституционных
а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
б) на территории
субъектов Федерации могут
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные
Силы являются едиными для всей страды,
ни один субъект Федерации не вправе
создавать собственные
е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Под совместным
ведением понимается отнесение определенных
вопросов к компетенции в равной
степени как Федерации, так и
ее субъектов. По этим вопросам, следовательно,
могут издаваться федеральные законы
и законы субъектов Федерации, указы
Президента РФ и акты президентов
и глав администраций субъектов
Федерации, постановления Правительства
РФ и акты исполнительной власти субъектов
Федерации. Вопросы совместного
ведения не требуют жесткой централизации,
а лишь регулирования в определенной
части со стороны федеральных
органов государственной
Предметы
ведения и полномочия органов
Федерации, закрепленные в 14 пунктах
ст. 72, можно условно разделить
на несколько групп.
I) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление
общих принципов организации
системы органов
2) Вопросы
регулирования экономики и
-разграничение
государственной собственности,
-природопользование,
охрана окружающей среды и
обеспечение экологической
-общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
-координация
вопросов здравоохранения,
-осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
-установление
общих принципов
3) Вопросы
деятельности
-кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
-административное,
административно-
4) Координация
международных и
Из этого
перечня вопросов следует, что определенная
часть отраслей права (административное,
трудовое и др.) регулируется Федерацией
и ее субъектами совместно, в то время
как другие (гражданское, уголовное
и др.) - только Федерацией. Федерация
совместно с ее субъектами регулирует
такую огромную сферу общественной
жизни, как социальная сфера. В отношении
создания системы органов
Малочисленные
народы Российской Федерации.
Большое количество коренных
малочисленных народов,
Информация о работе Международно-правовой статус субъекта Федерации