Международно-правовой статус субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 65.14 Кб (Скачать документ)

    В конституциях республик подробно  регулируется законодательный процесс.  Право законодательной инициативы, как правило, принадлежит депутатам,  главе государства, правительству,  прокурору, высшим судебным органам  и Конституционному суду республик,  органам местного самоуправления. Это право также предоставляется  профсоюзам в лице республиканского  Совета профсоюзов (Мордовия, Карачаево-Черкессия,  Татарстан), партиям и общественным  объединениям (Кабардино-Балкария), общественным  организациям (Карелия), съезду и  народу (Коми). Есть и другие особенности.

    Законы проходят несколько стадий  обсуждения, включая комитеты и  комиссии, и принимаются парламентом  простым большинством голосов.  Затем в установленный срок  они направляются главе республики (президенту) для подписания и  опубликования. При этом глава  республики обладает правом отлагательного  вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов депутатов парламента. Но и здесь есть некоторые  особенности.

Депутаты  парламента пользуются неприкосновенностью  в течении срока полномочий: депутат  не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру. Лишение депутата неприкосновенности возможно только с согласия парламента.

    Компетенция парламента разнообразна  и в целом довольно широка. В ряде республик парламенты  наделяются полномочиями, не соответствующими  Конституции Российской Федерации.  Например, в Ингушетии и Республике  Саха парламент вправе ратифицировать  федеральные законы по вопросам, отнесенным к совместному ведению  Российской Федерации и субъекта  Федерации.  В Башкортостане, Тыве  и Саха в число таких полномочий  входит право приостанавливать  действие Конституции Российской  Федерации и федеральных законов  на территории республик.

    Представительная система краев,  областей и других субъектов  РФ принципиально ничем не  отличается от республиканских.  Аналогичны или схожи роль  законодательных органов в системе  государственной власти, их взаимоотношения  с главой администрации, исполнительной  властью, порядок образования  и работы. Наименования законодательных  органов различны (Государственная  Дума, Дума, Областная Дума, Собрание  депутатов, Совет депутатов, Законодательное  Собрание и т.п.).

    Большинство законодательных органов  субъектов РФ являются однопалатными.  Однако есть и двухпалатная  система (Свердловская область), причем выборы в одну палату  проводятся на основе пропорционального  представительства, а в другую - на основе мажоритарной системы  относительного большинства. Выборы  осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок - 4 года.

     Можно выделить три группы  вопросов, разрешаемых законодательными (представительными) органами субъекта  Федерации: 

1. Вопросы  организации и обеспечения государственной  власти и местного самоуправления.

2. Вопросы  обеспечения экономического и  социального развития.

3. Вопросы  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина.

  

    Внутренняя организация и порядок  работы законодательных органов  краев, областей и других субъектов  РФ практически не отличается  от республиканских. Они также  формируют постоянные комитеты  и комиссии, избирают председателя  и заместителя и т.д. Их законодательные  акты обязательны для исполнения  всеми гражданами, должностными  лицами, организациями, предприятиями,  учреждениями, находящимися на территории  данного субъекта Российской  Федерации.

Органы  исполнительной власти

 

    Исполнительная власть в субъекте  РФ занимает ведущее место  в системе органов государственной  власти. Конституционный принцип  равноправия субъектов Федерации  не исключает разнообразия форм  организации государственной власти. Это особенно характерно для  органов исполнительной власти, организационные формы которой  различаются в каждом регионе.  Рассмотрим основные черты систем  органов исполнительной власти  в республиках и других субъектах  РФ.

    Поскольку Конституция РФ рассматривает  республики как государства, конституции  республик утверждают пост главы  государства, именуемого главой  республики или главой государства.  Пост президента учрежден в  Адыгее, Башкортостане, Бурятии,  Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии,  Марий Эл, Саха (Якутия), Северной  Осетии - Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

    В Коми функции главы государства  выполняет лицо, именуемое Главой  Республики, а в Карелии и Хакасии  - избираемый населением Председатель  Правительства. В Удмуртии форма  правления больше напоминает  парламентскую республику: Председатель  Государственного Совета - законодательного  и представительного органа - высшее  должностное лицо республики. Сходное  положение в Дагестане, где  Народное Собрание (Парламент) созывает  Конституционное Собрание, которое  формирует Государственный Совет,  а Председатель Государственного  Совета является главой государства.

    Конституционный статус главы  государства (президента, главы республики) устанавливается по-разному. В  некоторых республиках глава  государства, подобно Президенту  РФ, выводится за пределы трех  властей или рассматривается  как участник осуществления каждой  из них. Только некоторые республики  объявляют главу государства  главой исполнительной власти, он  иногда объявляется высшим должностным  лицом республики. Обычно предусматривается,  что он выступает гарантом  конституции республики и государственного  суверенитета, прав и свобод человека, представляет республику в отношениях  с Российской Федерацией. Главе  государства всегда предоставляется  право подписывать и обнародовать  законы республики, а также право  законодательной инициативы. В соответствии  с представлениями, распространенными  в ряде республик о суверенном  характере их государства, президенты  таких республик наделяются полномочиями  руководить внешней политикой,  назначать представителей в иностранные  государства и международные  организации и проч.

    Конституции определяют срок  полномочий главы государства  в 4-5 лет. Он избирается гражданами  своей республики на основе  всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Обычно устанавливается, что главой государства может стать гражданин данной республики в возрасте не моложе 35 лет, а иногда и не старше 60-65 лет. Запрещается избрание одного и того же лица на пост президента более двух сроков подряд (в многонациональном Дагестане представитель одной и той же национальности не может быть избран Председателем Государственного Собрания два срока подряд). В ряде республик (Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкария) одновременно с президентом избирается и вице-президент.

    Существующие в ряде Конституций  положения о цензе оседлости  при выборе президента пришли  в противоречие с федеральным  законом "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации", которым  установлено, что ограничение  пассивного избирательного права,  связанное с постоянным или  преимущественным проживанием на  определенной территории (ценз оседлости)  федеральным законом или законом  субъекта РФ не допускается.

    Глава государства пользуется  неприкосновенностью. Конституции  республик закрепляют порядок  отрешения его от должности.  Этот порядок во многом схож  с аналогичным порядком, предусмотренным  в федеральной Конституции. В  Кабардино-Балкарии Президент может  быть отрешен от должности  на основании референдума.

    В организации исполнительной  власти и ее соотношений с  полномочиями главы государства  (республики) можно выделить несколько  основных разновидностей: 

1. Правительство  является органом исполнительной  власти, подотчетным президенту  республики (главе республики), хотя  ответственно и перед парламентом  (Татарстан, Башкортостан, Чувашия).

2. Глава  государства возглавляет систему  исполнительной власти и является  председателем правительства (Коми, Бурятия). В этой группе республик  имеет место прямое слияние  функции главы государства и  главы правительства в одном  лице.

3. Формирование  правительства и организация  исполнительной власти осуществляются  коллегиальными органами (Дагестан, Удмуртия). 

    Как и республики, края, области  и другие субъекты РФ самостоятельно  формируют систему органов исполнительной  власти на своей территории. Функции  исполнительной власти осуществляет  администрация, возглавляемая главой  администрации (губернатором). Как  и президенты республик, главы  администраций избираются населением  на основе всеобщего равного  прямого избирательного права  при тайном голосовании. Вопрос  о возрасте главы администрации  решается по-разному; положения  о цензе оседлости при выборах  главы администрации пришли в  несоответствие с федеральным  законом "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". Ряд краев  и областей (в том числе и  Новосибирская) уже внесли в  свои законы "О выборах главы  администрации" соответствующие  изменения. Глава администрации  и глава законодательного (представительного)  органа субъекта Федерации входят  в Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации.  В связи с этим в Постановлении  от 18 января 1996 г. по делу о проверке  конституционности ряда положений  Устава Алтайского края Конституционный  Суд РФ отметил, что такое  раздельное представительство в  Совете Федерации становится  бессмысленным, если оба представителя  - председатель законодательного  собрания и глава администрации  - избраны одним и тем же  органом.

    Следует отметить, что в ряде  в областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе  федерального значения Москве  термин "администрация" заменен  на термин "правительство", что  отражает стремление этих субъектов  РФ к уравнению своих государственно-правовых  форм с республиканскими. 

Органы  судебной власти. 

    С принятием федерального конституционного  закона "О судебной системе  Российской Федерации" федеральные  суды, конституционные (уставные) суды  и мировые судьи субъектов  РФ составляют единую судебную  систему Российской Федерации.

К федеральным  судам, действующим на территории субъектов  РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды; федеральные  арбитражные суды округов; арбитражные  суды субъектов РФ.

К судам  субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые  судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции субъектов РФ.

Принципиально новым для судебной системы республик  является создание конституционных  судов. Такие суды созданы в Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Саха, Тыве. В Татарстане и Северной Осетии-Алании действуют  Комитеты конституционного надзора, в  Адыгее - Конституционная палата.

    Конституционные суды в республиках  создаются в качестве высшего  органа судебной власти по  защите конституционного строя  республик. Они проверяют конституционность  законов и нормативно-правовых  актов республик, решают вопросы  о конституционности политических  партий, дают заключения о действиях  главы государства, разрешают  споры о компетенции, дают толкования  республиканских конституций, рассматривают  жалобы граждан на нарушение  конституционных прав и др. Хотя  в различных республиках объем  полномочий конституционных судов  неодинаков, в целом их компетенция  весьма схожа с компетенцией  Конституционного Суда РФ. В отличие  от судов Комитеты конституционного  надзора не выносят окончательных  решений о неконституционности  законов, считая, что это позволяет  парламенту самому решить соответствующий  вопрос.

    Состав конституционных судов  и комитетов колеблется от 3 (Бурятия)  до 7 человек (Кабардино-Балкария). Их  назначают или избирают законодательные  органы республик.

Информация о работе Международно-правовой статус субъекта Федерации