Международно-правовой статус субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 65.14 Кб (Скачать документ)

    В других субъектах РФ (края, области)  суды, проверяющие соответствие  законов уставу области, края, называются уставными. 

Международно-правовой статус субъекта Федерации. 

    Международное право не содержит  нормы, которая бы давала решение  о международно-правовом статусе  политико-территориальных образований,  являющихся составными частями  федеративного государства (субъекта  Федерации). Не провозглашая международную  правосубъектность таких образований,  оно вместе с тем ее и  не отрицает.

В публикации, исходящей от Министерства иностранных  дел РФ и содержащейся в ее официальном  издании,  представлен односторонний  подход к проблеме, который сводится к следующему: международное право "не признает особенностей правосубъектности  федерации";  "общепризнанным является положение о том, что федеративное государство составляет только одно лицо по международному праву"; "члены  федераций не обладают статусом субъекта международного права"; "соглашения, заключаемые субъектом Российской Федерации, не могут рассматриваться  как международные договоры".

    Однако подобные утверждения  не должны восприниматься как  истина в последней инстанции.  Ряд ученых  говорит о том,  что имеются основания для  признания определенного международно-правового  статуса субъекта Федерации.

    В п. "о" ст. 72 Конституции  РФ к совместному ведению РФ  и ее субъектов отнесена "координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской  Федерации". Таким образом, Конституция  исходит из признания международной  деятельности субъектов РФ, но  не конкретизирует формы этой  деятельности, относя соответствующую  регламентацию к компетенции  самих субъектов в пределах  их самостоятельных полномочий.

Сам термин "субъект международного права" использован только в Конституции  Республики Татарстан (ст.61). Однако формулировки ряда республиканских конституций  относительно международного статуса  не оставляют сомнений в их ориентации на международную правосубъектность  в составе РФ.

    "Республика Башкортостан, - гласит  ч.2 ст.74 ее Конституции, - вступает  в отношения с другими государствами,  заключает международные договоры  и обменивается дипломатическими, торговыми и иными представительствами,  участвует в деятельности международных  организаций". Аналогичные  или  сходные положения сформулированы  в Конституции Республики Татарстан  (ст.62), Республики Бурятия (ч.2 ст.13), Республики Дагестан (ст.66). Широко  распространено закрепление в  конституциях республик и в  уставах областей, краев права  самостоятельного участия в международных  и внешнеэкономических отношениях (связях), права заключения международных  договоров и соответственно отнесения  к компетенции органов республик  и областей таких действий, как  подписание, ратификация и денонсация  международных договоров. Так,  в соответствии с ч.1 ст.12 Устава  Новосибирской области "Новосибирская  область вправе выступать самостоятельным  участником международных и внешнеэкономических  связей, заключать международные  и внешнеэкономические договоры (соглашения), если это не противоречит  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам", а в  соответствии с ч.2 той же статьи "международные договоры (соглашения) Новосибирской области подлежат  ратификации областным Советом  депутатов. Ратификация международных  договоров (соглашений) области осуществляется  в форме закона области".

    Указание на непротиворечие Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам характерно для всех  республиканских конституций и  уставов областей и краев. Но  может быть сами эти положения,  включенные в нормативные акты  субъектов Федерации, приняты  в одностороннем порядке и  являются антиконституционными  и противоречат федеральному  законодательству? Очевидно, нет, если  иметь в виду позицию Российской  Федерации, выраженную в подписанных  ею с Республикой Татарстан  (15 февраля 1994 г.) и с Республикой  Башкортостан (3 августа 1994 г.) договорах  о разграничении предметов ведения  и взаимном делегировании полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти соответствующих республик.  Согласно п.11 ст.II Договора РФ  и Татарстана и п.14 ст.3 Договора  РФ и Башкортостана каждая  республика устанавливает отношения  с иностранными государствами,  заключает международные договоры, не противоречащие федеральной  и республиканской конституциям (в первом из договоров - и  международным обязательствам РФ), участвуют в деятельности международных  организаций.

    Таким образом, международная  правоспособность республик как  субъектов Федерации в составе  РФ не только зафиксирована  в их местном законодательстве, но и признана на федеральном  уровне.

    Под международными отношениями  субъектов РФ и их международными  договорами понимаются отношения  (договоры) как с иностранными  государствами, так и с однопорядковыми  политико-территориальными единицами  других федеративных государств (штатами США и  Индии, провинциями  Канады или Австралии, землями  ФРГ или Австрии, сообществами  и регионами Бельгии и т.д.), либо с административно-территориальными  единицами унитарных государств (областями Казахстана, областями  Украины и Республикой Крым, с  воеводствами Польши, провинциями  и автономными областями КНР,  префектурами Японии и т.п.).

    Для субъектов Российской Федерации  не характерны договорные отношения  конкретного субъекта с другим  государством в целом (как,  например, провинции Квебек в  Канаде с Францией), более перспективны  отношения с субъектами зарубежных  федераций и административно-территориальными  единицами унитарных государств. Так, например, у Новосибирской области заключены многоцелевые договоры с провинцией Хэйлунцзян (КНР), землей Северный Рейн - Вестфалия (Германия), префектурой Саппоро (Япония). 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

    На основании вышеизложенного,  можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря  на большое количество работ  по федерализму, понятие субъекта  Федерации в российском праве  еще досконально не разработано.

2. В  данной работе под субъектом  Федерации понимается государствоподобное  образование, существование и  границы которого определены  Конституцией, которое имеет свою  систему законодательных и исполнительных  органов и обладает собственной  компетенцией.

3. Субъекты  Федерации имеют собственные  правовые акты высшей юридической  силы (Конституции, Уставы), однако  не все их положения соответствуют  российскому законодательству.

4. Субъекты  Федерации имеют собственную  систему органов государственной  власти.

5. Международно-правовой  статус субъектов Российской  Федерации еще не определен.

6. Субъекты  Федерации обладают собственной  компетенцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ: 

I. Ныне действующие: 

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  Всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Федеральный  закон "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 38. - Ст. 4339.

3. Федеральный  конституционный "О судебной  системе Российской Федерации" // Рос. газета. - 1997. - 6 января. - с.3.

4. Устав  Новосибирской области. Принят 06.03.96 г. // Сов. Сибирь. - 1996. - 11 апреля. - С.3-6.

5. Федеративное  конституционное право России: Основные  источники по состоянию на 15 сентября 1996 г.: Учеб. Пособие для студентов  юрид. вузов и факультетов / Сост. Б.А. Страшун. - СПб: Норма, 1996. - 400 с. 

II. Ранее действовавшие: 

6. Конституция  (Основной Закон) Союза Советских  Социалистических Республик. - В  кн.: Хрестоматия по истории отечественного  государства и права: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С.412-430.

7. Закон  РФ "О краевом, областном Совете  народных депутатов и краевой,  областной администрации" // Ведомости  Съезда и Верховного Совета  РФ. - 1992. - № 13. 

Литература. 

1. Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации: Учебник для юридических  вузов и факультетов. - М.: Изд.  группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 752 с.

2. Гладкий  Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной  политики: Учебник для вузов. - СПб:  Изд-во Михайлова В.А., 1998.

3. Государственное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид. лит., 1996. - 580 с.

4. Карапетян  Л.М. Субъекты Федерации: Перспективы  выравнивания конституционного  статуса // Свобод. мысль. - 1996. - №  11. - С.83-94.

5. Кармолицкий  А.А. К вопросу о местной  администрации как органе управления // Вестник Моск. ун-та. - Сер.11. - Право. - 1993. - № 3. - С.23-30.

6. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д.  Перевалова. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. - 368 с.Конституция Российской  Федерации: Комментарий / Под общей  ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина. - М.: Юрид. лит., 1994.

7. Умнова  И.А. Устав области (края): первый  опыт. - М.: Без изд-ва, 1995. - 14 с.

8. Умнова  И.А. Эволюция правового статуса  края, области как субъекта Российской  Федерации // Гос-во и право. - 1994. - № 8/9. - С.43-51.

9. Чиркин  В.Е. Модели современного федерализма:  сравнительный анализ // Гос-во и  право. - 1994. - № 8/9. - С.150-158.

10. Советское  государственное право: Учебник  для студентов по специальности  "Правоведение" / Под ред. Е.И.  Козловой и В.С. Шевцова. - М.: Высш .шк., 1978.

11. Советское  государственное право: Учебник  для юрид. ин-тов и фак-тов / Под ред. проф. А.И. Лепешкина. - М.: Юрид. лит., 1971.

12. Уманский  Я.Н. Советское государственное  право: Учебник для юрид. ин-тов  и фак-тов. - М.: Высш. шк., 1970.

Информация о работе Международно-правовой статус субъекта Федерации