Международно-правовой статус субъекта Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 65.14 Кб (Скачать документ)

    После победы большевиков в  гражданской войне автономии,  находящиеся в составе РСФСР  были урезаны в правах. Вокруг  независимых государств, которые  к тому времени уже и так  стали придатками России (кроме  Польши и Финляндии) развернулся  спор - включать эти государства  в РСФСР в качестве автономий  или образовать с ними федерацию.  В итоге победили федералисты  и был образован Союз Советских  Социалистических Республик. Однако, вскоре в результате прихода  к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией 

Принципы  федеративного устройства современной России. 

    Федерация - одна из разновидностей  государственного устройства (другой  его вид - унитарное государство). Государственное устройство является  в свою очередь элементом формы  государства (наряду с формой  правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует  строение государства, его структуру  (в национально-территориальном  аспекте).

    Федеративное устройство Российского  государства - это его национально-территориальная  организация, структура. Федеративное  устройство характеризует состав, правовое положение составных  частей - субъектов федерации, их  взаимоотношения с государством  в целом.

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского  государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

    Федеративное устройство России  базируется на принципах, закрепленных  Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе  основ конституционного строя.

Одним из таких принципов  Конституция  РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная  целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные  образования. Они не имеют права  выхода из состава Федерации, что  соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного  строительства.  Целостность - естественная черта независимых государств.

    Современная Российская Федерация  - государственное по своей природе  объединение всех субъектов федерации,  а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство  возникло и развивалось как  единое централизованное, имеет  многовековую историю. В течение  длительного периода оно было  многонациональным. Автономные образования  в составе Российской Федерации  (тогда РСФСР) в основном создавались  центральной властью, высшими  органами государства. РФ возникла  не как договорная федерация,  не в результате объединения  своих субъектов. Напротив, они  были образованы ею самой в  составе единого государства.

    В преамбуле нынешней Конституции  РФ подчеркивается, что многонациональный  народ Российской Федерации сохраняет  исторически сложившееся государственное  единство. Российская Федерация  имеет все признаки государства,  выступает субъектом международного  права. Она имеет общую, единую  территорию, охватывающую территории  всех субъектов, осуществляет, будучи  суверенным государством, территориальное  верховенство, обеспечивает свою  неприкосновенность. В Российской  Федерации единая правовая система,  в ней гарантируется единство  экономического пространства, свободное  перемещение людей, товаров, услуг  и финансовых средств; она сама  устанавливает правовые основы  единого рынка. В Конституции  РФ предусмотрены гарантии государственной  целостности РФ. Большую роль  здесь играет Президент РФ, на  которого возложена обязанность  принимать меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности.

     Единство системы государственной  власти тесно связано с государственной  целостностью и ею обусловлено.  Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает  единую систему власти. Она проявляется  в суверенитете РФ, наличии общефедеральных  органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

    Система государственных органов  субъектов федерации устанавливается  ими самостоятельно, но в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти, в согласии с федеральным  законом. Это направлено на  обеспечение единства системы  органов Российского государства  в целом. Особенно большое значение  для единства системы государственной  власти имеет то, что федеральные  органы исполнительной власти  и органы исполнительной власти  субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти во всей стране в  пределах ведения Российской  Федерации и полномочий РФ  по предметам совместного ведения  федерации и ее субъектов. Для  реализации компетенции Российской  Федерации (а значит, единого государственного  руководства в этих пределах  на территории всей страны) федеральные  органы исполнительной власти  могут создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Серьезная гарантия  единства системы государственной  власти, прав федерации состоит  в том, что Президент и Правительство  РФ обеспечивают осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории  страны. 

Конституционный статус Российской Федерации  и её субъектов. 

    Конституция РФ устанавливает  не только принципы федеративного  устройства России, но и более  конкретно закрепляет важнейшие  черты статуса как федерации,  так и ее субъектов, разграничение  компетенции между ними.

    Конституционный статус Российской  федерации включает наряду с  рассмотренными выше фундаментальными  положениями и некоторые другие  главнейшие черты российской  федеративной государственности.

    Это, прежде всего, имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые  признаки, характерные для федеративного  государства1: 

1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;

2) федеральная Конституция и федеральные законы;

3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

5) единое гражданство РФ;

6) государственный язык;

7) единые Вооруженные Силы;

8) единая денежная единица - рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

9) государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;

10) столица РФ. 

    Эти важнейшие элементы конституционного  статуса Российской Федерации  обусловливают характер и содержание  ее компетенции, включающей конкретные  полномочия и предметы ведения.

    Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то  же время может участвовать  в межгосударственных объединениях  и передавать им часть своих  полномочий в соответствии с  международными договорами, если  это не влечет ограничения  прав и свобод человека и  гражданина и не противоречит  основам конституционного строя  РФ.

    В России - несколько видов субъектов  федерации, это ее особенность.  Общее число субъектов - 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная  область, 10 автономных округов, остальные  субъекты - области. Конституция  РФ допускает возможность принятия  в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта.

    Республики - субъекты РФ - это государства  в составе Российской федерации,  обладающие всей полнотой государственной  власти вне пределов компетенции  Российской федерации. Они образованы  как формы национальной государственности,  воплощают самоопределение соответствующих  наций. Статус республики определяется  Конституцией РФ и конституцией  республики. Республика имеет государственно-правовые  признаки государства в составе  РФ. К ним относятся:  

* Конституция республики, республиканское законодательство;

* система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;

* территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;

* республиканское гражданство;

* государственный язык;

* собственные символы государства. 

    Края, области, города федерального  значения, автономная область, автономные  округа - это государственные образования  в составе РФ, обладающие всей  полнотой государственной власти  вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному  принципу, а остальные из перечисленных  - по территориальному. Автономные  образования были созданы как  формы национальной государственности  соответствующих народов, способы  их самоопределения. Статус данных  видов субъектов федерации: края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа определяется Конституцией  РФ и уставом края, области,  города федерального значения, автономной  области, автономного округа. Устав  принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

    Для конституционного статуса  субъектов федерации характерно  наличие следующих элементов:

* устава;

* своего законодательства;

* системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;

* территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ. 

    Положение автономии может иметь  особенности по сравнению с  другими субъектами. Может быть  принят федеральный закон об  автономной области, автономном  округе. Это должно делаться по  представлению их законодательных  и исполнительных органов.

Информация о работе Международно-правовой статус субъекта Федерации