Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
Для становления
Российского государства необходима централизованная
власть, способная контролировать и корректировать
деятельность любых институтов. Особенно
вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся
именно человеческих, социальных факторов
жизнедеятельности общества в целом.На
мой взгляд, ни одна система в чистом виде
не способна ответить всем потребностям
общества. И лишь правильное сочетание
в особых пропорциях нескольких экономических
механизмов может максимально приблизить
к выполнению основных экономических
задач. В России в последние годы начали
осуществляться экономические реформы,
связанные с переходом к рыночным отношениям,
демонополизацией экономики, разгосударствлением
и приватизацией собственности, т.е. с
возникновением системы современной рыночной
экономики.Однако в настоящее время в
России существует эклектическая экономическая
система, состоящая из элементов административно-командной
системы, рыночной экономики эпохи свободной
конкуренции и современной рыночной системы.
Назвать существующие в России имущественные
отношения и организационные формы экономической
системой (пусть и эклектической) можно
только условно. Отсутствует важная особенность
системы -- ее относительная стабильность.
Ведь в хозяйственной жизни России все
находится в движении, имеет переходный
характер.Этот переход, судя по всему,
растягивается на десятилетия, и с этой
точки зрения переходная (от административно-командной
к современной рыночной) экономика может
быть названа системой.Окончательный
выбор конкретной модели переходной системы
и тем более модели современной рыночной
экономики в России будет в конечном счете
определяться соотношением политических
сил в стране, характером проводимых преобразований,
масштабами и эффективностью поддержки
реформ международным сообществом, а также
историческими традициями. В зависимости
от форм собственности, лежащих в основе
экономической системы, можно выделить
следующие типы экономических систем:
капиталистические рыночные; коммунистические
административно-командные; смешанные.“Идеальной”
экономической системой является рыночная.
Однако такая система в чистом виде никогда
не существовала. Тем не менее, можно говорить
о том, что в течение нескольких десятилетий
второй половины 20в. экономика многих
стран была приближена такой системы.
Для становления Российского государства
необходима централизованная власть,
способная контролировать и корректировать
деятельность любых институтов. Особенно
вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся
именно человеческих, социальных факторов
жизнедеятельности общества в целом.На
мой взгляд, ни одна система в чистом виде
не способна ответить всем потребностям
общества. И лишь правильное сочетание
в особых пропорциях нескольких экономических
механизмов может максимально приблизить
к выполнению основных экономических
задач. В России в последние годы начали
осуществляться экономические реформы,
связанные с переходом к рыночным отношениям,
демонополизацией экономики, разгосударствлением
и приватизацией собственности, т.е. с
возникновением системы современной рыночной
экономики.Однако в настоящее время в
России существует эклектическая экономическая
система, состоящая из элементов административно-командной
системы, рыночной экономики эпохи свободной
конкуренции и современной рыночной системы.
Назвать существующие в России имущественные
отношения и организационные формы экономической
системой (пусть и эклектической) можно
только условно. Отсутствует важная особенность
системы -- ее относительная стабильность.
Ведь в хозяйственной жизни России все
находится в движении, имеет переходный
характер.Этот переход, судя по всему,
растягивается на десятилетия, и с этой
точки зрения переходная (от административно-командной
к современной рыночной) экономика может
быть названа системой.Окончательный
выбор конкретной модели переходной системы
и тем более модели современной рыночной
экономики в России будет в конечном счете
определяться соотношением политических
сил в стране, характером проводимых преобразований,
масштабами и эффективностью поддержки
реформ международным сообществом, а также
историческими традициями
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях перехода к рыночным
отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей
истории.
Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось
крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее
заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется
вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный
процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в
первую очередь США - России отводится роль сырьевой страны, как «придатка»
мировой экономической системы.
В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой
экономической системы, фундаментом которой будет система государственного
регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами
хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих
принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия
возрождения экономического потенциала страны и создания действительно
сильного государства.
Сколько бы мы ни говорили о тех или иных системах управления
экономикой нашей страны, сегодня к нашему величайшему сожалению мы
вынуждены признать, что с существующим ходом экономического развития России
и сложившейся социально-политической ситуацией мириться больше совершенно
невозможно, т.к. такая ситуация может привести к социальному взрыву, а сама
Россия занять прочное место в разряде отсталых стран мира.
Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная и по ряду
причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших эту
работу за последнее десятилетие.
Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственной
самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и
государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять
только государство? привели к такому положению дел, которое сложилось
сегодня.
Кроме того в их числе: отход от системы планирования основных
материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны,
приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на
инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад
внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к
переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и
ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а
занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа
рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и
переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т.д. и
т.п.
Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное
время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской
экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния
российского общества.
Перед Россией на рубеже XXI века стоят животрепещущие вопросы: как
накормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как
сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема
производства, как сохранить рубль от инфляции, как и какими способами
рассчитаться с теми 160 млрд. долларов, которые Россия задолжала мировому
экономическому сообществу и фактически попала в полную экономическую
зависимость от МВФ, как предотвратить негативные тенденции превращения
нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.
В настоящее время в силу целого ряда причин, в том числе частой
сменяемости составов Правительства, потери значительной части ведущих
отечественных ученых и специалистов, в России не сформирована действительно
реальная концепция экономического развития на ближайшую перспективу и на
последующие десятилетия.
В этот ответственный для судьбы России момент необходимо сформировать
объективно правильную и верную стратегию гармоничного развития нашей
страны, которая способна не только осуществить перелом в падении объемов
промышленного производства, обнищания и вымирания нации, но и обеспечить
неуклонный подъем экономики и постоянный рост национального достояния
России.
Экономический подъем России невозможен без ясного представления о
наших возможностях, ресурсах, которые помогут стране восстановить
экономическое могущество, снова войти в семейство ведущих держав планеты,
возродить в народе уверенность в завтрашнем дне. Для этого целевые
ориентиры должны найти в соответствующей государственной системе управления
реальной экономикой, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования,
сформировать твердые экономические положения, на которые мы можем опираться
в долгосрочном социально-экономическом развитии.
Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной
системы государственного регулирования экономики России как
фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях
перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной
научной и практической проблемой современного развития рыночной экономики в
России.
Основные положения работы
Во введении определена актуальность выбранной темы, раскрыта степень
разработанности проблемы, сформулированы цель, задачи, объект исследования,
показана научная новизна и практическая значимость работы, определены
направления исследования комплексной системы государственного регулирования
экономики России как фундаментальной основы развития общества в период
перехода к рыночным отношениям.
В первой главе «Анализ современного состояния системы правового
регулирования рыночной экономикой в России и за рубежом» приведены
материалы, подробно характеризующие состояние, роль и функции систем
правового регулирования в промышленно развитых странах и в России,
определяющих направленность последующего раскрытия результатов
диссертационной работы.
Коренной особенностью периода перехода экономической системы России к
рыночным отношениям явился значительный спад объема промышленного
производства и обнищание основной массы населения страны.
В этой связи требуется осуществить безотлагательные меры, которые
позволят вывести экономику страны из кризиса. Это можно осуществить за счет
целого комплекса экономических, социальных, политических подходов к
реформированию экономики.
Большое значение для эффективного функционирования экономики страны в
рыночных условиях имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации
его принципов. В качестве важнейших функций правового обеспечения
выступает, во-первых, создание соответствующей правовой базы для
поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства:
экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и
обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений.
Экономическая свобода гарантируется основным законом страны - Конституцией.
Так, в ст. 14/1 Конституции ФРГ говорится: «Собственность и право
наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются
законом». В Конституции Российской Федерации в ст. 8.2. содержится более
общая формулировка, регламентирующая право собственности: «В Российской