Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
факторов - «социально-экономической системы».
Экономику России в период переходности диссертант считает
целесообразным рассматривать как сложную вероятностную динамическую
систему, охватившую широкую гамму процессов создания изделий производства,
обмена, распределения материальных потоков. Её можно отнести к классу
кибернетических систем как сложных управляемых систем.
С целью анализа экономической системы России как многофакторной
повышенной сложности необходимо формализовать следующие основные признаки:
определить и сформулировать целостность системы, т.е. принципиальная
несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов;
наличие целей и критериев исследования определенного множества элементов;
определение и выявление более крупной, внешней по отношению к данной
системы, так называемой «средой»;
возможность выделения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем).
За основу анализа экономической системы России автор использовал один
из основных методов исследования систем - метод моделирования, т.е. способ
теоретического анализа и осуществления практических действий, направленных
на разработку и использование моделей.
При этом социально-экономическую систему России автор формализовал в
виде образа реального объекта в материальной форме, отражающей наиболее
существенные свойства исследуемой системы как объекта. Здесь используется
принцип аналогии, то есть возможность изучения реального объекта через
рассмотрение созданной на базе его модели.
По мнению диссертанта социально-экономическая система страны в период
перехода к рыночным отношениям, как сложная система обладает целям рядом
отличительных признаков:
эмерджентностью, как проявлению в наиболее выразительной форме свойства
целостности системы, т.е. наличия у экономической системы таких свойств,
которые не присущи ни одному из составляющих систему элементов, взятому
отдельно, вне системы. Эмерджентность можно рассматривать как результат
наличия между элементами системы называемых синергетических связей, которые
обеспечивают увеличение общего эффекта до величины, большей, чем сумма
эффектов элементов системы, действующих независимо;
необходимостью проведения анализа возможно более широкого круга
экономических явлений и процессов, т.е. использование принципа массовости,
т.к. закономерности экономических процессов не обнаруживаются на основании
небольшого числа наблюдений;
Заключение
Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.
“Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.
Для становления Российского государства необходима централизованная власть, способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов. Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.
На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач.
В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.
Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.
Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Отсутствует важная особенность системы -- ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.
Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.
Окончательный выбор конкретной модели
переходной системы и тем более модели
современной рыночной экономики в России
будет в конечном счете определяться соотношением
политических сил в стране, характером
проводимых преобразований, масштабами
и эффективностью поддержки реформ международным
сообществом, а также историческими традициями.
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышления. Хотя с начала реформ
российская экономика испытывала падения и взлеты, сейчас она находится в
фазе, когда необходимы серьезные структурные реформы, имманентные настоящей
рыночной экономике. Главное в них, это инициативы, которые должно проявить
российское правительство для создания рыночных институтов и поддержки
определенных ключевых отраслей, включая коммерциализацию российской науки и
технологий.
Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на
базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть
приведение в действие рыночного соглашения.
Центральной задачей экономической политики России в настоящее время и на
среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для высоких темпов
экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики
страны в логике постиндустриализма. Речь идет о решении задач догоняющего
развития - тех самых, которые примерно столетие назад уже приходилось решать
России, но тогда еще применительно к вызовам индустриальной эпохи.
Немаловажна также государственная политика в рыночной экономике. От решений,
принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые)
на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда
она поощряет,
а не указывает в директивном порядке.
Список литературы:
1.Баликоев,
В.З. Общая экономическая теория: Учебное
пособие. / В.З.Баликоев. - Новосибирск:
ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. - 528 с.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория:
Учебник для вузов. / Е.Ф.Борисов. - М.: «Юристъ»,
2005.-256 с.
3.Булатов, С. Экономика: Учебник
по курсу экономической теории / С. Булатов.
- М., 2004.-456 с.
4. Бушуев С.А., Гребеник В.В. Экономическая
теория / Учеб. пособие для студентов вузов
/С.А. Бушуев, В.В.Гребеник. -М.: Международная
академия оценки и консалтинга, 2007. - 248
с.
5. Войтов, А.Г. Экономика. Общий
курс. / А.Г.Войтов. - М.: Информационно-внедренческий
центр «Маркетинг», 2006. - 492 с.
6. Введение в экономическую теорию
/Под ред. Н.М.Пилипенко. - М.: Современный
Гуманитарный Университет, 2007. - 114 с.
7. Гурова Т., Кобяков А. Американский
кризис / Т.Гурова, А.Кобяков // Эксперт.
- 2007. - №1.
8.Еремина Т. Проблемы развития
секторов Российской экономики / Т.Еремина
// Экономист. - 2006. - №15.
9. Задоя, А.А., Петруня, Ю.Е. Основы
экономической теории / А.А.Задоя, Ю.Е.Петруня
- М.: Рыбари, 2004.-456 с.
10. Козырев, В.М. Основы современной
экономики / В.М.Козырев.-М.: Финансы и статистика,
2004. -458 с.
11.Курс экономической теории
/ Под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой. - Киров,
2006. - 654 с.
12. Курс экономической теории:
Учебник для вузов / Моск. гос. институт
междунар. отношений; под общей ред. Чепурина
М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2005. - 832
с.
13. Океанова З.К. Экономическая
теория: Учебник /З.К.Океанова. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и КО», 2007. - 632 с.
14.Рыночная экономика: Учебник
в 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Максимова
В.Ф., Шишов А.Л.-М.: СОМИНТЕК, 2007.-265 с.
15. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г.
Экономическая теория: Учебник для вузов.
/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.- М.: Издательская
группа НОРМА - ИНФРА М, 2006.-456 с.
16. Современная экономика / Под
ред. О.Ю.Мамедова. Ростов-на Дону, изд-во
феникс, 2007.-857 с.
17. Экономика: Учебное пособие
/ Т.С.Бутырнова и др.; Под ред. К.И.Вахитова,
Т.С.Ванеркиной.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,
2004.-364 с.
. Оценка экономических систем хозяйствования в России. Социально-экономическое положение в России. Россия, обладающая огромной территорией, является страной с крайне неравномерным развитием регионов. Этому способствуют как объективные, так и субъективные факторы. К объективным можно отнести различия в географическом и природно-климатическом положении, разную степень обеспеченности сырьевыми ресурсами, различия в инфраструктурных предпосылках экономического развития, которые во многом сформировались еще при советской экономике в условиях жесткого планирования по территориальному принципу. Среди субъективных факторов - политика региональных властей, которая определяет качество управления экономическими процессами и финансово-бюджетной сферой.В ходе реформы государственного и местного самоуправления российский федеральный центр передал местным органам самоуправления страны расходные полномочия, не подтвержденные источниками доходов, что еще больше усугубило положение, значительно снизив ликвидность и кредитоспособность многих регионов. Наиболее важной проблемой регионального развития является нехватка инвестиций. Учитывая высокую изношенность российских основных фондов, проблема привлечения инвестиций не просто актуальна, от ее решения во многом зависит дальнейшее развитие страны. Для регионов, в отличие от предприятий, этот вопрос стоит особенно остро, поскольку здесь речь идет не только о стабильности или развитии производства, но и о состоянии социальной сферы, которая во многом определяет стабильность общества. В сложившейся экономической ситуации лишь около трети субъектов Российской Федерации не получают трансфертов из федерального бюджета и могут компенсировать свои расходы за счет собственных доходных источников. Большей части регионов приходится осуществлять как внутренние, так и внешние заимствования, в связи с чем в последнее время сложился рынок субфедеральных и муниципальных облигаций. Облигационные займы позволяют участнику долгового рынка привлекать средства на финансовых рынках на длительный период, что значительно дешевле по сравнению с банковскими кредитами. Кроме того, преимуществом для эмитента становится возможность формирования положительной публичной кредитной истории, имиджа профессионального и надежного заемщика с целью увеличения объемов и снижения стоимости будущих заимствований, что способствует улучшению инвестиционного климата региона. Инвесторам, которые заинтересованы в размещении свободных финансовых ресурсов в этом менее рискованном, чем, например, корпоративные бумаги, секторе финансового рынка, для определения инвестиционной политики компании необходимо понимать, в каком финансово-экономическим состоянии находится тот или иной регион.Наиболее объективное представление о ситуации в регионе помогают составить кредитные и инвестиционные рейтинги. Для качественной оценки вероятности неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучение большого количества информационных материалов, анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств. Очень важны также изучение кредитной истории заемщика, контакты с региональными властями, кропотливый анализ множества неформальных факторов и оценка субъективных предпосылок, важнейшей из которых является желание региональных властей выполнять свои долговые обязательства.Публикуемый рейтинг составлен компанией «РИГрупп-Финанс» на основе коэффициентов, которые используются Минфином России и применяются при расчете дотаций, выделяемых ежегодно из Фонда финансовой поддержки регионов: Индекс налогового потенциала и Индекс бюджетных расходов. Данные коэффициенты аккумулируют почти все статистические данные, собираемые на территории регионов России, и наиболее полно характеризуют финансово-экономическое состояние субъектов Федерации.Отношение этих двух показателей показывает, насколько потенциал налоговых доходов, которые составляют наибольшую часть доходных статей региональных бюджетов, покрывает бюджетные расходные полномочия, которые несет администрация территориального образования в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, косвенно можно судить и о степени финансовой устойчивости и экономической развитости региона. Например, если рассчитываемый коэффициент больше единицы, как у Липецкой области, то это свидетельствует о высокой наполняемости бюджета и, следовательно, экономической развитости региона в целом и низкой зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета. В то же время, если отношение вышеуказанных индексов менее 1 или даже менее 0,5, то можно говорить как о высокой степени зависимости от финансовой помощи из центра и высоких бюджетных расходах, так и о нехватке крупных налогоплательщиков, составляющих основу налоговых поступлений в бюджет региона.Далее, для примера, в таблице приведены пять регионов Классификация субъектов РФ по их социально-экономическому положению Субъекты РФ Индекс налогового потенциала Индекс бюджетных расходов ИНБ/ИБР г. Москва 3,13 0,94 3,33 Тюменская область 5,16 1,57 3,29 Липецкая область 1,42 0,83 1,71 Волгоградская область 1,47 1,02 1,44 г. Санкт-Петербург 1,11 0,81 1,36 3.2 Анализ результатов хозяйствования в России в плановых и рыночных условияхРоссия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала. Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной. Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила. Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.Может быть, Россию спасет третий сценарий, к сожалению маловероятный. Это - демократический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться "снизу".В следующее тысячелетие Россия войдет с проблемой бедности. В числе "новых бедных" больше других рискуют оказаться менее квалифицированные и менее образованные работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности, отсталых производств, которые, вероятнее всего, перейдут в разряд нищих. Нуждающимися и необеспеченными могут стать значительные контингенты квалифицированных, хорошо образованных молодых работников ВПК, гигантов промышленности, а также депрессивных регионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности. В ближайшие 15 - 20 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России. Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения. Главной проблемой современного периода формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности.3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию экономических отношений в России. Состояние законности в экономике является одним из важнейших факторов, определяющих экономическое и социальное развитие страны. На сегодняшний день ситуация в экономике достаточно сложна. В то же время есть выходы из ситуации. Но для этого необходима игра на опережение со стороны государства. Частный российский бизнес в одиночку не имеет возможности поднять страну и обеспечить экономический прорыв. Для этого государство, взаимодействуя с частным бизнесом, должно решить две группы задач: - Краткосрочные - создание предпосылок успешного развития в ближайшие месяцы, в крайнем случае - 1-2 года (создание режима наибольшего благоприятствования прежде всего для российского инвестора и российского частного бизнеса, как склонного в большей степени связывать свое благосостояние и само существование именно с Россией). - Долгосрочные - обеспечение экономического прорыва на основе имеющихся у нас сильных сторон и разнообразия (диверсификации) российской экономики. - Достаточно жесткие меры по ограничению вывоза капитала из страны - Отсечение, в том числе законодательно оформленное, спекулянтов от долгосрочных инвесторов. - Таможенные пошлины и ограничения на ввоз импортных аналогов российских товаров одновременно со стимулированием таможенной и валютной интеграции в рамках СНГ - Реструктуризация банковской системы, направленная на концентрацию финансовых ресурсов страны под контроль или учет со стороны государства. Все эти пункты прописаны в законодательстве. Выполнение этих пунктов может вызвать серьезное противодействие и попытки запугать международной изоляцией. На самом деле, их реализация вызовет только рост авторитета России в мире и усиление доверия к ней как к стране, где есть порядок и с которой можно иметь дело. Однако, одни краткосрочные защитные меры не представляются достаточными. Их реализация может стабилизировать Россию и создать условия для роста, но не обеспечить собственно длительный устойчивый рост на протяжении десятилетий. Вместе с тем, безоглядно “выкачивать” невозобновляемое минеральное сырье - нефть, газ, металлы, означает попросту грабить собственных детей и внуков. В то же время у нас есть ресурсы, способные к восстановлению, при этом по их количеству мы занимаем практически монопольное положение на Евразийском континенте - это лес, гидро- и гидроэнергетические ресурсы. При огромных лесных пространствах России нам, в принципе, несложно сохранить и развить мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, с товаром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время мы можем параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов. То же можно сказать и о гидроресурсах. В настоящее время дефицит пресной, в т.ч. питьевой воды в мире становится все более острой проблемой. Огромные земельные угодья России являются хорошей базой для развития сельского хозяйства. Низкая естественная продуктивность большей части сельскохозяйственных земель России компенсируется их размерами, и при должном уровне технической оснащенности Россия может вернуть себе утерянные позиции экспортера продовольствия. Кроме того, обширные земельные угодья России позволят ей производить в большом количестве “экологически чистые” сельскохозяйственные продукты, производство которых не связано с пестицидами, химическими удобрениями и т.д. Это также уникальная в современном мире продукция, которую также можно дорого продать. В то же время сейчас российское сельское хозяйство находится в критическом положении и в первую очередь требует государственных инвестиций. Прежде всего это относится к развитию средств связи, транспортной и социальной инфраструктуры в сельских районах, облегчению крестьянам доступа на рынок. Очень перспективным представляется развитие транспортной инфраструктуры - автомобильной, железнодорожной и, возможно, наиболее перспективное направление - авиационной. В мире растет спрос на быструю перевозку грузов и Россия может и должна это использовать, а это тяжелая и кровавая борьба за выход к морям, строительство портов, самых протяженных в мире железных дорог, строительство каналов. Если говорить о созданных человеком сильных сторонах, то здесь нет сомнений, что сильнейшей стороной России является ее интеллектуальное богатство и высокие технологии, в которых мы местами вырвались далеко вперед остального мира. Именно научно-технические разработки и образование, наряду с сельским хозяйством, должны стать первостепенными объектами финансирования. Только на пути развития высоких технологий мы сможем обеспечить высокое качество и ценовую конкурентоспособность российских товаров.