Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
Логическим обрамлением незыблемости права собственности служит
гарантирование государством соблюдения условий контрактов. В этой своей
части данная функция имеет исключительно важное значение для рыночной
экономики. Ведь не секрет, что не только, да и, пожалуй, не столько явная
слабость правоохранительных органов, сколько слабая законодательная база и
отсутствие действенного механизма исполнения решений арбитражных судов по
хозяйственным искам в определенной мере выступают причиной криминализации
российского бизнеса.
Очевидно, что неукоснительное выполнение государством данной функции
позитивно сказывается на углублении специализации и кооперации
производства, расширении масштабов рынка и углубление рыночных отношений в
целом. Поэтому последовательное выполнение российским государством на
данном этапе реформирования экономики этой важнейшей функции, как система
государственного регулирования, выступает не только непременным условием
его успешного осуществления, но и движущей силой преодоления спада
производства, его последующего подъема, экономического роста в целом.
В современной рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции -
одна из важнейших задач государства. С этой целью во многих странах приняты
и действуют законы о недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать
дееспособность этого принципа, предотвратить негативные последствия
недобросовестной конкуренции. О большом значении, которое придается
данному аспекту, свидетельствует, например, такой факт, что Закон о запрете
на ограничение конкуренции, принятый бундестагом ФРГ в 1957 г., иногда
называют «основным законом социального рыночного хозяйства». Согласно
законам в данной области, например, в Германии недобросовестной
конкуренцией являются: обман клиента и ложная информация; подделка чужих
товарных знаков, реклама с критикой в адрес конкурента; утверждение и
распространение сомнительных сведений о конкуренте и др.
В качестве главного инструмента реализации государством данной функции
служит антимонопольное законодательство, которое проводят в жизнь
специализированные государственные структуры - Федеральная комиссия и
антитрестовский отдел Министерства юстиции США, Федеральное ведомство по
картелям в Германии, Государственные комитет по антимонопольной политике и
поддержке новых хозяйственных структур в Российской Федерации.
Касаясь проблематики инвестиций, представляется весьма важным видеть
двухфакторную характеристику этой категории: а) портфельные; б) прямые
инвестиции.
За первой формой скрывается по существу фиктивный, спекулятивный
капитал, который мгновенно перемещается из одной сферы экономики одной
державы в какую-то другую сферу другой страны, не заботясь о пагубных
последствиях для проекта, который был открыт с помощью этих инвестиций.
Такой ни с чем не связанный капитал, легко переливающийся из страны в
страну представляет собой определенную угрозу экономической безопасности.
Во втором случае реализованный объект недвижимости в полном
соответствии с конкурентными торгами на рынке ценных бумаг приступает к
исполнению своих прямых обязанностей, проводя модернизацию предприятия,
расширяющую число рабочих мест, соответствующих новому уровню качества
работы.
Опыт показывает, что такие хозяева могут быть весьма желательными
субъектами нормального экономического партнерства и развития как рынка
ценных бумаг, так и рынков капитала, рабочей силы и потребительских
товаров. И задача для России создать необратимым процесс формирования
реальных инвесторов.
Автору представляется, что этот процесс решает одну из центральных
задач органического соединения финансовых ресурсов (независимо от страны
происхождения) с реальной экономикой России.
Среди многоаспектных, многогранных элементов федерализма, как
демократического принципа государственного устройства, распределение
предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разграничение
полномочий между их органами государственной власти имеют ключевое значение
для анализа вопроса государственного регулирования экономики Российской
Федерации. Статьи 71 и 72 Конституции РФ содержат перечни предметов ведения
и полномочий в целом, без указания на то, какими федеральными или
субъектами федерации органами государственной власти они реализуются,
поскольку это решается сферой компетенции в отношении предметов ведения.
При этом необходимо учесть, что в принципе только федеральные органы
государственной власти, перечисленные в статье 11 Конституции, могут
обладать полномочиями по этим предметам ведения. Вместе с тем наличие в
Конституции возможности взаимно передавать осуществление полномочий
(федерация - ее субъекту и наоборот) позволяет говорить лишь о
передаче полномочий в отношении предметов ведения, а не об изъятии этих
предметов из ведения Российской Федерации.
В дальнейшем мы проанализируем только те пункты ст. 71 которые
касаются государственного регулирования экономики России.
Лаконичная формулировка п. «д» «федеральная государственная
собственность и управление ею» содержит в себе указание как на субъект
права собственности (федеральная), так и на публично-правовой ее характер
(государственная) как объекта управления. Критерии отнесения
государственной собственности к федеральной или к собственности субъектов
Российской Федерации устанавливаются законом.
Проблема тесной взаимозависимости государства и экономики, освещалась,
казалось бы, с разных точек зрения и в разных ракурсах и аспектах. Эта
проблема в условиях перехода к рыночной экономике и политической демократии
чуть ли не с каждым днем приобретает все большую актуальность,
поворачиваясь к нам новыми гранями и оттенками. Одни стали рассматривать
любое ослабление государственного регулирования как прямой путь к анархии
стихийных рыночных сил и соответственно распаду самой российской
государственности, а другие в свою очередь стали усматривать в переходе к
рынку при одновременном максимальном сокращении регулирующей роли
государства единственное средство спасения России.
Разумеется, одинаково не правы сторонники обеих точек зрения,
поскольку истина, как представляется, лежит где-то посередине между этими
двумя крайними полюсами. В сущности свободная от государственного
вмешательства, ничем не ограниченная рыночная экономика во многом
представляла собой лишь теоретическую конструкцию, которая ни в XIX, ни тем
более в XX в. ни в одной стране фактически в чистом виде не существовала и
не могла
существовать.
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р.Ф.
Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная
командой Гайдара и Чубайса, идет высокими темпами. Начатая в 1992г.
широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г.
Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но
тем не менее в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к
показателям Польши (19%) и Венгрии (20%). Обменный курс рубля почти
стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой
приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных
предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился
возврат к экономическому росту (1%).
Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой
экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала
желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий
большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о
реальных результатах приватизации.
Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация
собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса
массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В
результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных
банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.
Ослунд в 1995г. обосновал вывод о том, что российская экономика уже стала
рыночной:
- государство стало демократическим благодаря конституции и разделению ветвей
власти;
- государственная собственность ликвидирована 1994г. более половины рабочих