Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.
Государственное регулирование экономики и широкомасштабные социальные
программы, реализовавшиеся на протяжении XX в., почти во всех странах
имели своей главной целью корректировку негативных последствий
функционирования рынка, придание ему социальной направленности, сглаживание
социально-классовых противоречий и конфликтов и соответственно защиту
капитализма в целом от неразумных действий отдельных капиталистов.
Многие трудности, переживаемые в настоящее время нашей страной, не в
последнюю очередь вызваны ослаблением государственной машины, недостаточной
разработанностью или практическим отсутствием законодательной, нормативно-
правовой базы экономической деятельности и соответственно государственно-
административных и властных механизмов ее обеспечения. Слабость государства
- главная предпосылка слабости экономики и ее криминализации. С данной
точки зрения главным просчетом первой волны реформаторов явилось забвение
или игнорирование ими той очевидной истины, что формирование рыночных
механизмов и политической демократии представляет собой двуединый процесс,
в котором государство выступает в качестве главного гаранта
жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы.
«В данной связи особенно необходим пересмотр самой концепции
государственного вмешательства, поскольку многие отечественные
экономисты, представители других социальных и гуманитарных наук, политики и
государственные деятели, говоря о необходимости обуздания рынка в том виде,
в каком он сложился или складывается в России, имеют в виду восстановление
тех или иных элементов прежних командно-административных методов
государственного регулирования экономики», - говорит директор Института
проблем рынка РАН академик РАН Н.Я. Петраков
В действительности же речь должна идти о создании новой системы
государственного регулирования, построенной с учетом особенностей и
принципов свободной конкуренции и свободного рынка, с применением прежде
всего экономических рычагов стимулирования роста экономики. Очевидно, что
эту сложную задачу может успешно выполнить только сильное государство.
Проведенный анализ состояния системы правового регулирования рыночной
экономики в промышленно развитых странах и в России послужил основой для
разработки второй главы «Разработка подходов к созданию оптимальной
математической модели системы государственного регулирования экономикой
России в период перехода к рыночным отношениям».
Диссертант формализовал экономическую систему России как весьма
сложную, многофакторную, динамически изменяющуюся, требующую проведения
оптимизации по всем основным подсистемам.
Для формирования оптимальной математической модели системы
государственного регулирования экономики автор формализовал основные
базовые составляющие элементы системы, в том числе: финансово-валютную,
рынок ценных бумаг, сферу производства, а также систему законодательных
актов в области управления экономикой.
Отмеченный набор показателей позволяет сделать вывод, что по ряду
показателей Россия находится на промежуточных местах, а по некоторым - на
последнем.
Одним из основополагающих экономических критериев формирования
рыночной экономики является категория единого экономического пространства
России.
В Конституции Российской Федерации группа из двух статей (ст. 8 и 9)
специально посвящена экономическим основам конституционного строя России.
Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического
пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции,
свободу экономической деятельности, а также свободное перемещение рабочей
силы (т.е. и единство рынка труда). Последнее не упомянуто в ст. 8. по-
видимому, потому, что о праве каждого, кто законно находится на территории
России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства как
об одном из основных прав (и свобод) человека и гражданина говорится в
ст. 27 Конституции.
Нарушение единства экономического пространства в форме создания
зональных или региональных более или менее изолированных рынков
определенных товаров представляет собой, по существу, явную форму
частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения
целостности государства. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено
соответственно в ст. 13 и 19 Конституции. Опыт нашей страны в этом
отношении богат.
Поскольку проблема не утратила актуальности, стало необходимым
закрепление в Конституции России принципа единства экономического
пространства, единого рынка товаров, услуг и финансов. Сложнее обстоит дело
с единым рынком свободного труда. В 1932 г. советская власть восстановила
отмененную еще Временным правительством систему внутренних паспортов,
связанную теперь с разрешительным (в основном - запретительным) режимом
прописки в городах и аналогичным - выписки в сельской местности, но без
паспортизации сельского населения. Закрепление рабочей силы за совхозами и
колхозами, создание закрытых рынков труда в городах сохранилось и в 60-70-х
гг., после того как паспорта были выданы и сельским жителям, но требование
соблюдения паспортного режима (т.е. обязательности проживания по месту
прописки) стало еще более жестким. Даже после того, как заключением
Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. (ВВС СССР,
1991, № 46, ст. 1307) и рядом постановлений Конституционного Суда
Российской Федерации, в частности постановлением от 4 апреля 1996 г., все
нормативные акты о разрешительном порядке прописки, а также связанные с
ними ограничения прав собственников по своему усмотрению владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащим им жильем и другим имуществом
были признаны неконституционными, противоречащими международным актам о
правах человека и утратившими юридическую силу, - положение изменилось лишь
отчасти.
С нарушениями единства экономического пространства связаны ограничения
как рыночной конкуренции на всех этих рынках, так и свободы экономической
деятельности даже после отмены многих административно-правовых и уголовно-
правовых мер, направлявшихся против свободы экономической, в особенности
частнопредпринимательской, прежде всего торговой, деятельности.
Возрождение реальной экономики России - многоаспектная задача. Она
включает в себя использование широкого комплекса факторов и, прежде всего,
государственных, ибо без политики государства все остальные факторы не
могут действовать в режиме реального времени, противоречат друг другу и
порождают хаос.
Создание оптимальной модели государственного регулирования
высокоэффективной экономикой требует всего анализа экономики России не
только как «экономической системы», а с учетом перехода к рыночным
отношениям и наличия бесконечно большого количества динамично изменяющихся