Модели экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе

стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то

же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит

за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и

межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях

НТР. Например, в настоящее время реализуется общеевропейские программы ''

Эврика'', ''Эсприт'' и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта

решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется

выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством

для вложение в развитие ''человеческого фактора'': финансирование системы

образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации,

совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ ''борьбы с

бедностью'' в настоящее время направляется не менее 30-40% всех

государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной

экономикой[2].

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь

активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить

потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

     Административно-командная система.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности -

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-

первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -

высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует

производство и распределение продукции, в результате чего исключаются

свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих,

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает  невиданную           по своим

масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические

особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками

задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и

ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным

производителям - промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями

и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть

ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками

направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой

тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в

фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к

оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось

привилегированное положение партийно-государственной элиты.

     Смешанная экономика.

В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения

различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах

(смешанной экономике). Их отличительная особенность -- гетерогенность

(разнородность) входящих в них элементов.

В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных

формах:

-- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых

"смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых

экономических форм;

-- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и

получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в

социально-экономической жизни.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки

смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они

лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа

развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой

одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и

государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования,

капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и

неэкономических начал[1].

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью.

Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп

параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных

структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их

сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-

государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения

государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей

адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы

опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции

социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения

рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы --

социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества

постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя

и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее

элементов[14].

     Традиционная система.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая

система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии,

широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической

системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-

общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и

натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет

мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на

производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с

традиционной системой мелкое товарное производство представлено

многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют

в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства

огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный

капитал[12].

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные

и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-

экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках

различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность --

активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть

национального дохода, государство направляет средства на развитие

инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

        1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.       

В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока

стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся

оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более

эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству

более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой

перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой

предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты

происходили и в России, где выдвигаются предложения принять японскую,

шведскую или американскую модели как пример для подражания[9].

Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных

аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не

только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и

правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики.

Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого

значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом

случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ:

стабилизации, либерализации и т.д.[10].

В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми

Информация о работе Модели экономических систем