Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское
правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или
какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру - это будет
напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени[7].
Примером развития смешанной экономики может служить «Шведская экономическая
модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно
контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран.
Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с
обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества.
Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния».
Шведы демонстрировали превосходство своей социально-политической системы,
которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики -
процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого
жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным
регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а
потребление обобществлялось.
В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной
силой шведского рабочего движения.
Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) - рекордный срок - у власти
находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на
построение системы социального благосостояния.
Идея создания так называемого «дома для народа» - государственной системы,
которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную
поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х
годов в профсоюзном движении[13].
Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства
эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирмы,
а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные
издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства
частного сектора и как можно большем перераспределении государством части
прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения общего
уровня жизни и при этом без воздействия на основы производства.
Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы
«нового курса» Рузвельта и сохраняя при этом приверженность кейсланским
методам.
Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении
национального дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней.
«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип распределения
доходов не вызывал никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса 1973-1974
годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на
внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности
оказались в глубоком структурном кризисе.
Неустойчивость экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х
последовал новый удар - второй нефтяной кризис.
Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению с западноевропейскими
странами стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен. Шведская
промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке[11].
Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения
внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно
сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных
мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость
рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному
социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими
методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же
оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-
демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям
необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо
продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз.
Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский
Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам[13].
Заключение.
Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех
экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества,
осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных
отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение
потребностей общества в материальных благах и услугах.
В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы,
можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические
рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.
“Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в
чистом виде никогда не существовала. Тем не менее, можно говорить о том, что в
течение нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была
приближена такой системы.
Для становления Российского государства необходима централизованная власть,
способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов.
Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих,
социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.
На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна ответить всем
потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях
нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению
основных экономических задач.
В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы,
связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики,
разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением
системы современной рыночной экономики.
Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая
система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной
экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.
Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные
формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно.
Отсутствует важная особенность системы -- ее относительная стабильность. Ведь
в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный
характер.
Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки
зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной)
экономика может быть названа системой.
Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели
современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться
соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований,
масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а
также историческими традициями.
Список литературы:
1.Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г.
Грязновой- М.,2001
2.Н.И. Базылева, С.П. Гурко. “Экономическая теория”- Минск.: БГЭУ, 1998.-548с.
3.Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов.
- М.: Высш. шк., 1996.- 447с.
4.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А.
М., 1994
5.Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК,
1994.-632 с.
6.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,
микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под.
Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.- 734 с.
7.Л.Ходов административное воздействие и моральное убеждение в
госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4,
1997
8.Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В.
Ломоносова, 1999
9.А. Нестеренко,Социальная рыночная экономика: концептуальные основы,
исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики №8, 1998
10.И. самсон Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики №8 1998
11.Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики.
//Вопросы экономики. - 1996. - № 10.
12.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и
политика.В 2т.:Пер. с англ. 11 изд. Т.2.-М, Республика, 1992-400с.
13.Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны.
Учебное пособие для экон. спец. Вузов. /Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва,
Высш. шк. , 1990.
14.Герасимов В.Г., Экономическая система: генезис, структура, развитие науки
Минск.,1991 г.
Объектом исследования выбрана сфера государственного регулирования
экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная
постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения.
Предметом исследования выбран процесс управления системой
государственного регулирования экономики России, совмещенной с рыночными
механизмами хозяйствования.
Целью исследования является решение научной проблемы создания
комплексной системы государственного регулирования экономики России как
фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях
перехода к рыночной экономике, гарантий подъема экономического потенциала
страны и повышения жизненного уровня населения.
Для достижения указанной цели потребовалось решить ряд конкретных
задач:
провести анализ состояния и уровня развития систем государственного
регулирования экономики в промышленно развитых странах мира и в России;
выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период