Модели экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

действуют как единый ценовой механизм. В ценовом механизме различают две

части:

    

  • сами цены, их виды,      структура, величина, динамика изменения  
  • ценообразование, как способ      установления формирования новых цен и изменени

      К установлению цен имеется два подхода: рыночный и затратный

(производственный). При рыночном подходе, факторами, воздействующими на

формирование цены, являются спрос и предложение товара - конъюнктура рынка.

При затратном подходе в основу установления цены кладутся издержки

производства. Под понятием цена понимается множество разновидностей цен,

взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен образуют систему цен.

Система цен состоит как из отдельных цен, так и из ценовых групп.

По степени и способу урегулирования цены разделяются на следующие группы:

    

  • жесткофиксированные      (назначаемые)  
  • регулируемые
  • (изменяемые)  
  • договорные цены  
  • свободные (рыночные)

Эффективность экономики рыночного типа во многом определяется способностью

рыночной системы к саморегулированию.

     Рыночное саморегулирование - это автоматическое взаимодействие спроса и

предложения, конкуренция на формирование цен, объемов производства и продаж,

уровень потребления, эффективность производства, качества работы.

Результатом такого саморегулирования рыночной экономики является её

равновесное состояние, которое обеспечивает балансом двух противоположных

сил: спроса и предложения, с одной стороны и рыночных цен с другой.

     Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести

покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот

товар.

    Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на

рынок продавцы или производители за определенный промежуток времени, при всех

возможных ценах на этот товар.

     Равновесная (рыночная) цена - это цена, устанавливаемая на товар в

результате взаимодействия спроса и предложения

Поведение покупателей определяет объем спроса на товар, ведущая роль, в

формировании которой принадлежит цене. Обратная зависимость между ценой

товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, носит

название закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях

величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот.

Изменение количества товара, которое покупатели могут приобрести, от

изменения цены этого товара называется изменением величины спроса. Однако

цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и

готовность приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех

других факторов кроме цены, называется изменением спроса.

      К внеценовым факторам относятся качество продукции, изменение вкусов,

изменение доходов населения.

Прямая связь между ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих

равных условиях, носит название закона предложения

Суть этого закон состоит в том, что при прочих равных условиях количество

предлагаемого товара тем выше, чем выше цена товара.

     Объем предложения - это то количество товаров, которое продавец в

определенный период времени поставляет на рынок при данном уровне цен.

         Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы: государственное

вмешательство, изменение издержек, изменение численности производителей,

форс-мажорные обстоятельства. В этом случае говорят об изменение предложения.

На рынке происходит непрерывное соприкосновение интересов продавцов и

покупателей. Если при этом они не изменяют своего экономического поведения,

значит имеет место ситуация рыночного равновесия. Такая ситуация

предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по

данной цене, постепенно совпадает с количеством товара которое продавцы

готовы и могут предложить по этой же цене. Рыночный механизм действует таким

образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое

восстановление.

      Для углубления понимания процесса приспособления рынка к изменению спроса и

предложения исследуем понятие эластичность.

     Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой  Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами и предложением и

ценами, она характеризует быстроту реакции спроса или предложения и изменение

цен. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном

отношении величина спроса на товар при изменении цены. Эластичность спроса по

цене определяется формулой:

     EP=%dQ/%dP

где %dQ - процентное изменение объема спроса, %dP - процентное изменение цены

товара. Если изменение цены не влияет на объем спроса, в сторону как его

увеличения, так и уменьшения, то спрос называется совершенно неэластичным

(Ep=0).

      Спрос считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю при более

высоких ценах, чем данная и имеет предел при этой же или более низкой цене

(Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на

каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1%

(d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие

факторы:

    

  • наличие товара заменителя  
  • удельный вес товара в
  • потребительском бюджете  
  • степень насыщения      потребностей  
  • доступность товара

 

      Спрос белее эластичен как правило в долгосрочном периоде и менее эластичен в

краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько

производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Формула

расчета эластичности предложения имеет следующий вид:

     ES=%QS*%P

     Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения является время. Для

объяснения этого выделяют три временных периода:

    

  • мгновенный  
  • кратковременный  
  • долгосрочный

 

       В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены

и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0). В

краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного

предела. В целом же предложение не эластично (ES<1). В

долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в

состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же

увеличение объема производства происходит без изменений со стороны

установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES

=бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не

только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей.

    

Среди товаров нормального качества различают:

    

  • товары первой необходимости      (0<E<1)  
  • товары второй
  • необходимости      (E>1)  
  • предметы роскоши

 

На низкокачественные товары спрос, как правило, уменьшается с увеличением дохода

(E<0).

 

Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная

командой Гайдара и Чубайса, идет высокими темпами. Начатая в 1992г.

широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г.

      Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но

тем не менее в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к

показателям Польши (19%) и Венгрии (20%).       Обменный курс рубля почти

стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой

приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных

предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился

возврат к экономическому росту (1%).

        Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой

экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала

желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий

большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о

реальных результатах приватизации.

       Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация

собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса

массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В

результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных

банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.

     Ослунд в 1995г. обосновал вывод о том, что российская экономика уже стала

рыночной:

- государство стало демократическим благодаря конституции и разделению ветвей

власти;

Информация о работе Модели экономических систем