Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что процесс постсоциалистической трансформации продолжается и сейчас. Однако уже выявилась тенденция, перспективы закономерности этой трансформации. И в своей работе, автор рассмотрел предпосылки постсоциалистической трансформации, этапы, закономерности и цели. Главным образом в работе будит рассмотрена переходная экономика России.
Цель работы - всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы автор считает необходимым обратить внимание на историческую классификацию экономических систем и типы, которые существовали в мире в последнее время. Особо рассматривает переходную экономику России на современном этапе.
Ведение……………………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическая система как основа эффективности экономических стран
1.1 Сущность экономических систем и ее структура ……………………………………
1.2 Типы экономических систем ……………………………………………………………
1.3 Развитие экономических систем в современных условиях……………………………
Глава 2 Анализ экономической модели в Р.Ф.
2.1 Общая характеристика типа экономических систем…………………………………....
2.2 Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф…………………………...
2.3 Оценка эффективности экономической модели в Р. Ф………………………………..
2.4 Разработка современной экономической модели в Р. Ф ………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………Литература…………………………………………………………………………………….
Приложение
- государственная собственность ликвидирована 1994г. более половины рабочих
мест перешло в частный сектор;
- бюрократическая координация исчезает, распределение ресурсов
деполитизируется и осуществляется на основе рыночных принципов;
- экономика становится монетарной;
- дотации сведены на нет, ужесточены бюджетные ограничения.
Экономика и общество быстро "приспособились" к новой проторыночной
экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции,
рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но тем не менее к
концу 1993г. Россия стала "страной с товарной экономикой, действующей по
общим законам рыночной экономикой, хотя и еще недостаточно развитой".
2.2Анализ действующей модели экономических систем в Р.Ф.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях перехода к рыночным
отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей
истории.
Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось
крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее
заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется
вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный
процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в
первую очередь США - России отводится роль сырьевой страны, как «придатка»
мировой экономической системы.
В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой
экономической системы, фундаментом которой будет система государственного
регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами
хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих
принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия
возрождения экономического потенциала страны и создания действительно
сильного государства.
Сколько бы мы ни говорили о тех или иных системах управления
экономикой нашей страны, сегодня к нашему величайшему сожалению мы
вынуждены признать, что с существующим ходом экономического развития России
и сложившейся социально-политической ситуацией мириться больше совершенно
невозможно, т.к. такая ситуация может привести к социальному взрыву, а сама
Россия занять прочное место в разряде отсталых стран мира.
Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная и по ряду
причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших эту
работу за последнее десятилетие.
Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственной
самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и
государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять
только государство? привели к такому положению дел, которое сложилось
сегодня.
Кроме того в их числе: отход от системы планирования основных
материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны,
приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на
инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад
внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к
переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и
ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а
занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа
рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и
переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т.д. и
т.п.
Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное
время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской
экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния
российского общества.
Перед Россией на рубеже XXI века стоят животрепещущие вопросы: как
накормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как
сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема
производства, как сохранить рубль от инфляции, как и какими способами
рассчитаться с теми 160 млрд. долларов, которые Россия задолжала мировому
экономическому сообществу и фактически попала в полную экономическую
зависимость от МВФ, как предотвратить негативные тенденции превращения
нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.
В настоящее время в силу целого ряда причин, в том числе частой
сменяемости составов Правительства, потери значительной части ведущих
отечественных ученых и специалистов, в России не сформирована действительно
реальная концепция экономического развития на ближайшую перспективу и на
последующие десятилетия.
В этот ответственный для судьбы России момент необходимо сформировать
объективно правильную и верную стратегию гармоничного развития нашей
страны, которая способна не только осуществить перелом в падении объемов
промышленного производства, обнищания и вымирания нации, но и обеспечить
неуклонный подъем экономики и постоянный рост национального достояния
России.
Экономический подъем России невозможен без ясного представления о
наших возможностях, ресурсах, которые помогут стране восстановить
экономическое могущество, снова войти в семейство ведущих держав планеты,
возродить в народе уверенность в завтрашнем дне. Для этого целевые
ориентиры должны найти в соответствующей государственной системе управления
реальной экономикой, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования,
сформировать твердые экономические положения, на которые мы можем опираться
в долгосрочном социально-экономическом развитии.
Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной
системы государственного регулирования экономики России как
фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях
перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной
научной и практической проблемой современного развития рыночной экономики в
России.
Коренной особенностью периода перехода экономической системы России к
рыночным отношениям явился значительный спад объема промышленного
производства и обнищание основной массы населения страны.
В этой связи требуется осуществить безотлагательные меры, которые
позволят вывести экономику страны из кризиса. Это можно осуществить за счет
целого комплекса экономических, социальных, политических подходов к
реформированию экономики.
Большое значение для эффективного функционирования экономики страны в
рыночных условиях имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации
его принципов. В качестве важнейших функций правового обеспечения
выступает, во-первых, создание соответствующей правовой базы для
поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства:
экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и
обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений.
Экономическая свобода гарантируется основным законом страны - Конституцией.
Так, в ст. 14/1 Конституции ФРГ говорится: «Собственность и право
наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются
законом». В Конституции Российской Федерации в ст. 8.2. содержится более
общая формулировка, регламентирующая право собственности: «В Российской
Федерации признаются равным образом частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности». В ст. 212 Гражданского кодекса Российской
Федерации «Субъекты права собственности» указанное положение статьи
Конституции РФ повторяется, но не конкретизируется.
Собственник, сохранность капитала которого государством не
гарантируется, практически не имеет возможности использовать его по своему
усмотрению, что неизбежно сказывается на эффективности его хозяйственной
деятельности. Одним из последствий этого может стать сужение сферы
приложения капитала, что приводит к его перетеканию в те области, в которых
более ли менее обеспечиваются гарантии его сохранности. Именно это служит
причиной утечки российского частного капитала за рубеж, ограничения области
его интереса (наряду с другими причинами) сферой обращения, откуда можно
извлечь свой капитал более оперативно, нежели из производственной сферы, в
случае угрозы конфискации или национализации. Теми же причинами объясняется
и низкая инвестиционная активность международного капитала в России.