О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание

Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего. Таким образом, неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним. Проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.
Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Функции и задачи центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) Российской Федерации…………………………………………………………………………...9
2. Структура центра ЦГСЭН……………………………………………………...13
3.Организация и основные направления работы ЦГСЭН………………………16
4. Организационно-методическая работа……………………….……………….19
Заключение……………………..…………………………………………………25
Список литературы………..………………………………...……………………25

Работа состоит из  1 файл

конт. по соц мед..doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)

В 1954 году на базе межрайонного пункта обследования на бациллоносительство в Московской городской санэпидстанции была открыта первая бактериологическая лаборатория. Позже такие лаборатории были открыты еще в семи районных санэпидстанций. В том же 1954 году была создана и первая вирусологическая лаборатория. организованы эпидемиологическая, бактериологическая и вирусологическая лаборатории, организационно-методический отдел, создавались и другие подразделения.

Таким образом, можно  сказать, что в первой половине 50-х  годов была создана санитарно-эпидемиологическая служба Москвы с сетью учреждений, введена единая система планирования и, что особенно важно, образован единый методический центр - Московская городская санэпидстанция.

В 1957 г. под руководством М.С. Соколовского по адресу Графский переулок, 4/9 строится новое здание Московской городской санэпидстанции. М.С. Соколовский первый предпринял попытку образования единого научно-учебно-практического комплекса. Размещение в одном здании Московской городской санэпидстанции и кафедр санитарно-гигиенического факультета Центрального института усовершенствования врачей позволило реализовать идею проведения учебной, научно-методической и научно-практической работы.

В 1957-1991 гг. происходит организация специализированных структурных  подразделений, позволяющих проводить специализированные исследования по

8

 профилям  основных направлений деятельности  санэпидслужбы. Были созданы и  оснащены лаборатории гигиенического  профиля (школьной и радиационной  гигиены), санитарного профиля (санитарной  токсикологии, санитарной акустики, лаборатории для исследования ядохимикатов и новых строительных материалов, физико-химическая лаборатория). Итогом деятельности М.С. Соколовского были: создание современной материально-технической и лабораторной базы, а также структурно-организационное совершенствование санитарно-эпидемиологической службы города.

Ввиду появления новых  актуальных направлений деятельности службы организовывались новые отделения, такие как отделение санитарной статистики и профессиональной патологии. Перестройка социально-экономического строя страны в целом обусловили необходимость проведения реорганизации службы города. Начался процесс слияния мелких учреждений, какими были районные санитарно-эпидемиологические станции в более крупные учреждения с мощной лабораторной базой, которыми стали центры госсанэпиднадзора в административных округах.

Такая реорганизация  позволила привести структуру построения Госсанэпидслужбы Москвы в соответствие с измененным в начале 90-х годов  административно-территориальным делением города. Городская санитарно-эпидемиологическая станция была преобразована в Центр Госсанэпиднадзора.

Городская санитарно-эпидемиологическая служба заняла ведущие позиции в  деле охраны здоровья населения, выполняя целый ряд функций - от проведение современных лабораторных исследований до организационно-методической работы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; стала базовым центром в системе последипломной подготовки врачей медико-профилактического профиля.

В ходе дальнейшей реорганизации Центра на основании распоряжения Правительства Р.Ф. №23-р от 13 января 2005г. было создано Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и

 

9

 эпидемиологии», которое  является правопреемником Центра  Госсанэпиднадзора.

1.Функции и задачи центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН)

Задачи ЦГСЭН:

  • участие в реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и первичной профилактики заболеваний;
  • организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации;
  • информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности Службы;
  • развитие и совершенствование лабораторного дела, аккредитация, стандартизация и метрология в системе учреждений Службы, кадровая и материально-техническая политика развития Службы;
  • обеспечение и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в системе работы Службы при чрезвычайных ситуациях;
  • ведение Федеральной базы данных социально-гигиенического мониторинга;
  • участие в разработке и реализации Федеральных целевых программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и первичной профилактики заболеваний населения;
  • проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных

10

заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов;

  • организация и участие в проведении научно-исследовательских и иных работ, направленных на совершенствование системы госсанэпиднадзора и совершенствования деятельности службы;
  • проведение исследования исторического наследия организации и деятельности Службы.

Основные  функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Эти функции  закреплены в Положении об этой службе, которое отражает все вопросы ее компетенции.

В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.

Служба разрабатывает  и утверждает в установленном  порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды.

11

Они обязательны  для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами  и  могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические  требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Например, Министерство  Здравоохранения Российской Федерации  издает приказ от 20 июля 1998 г. N 217, «О гигиенической  оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором «в  целях  повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения, приведения системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в соответствие с действующим законодательством  Российской  Федерации.

В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая оценка продукции и товаров, а также производств - специальная  процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно - эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр. В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения  при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека.

 

12

По результатам  гигиенической оценки выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.

Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:

1.полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора;

беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы)  материалов, веществ ,изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

2.полномочия  по предупреждению нарушений  санитарных правил организациями  и гражданами; требовать проведения  гигиенических и  противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний  и др.

3.полномочия  по пресечению нарушений санитарного  законодательства. Они могут

быть различными. Это и приостановление либо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Также  это могут быть решения  по применению административного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; решения об обязательной госпитализации инфекционных больных;  о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах

13

инфекционных  заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.

4.полномочия  по применению административных  взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства и налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).

5.полномочия  требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.

Согласно постановлению  № 11 от 5 апреля 2000 года Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина   «О введении форменной одежды для должностных лиц, органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерства здравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.

2.Структура центра ЦГСЭН.

Структура санитарно-эпидемической  службы соответствует структуре  управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую  службу возглавляет Государственный  комитет санитарно-эпидемиологического  надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

14

Приказом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического  надзора РФ от 28.12.95г. №138 утверждена номенклатура организации санитарно-эпидемиологической службы РФ.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

В состав Государственной  санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

Информация о работе О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения