О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание

Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего. Таким образом, неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним. Проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.
Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Функции и задачи центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) Российской Федерации…………………………………………………………………………...9
2. Структура центра ЦГСЭН……………………………………………………...13
3.Организация и основные направления работы ЦГСЭН………………………16
4. Организационно-методическая работа……………………….……………….19
Заключение……………………..…………………………………………………25
Список литературы………..………………………………...……………………25

Работа состоит из  1 файл

конт. по соц мед..doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)

На административных территориях, входящих в состав независимых  государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей  территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической  службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения  деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические  и эпидемиологические проблемы с  помощью местных органов власти.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно

15

подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных округах и областях, на водном и воздушном транспорте. Ну и, естественно, ему подчиняются непосредственно подведомственные учреждения и предприятия, например, по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора  в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам.

Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Высшая руководящая  должность этой службы – председатель Госкомсанэпиднадзора России, далее руководство учреждениями и предприятиями, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, распределяются следующим образом: - главный государственный санитарный врач России, главные врачи центров санитарно-эпидемиологического надзора, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам и районам.

Финансирование санитарно-эпидемической  службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.

Виды санитарно-эпидемиологического надзора

Государственный надзор.

Санитарно-эпидемиологический надзор может быть государственным  и ведомственным.

Государственный надзор как основной осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Государственный комитет санитарно-эпидемиологического

16

надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Он определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом  от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном её законодательством.

3.Организация  и основные направления работы ЦГСЭН.

 

  • В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания;
  • выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
  • разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
  • контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства  организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

17

А также подразумевает  собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи  с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.

Главный государственный  санитарный врач или его заместитель не реже одного раза в квартал при анализе деятельности организаций должен осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия.

Если при  рассмотрении дела о санитарном правонарушении выясняется, что оно повлекло массовое заболевание или отравление людей либо смерть хотя бы одного человека, то соответствующие материалы должны быть переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Порядок оформления и направления таких материалов в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический  надзор

есть, по существу, разновидность государственного, ибо  он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам.

Его цели и задачи – обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.

Действовавший ранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного, при этом органы  ведомственного санитарно- эпидемиологического надзора не входили в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральный

18

закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического  надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный вид санитарно-эпидемиологического надзора, а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Инструкции  и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается, что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.

19

Дела вправе рассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органов  исполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта (МПС России), обороны (Минобороны России), внутренних дел (МВД России), безопасности (ФСБ России), пограничной службы (ФПС России), налоговой полиции (ФСНП России), и их заместители в соответствии со статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

4.Организационно-методическая работа

Организационно-методической работой в центрах госсанэпиднадзора занимаются специально созданные отделы.

Задачи  и функции отдела

  • разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности госсанэпидслужбы;
  • организационно-методическое обеспечение Центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте (водном и воздушном) по вопросам организации деятельности;
  • координация организационно-методической деятельности структурных подразделений Федерального центра госсанэпиднадзора, структурных подразделений и учреждений МГТС России, Минобороны России, МВД России, Федерального Управления "Медбиоэкстрем" и т.д., входящих в систему госсанэпидслужбы России;
  • ведение мониторинга по Национальному плану действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС); подготовка предложений по прогнозированию, планированию, совершенствованию структуры и системы управления Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте (водном и воздушном), в соответствии с задачами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • формирование годовых и квартальных планов основных организационных мероприятий Федерального центра госсанэпиднадзора; осуществление контроля и их исполнения, организует работу по комплексной оценке эффективности и

20

  • качества работы учреждений госсанэпидслужбы в субъектах Российской Федерации, в регионах на транспорте (водном и воздушном), обобщает, анализирует и распространяет опыт работы учреждений Службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организует сбор, поступление, проводит обработку и хранение, обобщение, анализ и оценку статистической информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и деятельности службы госсанэпиднадзора;
  • участие в подготовке проектов нормативных, правовых актов, приказов, указаний и распоряжений Департамента госсанэпиднадзора, главного врача Федерального центра госсанэпиднадзора, методических рекомендаций других материалов по разделу деятельности Отдела;
  • участие совместно с другими подразделениями Федерального центра госсанэпиднадзора в разработке программ, концепций, перспективных планов и контроль их исполнения.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование является одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и направлено на разработку научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

  • гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики

 

21

  • заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
  • оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
  • максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:

  • разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;
  • контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;
  • разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил;
  • контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;
  • регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Заключение.

ФЗ № 52 от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

является одним из основных документов регулирующих работу санитарно-эпидемиологической службы.

Информация о работе О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения