Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа
Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.
Введение …………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность товарооборота ……………………………………….
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны ………….
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания ……..
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ………………………………
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………...
Глава 2. Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия ….
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …..
2.2. Общий анализ показателей товарооборота …………………………
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ……………………..
Глава 3. Пути роста товарооборота …………………………………….
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота …….........................................
3.2. Повышение производительности труда ……………………………
3.3. Совершенствование планирования - путь увеличения
товарооборота …………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………
5.3. Товарные запасы в розничной
торговой сети и сети
6. В состав товарных запасов
розничной торговли не
а) товары в пути;
б) тара всех видов: мягкая, жесткая, стеклянная, как свободная, так и занятая под товаром;
в) товары материально-технического снабжения;
г) товары на складах предприятий, занимающихся заготовительной деятельностью;
д) товары в комиссионных магазинах и магазинах по продаже скупленных вещей;
е) готовая продукция в подсобных производственных предприятиях торговых организаций;
ж) товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков;
з) товары поставщика, принятые на ответственное хранение (под сохранную расписку).
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот.
Выполнение плана по товарообороту
и динамика основных показателей
производственно-хозяйственной
1) от обеспеченности товарными
ресурсами, правильности их
2) от обеспеченности трудовыми
ресурсами, эффективности
3) от состояния, развития и
использования материально-
Первая группа факторов
Главный фактор успешного развития
товарооборота и выпуска
Зн + П = Р + В + Зк ,
где Зн - товарные запасы на начало изучаемого периода;
П - поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;
Р - реализация продукции собственного производства и покупных товаров;
В - прочее выбытие продуктов;
Зк - товарные запасы на конец анализируемого периода.
Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу:
Р = Зн + П - В - Зк .
Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное - увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.
Так как товарооборот планируют, учитывают
и анализируют в продажных
ценах, то и все другие показатели
включают в продуктовый баланс в
аналогичной оценке. Данные по продуктовому
балансу изучают в целом по
предприятию питания, так как
отсутствует необходимая
Анализ поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод и фруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно у производителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственного производства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питания используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.
Большое значение имеет проверка соблюдения
договоров поставки сырья и покупных
товаров отдельными поставщиками. В
процессе анализа определяют степень
выполнения договоров поставки по общему
объёму, ассортименту и качеству продуктов,
срокам их отгрузки, условиям транспортировки
и упаковки и т.п.; выявить случаи
нарушения договорных обязательств,
если они имели место, и установить
их причины. Нарушения в выполнении
договоров поставки сырья и покупных
товаров могут быть по вине поставщиков
(из-за несвоевременного заключения договоров,
согласования спецификаций; нарушения
договорных обязательств по объёму, ассортименту
и качеству поставляемых продуктов,
срокам отгрузки и другим условиям
их поставки) или по вине предприятий
питания (несвоевременное заключение
договоров и предоставление разнарядок
и заявок поставщикам, отказ от заказанных
продуктов, нарушение действующего
порядка расчётов и др.). В первом
случае необходимо проверить, приняло
ли предприятие питания все
Несвоевременное поступление сырья
и полуфабрикатов по дням, а по некоторым
из них и по часам отрицательно
сказывается на развитии товарооборота
и выпуска собственной
Предприятия-доготовочные нередко получают полуфабрикаты высокой степени готовности и быстрозамороженные блюда, что положительно сказывается на их производственно-торговой деятельности. Проводя анализ, следует установить, как удовлетворяются потребности столовых, кафе, ресторанов, других предприятий-доготовочных в полуфабрикатах высокой степени готовности и быстрозамороженных блюдах (в ассортиментном разрезе и в целом по предприятию) и как изменяется их доля в общем расходе продуктов. Используя следующую формулу, целесообразно также по отдельным видам продуктов определить коэффициент индустриализации приготовления пищи (Кинд):
Кинд =
где Гпр - готовые продукты;
Пфабр - полуфабрикаты;
Кгот - коэффициенты готовности продуктов к потреблению;
Рпр - расход продуктов (общее количество).
Для обеспечения ритмичной работы,
широкого выбора собственной продукции
и покупных товаров, наиболее полного
удовлетворения спроса потребителей на
предприятиях питания должны быть определённые товарные запасы. По назначению
их подразделяют на текущие и сезонные.
Основными являются текущие товарные
Сезонные запасы продуктов созд
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных. Нормативы текущих запасов продуктов каждое предприятие питания планирует поквартально в сумме или днях. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
В деятельности предприятий питания
текущие товарные запасы рассматривают,
с одной стороны, как источник
товарного обеспечения, выполнения
планов и динамики развития товарооборота
и выпуска собственной
Так как нормативы товарных запасов устанавливают поквартально, то и их изучение проводят прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объём товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода.
В процессе анализа устанавливают,
как товарные запасы обеспечивали развитие
товарооборота и выпуска
Ш невыполнение или перевыполнение планов товарооборота и выпуска собственной продукции;
Ш невыполнение или перевыполнение плана поступления сырья и покупных товаров;
Ш завоз продуктов в размерах, превышающих потребность;
Ш неравномерное их поступление;
Ш неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными предприятиями и их подразделениями;
Ш наличие других недостатков производственно-торговой деятельности.
Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление продуктов отстаёт от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления сырья и покупных товаров.
Если на предприятии питания не планируют товарные запасы, то их анализ проводят в динамике. Рекомендуется фактические остатки сырья и покупных товаров на первые числа месяцев в каждом квартале в сумме и в днях сравнивать с данными на начало квартала. В результате определяют, не было ли резких изменений в фактических товарных запасах в течение каждого квартала и отчётного года.
Наряду с анализом товарных запасов
на отдельные даты проводят изучение
их средних размеров. При определении
средних товарных запасов привлекают
как можно большее число
Зср =
где З1, З2, …, Зn - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода; n - число дат, за которые взяты данные.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в общественном питании. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения продуктов со дня их поступления до дня их расхода, а также скорость оборота сырья и покупных товаров.
Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания продуктов в виде товарного запаса.
Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами продукты, а вложенные в них средства.
Ускорение товарооборачиваемости имеет
Товарооборачиваемость в днях (время обращения сырья и покупных товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
Тдн = , или Тдн = ,
где Тдн - товарооборачиваемость в днях,
Зср - средние товарные запасы;
Д - количество дней анализируемого периода;
Р - реализация продукции собственного производства и покупных товаров (товарооборот);
Рдн - среднедневной объём товарооборота.
Анализ товарных запасов и
Вторая группа факторов
Вторым фактором успешного развития
товарооборота и выпуска
Анализ начинают с изучения укомплектованности штатов поваров, кассиров, раздатчиц, официантов, других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников.
На предприятиях питания часто недоукомплектованы штаты рабочих по первичной обработке сырья, поваров, грузчиков, уборщиц и некоторых других работников, что требует изыскания резервов комплексного централизованного снабжения в течение года полуфабрикатами высокой степени готовности и быстрозамороженными блюдами в достаточном количестве, механизации и автоматизации мойки посуды, уборки помещений, выполнения транспортных и других трудоёмких работ. Тем более что уровень механизации труда в общественном питании в настоящее время не превышает 25 процентов.
Информация о работе Роль товарооборота и его значение в экономике страны