Роль товарооборота и его значение в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность товарооборота ……………………………………….
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны ………….
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания ……..
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ………………………………
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………...
Глава 2. Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия ….
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …..
2.2. Общий анализ показателей товарооборота …………………………
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ……………………..
Глава 3. Пути роста товарооборота …………………………………….
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота …….........................................
3.2. Повышение производительности труда ……………………………
3.3. Совершенствование планирования - путь увеличения
товарооборота …………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 144.23 Кб (Скачать документ)

В процессе анализа устанавливается, как изменяется материально-техническая  база общественного питания, изучается  своевременность ввода в действие построенных и приобретённых  основных средств. Если план по этим показателям  не выполнен, то подсчитываются и изучаются  потери в товарообороте, выпуске  продукции и прибыли, в том  числе в связи с удлинением сроков проведения текущего и капитального ремонтов, инвентаризаций и ремонтов. Потери в товарообороте и выпуске  собственной продукции определяются прямым счётом.

Большое внимание уделяют анализу  эффективности использования основных производственных фондов. Для обобщающей оценки использования материально-технической  базы общественного питания определяют и изучают фондоотдачу, рассчитываемую отношением годового объёма товарооборота  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Обычно фондоотдачу  исчисляют, исходя из товарооборота  в действующих и в сопоставимых ценах, что позволяет изучить  влияние ценового фактора на её размер. По активным производственным фондам, находящимся в производстве, фондоотдача  определяется исходя из выпуска собственной  продукции.

Обратным показателем фондоотдачи  является фондоёмкость, определяемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объёму товарооборота. Фондоотдача показывает, сколько рублей товарооборота (или выпуска собственной продукции) получено с каждого рубля основных производственных фондов, а фондоёмкость - сколько основных средств приходится на один рубль товарооборота. Эти показатели рассчитываются по всем основным производственным фондам (собственным, арендованным и безвозмездно предоставленным). Для оценки эффективности использования производственно-торговых помещений, пропускной способности обеденного зала, мощности машин и оборудования определяют частные показатели. Так, для характеристики использования производственных и торговых площадей исчисляют объём товарооборота и выпуска собственной продукции на 1 мвсей площади предприятия или производственно-торговой площади на одно место. Сравнение фактического выпуска продукции с единицу времени (сутки, месяц, год) с максимально возможным позволяет оценить эффективность использования производственных мощностей.

В общественном питании эффективность  использования производственных мощностей  во многом зависит от пропускной способности  обеденного зала и её использования. Пропускная способность обеденного зала зависит от количества мест в  зале, времени его работы и средней  продолжительности обслуживания потребителя. Для оценки эффективности использования обеденного зала определяют коэффициенты: использования его пропускной способности (отношением фактического числа обслуженных потребителей за рабочий день к максимально возможному), оборачиваемости мест (делением числа обслуженных за рабочий день потребителей на количество мест обеденного зала) и использования мест (отношением числа потребителей, находящихся за столами, к общему количеству мест обеденного зала). Последний коэффициент исчисляют для оценки использования мест в отдельные часы работы обеденного зала.

Нормальное время на приём пищи составляет 15-20 минут, оптимальное время  на передвижение к столовой и ожидание в очереди составляет 10 минут. Согласно установленным нормативам, продолжительность  отпуска обедов в столовых и буфетах  при промышленных предприятиях не должно превышать 10 минут, а на промышленных предприятиях с непрерывным технологическим  циклом - не более 5 минут. Следовательно, если потребитель затрачивает больше указанного выше времени, то его обслуживание считается неэффективным и необходимо устранить причины, порождающие  непроизводительные затраты времени  потребителей.

Как показывают исследования, предприятия  питания открытого типа, расположенные  в центральной части города и  на транспортных магистралях, должны работать не менее, чем в две смены. Удлинение времени их работы даёт значительную прибавку в товарообороте и выпуске собственной продукции. Однако, прежде, чем продлить время работы предприятия, необходимо провесит хронометражные наблюдения потоков потребителей и определить выручку в отдельные часы, что позволит экономически обосновать изменение времени их работы.

При анализе эффективности использования  машин и оборудования определяют коэффициенты экстенсивной их загрузки (отношением фактического времени работы машин и оборудования к календарному) и интенсивной загрузки (отношением фактической производительности машин  и оборудования в единицу времени  к производительности по паспорту), а также коэффициент интегральной их загрузки (путём умножения коэффициента экстенсивной загрузки на коэффициент  интенсивной загрузки). Одновременно изучают сменность работы машин и оборудования, выявляют неустановленные и установленные, но не используемые машины и оборудование. Анализ практики работы предприятий питания показывает, что они имеют значительные резервы повышения эффективности использования активных основных средств.

Если в анализируемом периоде  была переоценка основных средств (дооценка или уценка), то необходимо измерить влияние на фондоотдачу и этого ценового фактора. В конечном итоге на фондоотдачу оказывают влияние два ценовых фактора:

1) изменение продажных цен на  продукцию собственного производства  и покупные товары;

2) изменение стоимости основных  средств (их дооценки или уценки).

При этом применяют приём цепных подстановок, предварительно составив специальную аналитическую таблицу.

Заканчивается анализ разработкой  мер по реализации выявленных резервов повышения эффективности использования  материально-технической базы предприятий  питания, и прежде всего за счёт внедрения  в практику достижений научно-технического прогресса. Так, установка механизированных высокопроизводительных линий раздач комплексных обедов позволяет повысить производительность труда в 2,5-3 раза и значительно уменьшить время, затрачиваемое на обед. За счёт этого  фактора оборачиваемость мест обеденного зала повышается на 20-30% и сокращается  продолжительность времени обслуживания потребителей и на приём пищи на 30-40%. Одновременно повышается производительность труда рабочих и других потребителей. Применение высокочастотных аппаратов  для приготовления пищи по сравнению  с обычными электроплитами позволяет  не только ускорить время её приготовления, но и сокращает расход электроэнергии на 50-70%. В процессе подсчёта резервов повышения эффективности использования материально-технической базы общественного питания делают экономические и технические расчёты.

1.4. Методика анализа  товарооборота

Анализ товарооборота предприятия  питания позволяет оценить достигнутые  результаты, изучить развитие товарооборота  по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия  в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия  с конкурентами. Оценка достигнутых  результатов - основа планирования объема реализации предприятия питания.

Методика экономического анализа  товарооборота включает в себя:

1) изучение выполнения плана  товарооборота по собственной  продукции, в том числе обеденной  и прочей, по розничной реализации, оптовой продаже, выполнение плана  по валовому товарообороту;

2) изучение динамики валового, розничного, оптового оборота, а также оборота  по собственной продукции, в  том числе обеденной и прочей;

3) анализ производственной программы  предприятия питания;

4) исследование влияния важнейших  факторов на выполнение плана  и динамику товарооборота (товарного  обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);

5) выявление резервов роста товарооборота  и разработка конкретных мероприятий  по увеличению товарооборота.

Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота  в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить  на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в  составе товарооборота по сравнению  с прошлым периодом.

Важным показателем, характеризующим  торгово-производственную деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом  товарообороте.

Анализ выполнения плана  и динамики товарооборота.

Общественное питание наряду с  розничной торговлей выполняет  главную социально-экономическую  задачу развития нашего общества - удовлетворение материального и культурного  уровня жизни народа. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа.

Общественное питание Республики Беларусь достигло определённых успехов  в росте товарооборота и выпуска  собственной продукции. Однако его  состояние и развитие не удовлетворяют  современным требованиям. Нередко  низка культура обслуживания потребителей и качество приготовленной пищи, высокая  стоимость питания. На многих предприятиях неудовлетворительно используют материально-техническую  базу, товарные, трудовые, финансовые ресурсы.

Основной задачей анализа деятельности предприятий питания являестя выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшения обслуживания потребителей путём устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала.

Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется прежде всего показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления. В состав оптового товарооборота входит кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов и другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их обработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли - для продажи населению.

Розничный и оптовый товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий питания.

Анализ товарооборота и выпуска  собственной продукции проводят по данным производственно-торгового  плана, бухгалтерской и статистической отчётности, данных текущего учёта, контрольных  проверок и других источников информации.

Проведение анализа товарооборота  предприятия общественного питания  затруднено в связи с недостатками в планировании, учёте и отчётности. Так, нормативы товарных запасов  обычно устанавливаются в целом  по предприятию без их подразделения  по товарным группам. Не составляют планы  по поступлению и прочему выбытию  сырья и покупных товаров. Многие предприятия питания вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчётности отсутствует  информация о поступлении отдельных  видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе  и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоёмкие расчёты, выборки, и не всегда можно полностью  решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.

Глава 2. Анализ товарооборота

и выпуска продукции  предприятия.

2.1. Организационно-экономическая

характеристика предприятия

Ресторан «Горизонт» - дочернее предприятие  туристическо-экскур-сионного унитарного предприятия «Гостиница «Горизонт». Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в Акционерном Сберегательном Банке «Беларусбанк».

Предприятие является самостоятельным  хозяйствующим субъектом, созданным  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, учредительными документами и законодательством  Республики Беларусь.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей  продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вид деятельности предприятия ? розничная торговля организация общественного питания.

Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями  г. Барановичи и области на поставку продуктов питания. Предприятие может закупать товары у различных белорусских юридических и физических лиц.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства целевого финансирования.

На предприятии созданы следующие  фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие  имеет самостоятельный баланс, в  котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит  из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

Управление деятельностью предприятия  осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру  управления предприятия и формирует  штаты.

Предприятие обеспечивает гарантированный  законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую  и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Хозяйственно-финансовая деятельность ТЭУП «Горизонт» характеризуется следующими данными:

Размер товарооборота предприятия  достиг в 2002г. 3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2001г. на 18,5%. В товарообороте  предприятия преобладающую долю занимают продовольственные товары. Так, в 2002 г. их удельный вес в товарообороте  предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров  больше всего реализуется мясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции  и др.

Предприятие «Горизонт» имеет хозяйственные  связи со многими поставщиками, в  частности, с Барановичским, Берёзовским и Слонимским мясокомбинатами, хлебозаводами, ОАО «Барановичский молочный завод», ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» и др. Всего от этих и других предприятий в 2002 году поступило в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2001 годом на 19,3% или на 513,0 млн. руб.

Информация о работе Роль товарооборота и его значение в экономике страны