Роль товарооборота и его значение в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность товарооборота ……………………………………….
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны ………….
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания ……..
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ………………………………
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………...
Глава 2. Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия ….
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …..
2.2. Общий анализ показателей товарооборота …………………………
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ……………………..
Глава 3. Пути роста товарооборота …………………………………….
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота …….........................................
3.2. Повышение производительности труда ……………………………
3.3. Совершенствование планирования - путь увеличения
товарооборота …………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 144.23 Кб (Скачать документ)

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста рознич-ного товарооборота по месяцам еще больше, чем по кварталам. Темп роста това-рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами  реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо-рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар-тал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в  работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. При-чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

Анализ розничного товарооборота  по товарным группам.

Таблица 7.

Розничный товарооборот ТЭУП «Горизонт»

по товарным группам  за 2001-2002 г.г.

 

Товарные

группы

2001 год

2002 год

2002г. в % к 2001г.

 
 

сумма млн. руб.

удельный

вес, %

в действующих

ценах

в сопостави-мых

ценах

в сопоставимых

цепях

ценах

в действующих ценах

 
     

сумма млн. руб.

удельный вес ,%

сумма тыс.

руб.

удельный вес, %

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Мясо и птица

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

 

Колбасные

изделия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

 

Рыба

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

 

Хлеб и хлебобулочные  изделия

97.0

3,7

114,9

3,2

98,8

3,2

118.5

101,9

 

Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

 

Пиццы

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102.3

 

Табачные изделия

81.3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

 

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118.8

102.0

 

Пиво

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4.4

115,9

99,5

 

Мороженое

62,7

2,4

74,7

2,4

64,2

2.4

119,1

102,4

 

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119.5

102,9

 

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

281,2

10,5

116.4

99,4

 

Прочие продовольственные

товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Непродовольст-венные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

 

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. „

102,3

 
                   

Розничный товарооборот в действующих  ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реали-зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то-варов.

Однако в сопоставимых ценах  темпы роста товарооборота по то-варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Сни-зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия ? на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк ? на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти-ментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2001 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни-жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.

2.3. Расчёт факторов, влияющих  на товарооборот.

На развитие розничного товарооборота  предприятия общественного питания  оказали следующие факторы:

обеспеченность трудовыми ресурсами  и эффективность труда

торговых работников;

состояние и эффективность использования  материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По ресторану «Горизонт» данные о движении товарных ресурсов приведены  в таблице 8.

Таблица 8.

Продуктовый баланс по ТЭУП «Горизонт» за 2001 -2002 г.г.

(суммы в млн. руб.)

 

Показатели

2001 год

2002 год

Отклонение в сумме (+,-)

Влияние на изменение товарооборота (+,-)

 

1

2

3

4

5

 

1

2

3

4

5

 

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

 

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

 

Прочее выбытие товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

 

Запасы товаров на конец  года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

 

Величина товарооборота  предприятия

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

 
           

Розничный товарооборот предприятия  возрос в 2002 году по сравнению с 2001 годом  на 484,5 млн. руб. за счет завышенных товар-ах запасов на начало года (+33,8 млн. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия това-ров (+0,8 млн. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 млн. руб.).

Недостатком использования поступающих  в предприятие товар-ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от-грузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

В предприятии в 2002 году прочее выбытие  товаров снизилось по сравнению  с 2001 годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие  товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует  на-звать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2002 году положительной.

Показатели товарного баланса  по товарным группам приведены в  таблице 8.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность  использования материально-технической  базы предприятия. По ТЭУП «Горизонт» имеются следующие данные об использовании  материально-технической базы:

Таблица 11.

Показатели эффективности использования  материально-технической базы ТЭУП «Горизонт» за 2001-2002 гг.

 

Показатели

2001

2002

Отклоне-

ние (+,-)

2002 г. в % к 2001 г.

 

1

2

3

4

5

 

Торговая площадь, м2

400

420

+20

105,0

 

Количество рабочих дней за год

324

319

-5

98,5

 

Средняя продолжительность

рабочего дня, час

11,6

11,5

-0,1

99,1

 

Выработка на 1мтор-говой площади за час работы, руб.

174,3

201,5

+27,2

115,6

 

Розничный товарооборот в

действующих ценах, млн. руб.

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

 
           

Из данных таблицы видно, что  в 2002 году возросла торговая площадь  ресторана за счет проведенной реконструкции, переоборудо-вания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2001 году до 319 дней в 2002году. Это произошло в  результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостат-ка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудо-вания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила  в 2002 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 2001 году. Это свидетельствует о  повышении эффективности использования  торговой площади.

Все эти факторы оказали влияние  на динамику развития рознич-ного товарооборота (см. таблицу 12.).

Таблица 12.

Расчет влияния показателей  эффективности использования материально-технической  базы предприятия на динамику розничного товарооборота.

 

Показатели

2000

год

Цепная подстановка

2002

год

 
   

торговая площадь

число рабочих дней

средняя продолжи-тельность рабочего дня

   
             
             
             
             
             

1

2

3

4

5

6

 

Фактическая полезная

площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

 

Фактическое число рабочих  дней

324

324

319

319

319

 

Фактическая средняя продолжительность рабочего

дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

 

Фактическая выработка на 1 кв.м. полезной площади за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

 

Розничный товарооборот в  действующих ценах за год, млн. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2

 
             

Из данных таблицы следует, что  на динамику товарооборота предприятия  повлияли следующие факторы:

Ш рост торговой площади: 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 млн. руб.

Ш уменьшение количества рабочих дней: 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,

Ш уменьшение продолжитель-ности рабочего дня: 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 млн. руб.

Ш повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 - 2685,6 = + 419,6 млн. руб.

Итого: 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 млн. руб.

Использование материально-технической  базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2002 году на 550,3 млн. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия  розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5+23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2002 году на 484,5 млн. руб.

В ТЭУП «Горизонт», как показал  анализ доку-ментального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгал-терский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нор-мативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хо-зяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет ут-верждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хо-зяйственной деятельности на данном предприятии.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ ди-намики развития розничного товарооборота ТЭУП «Горизонт» за 2000-2002 гг. позволяет сделать следующие выводы:

Ш розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;

Ш достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;

Ш прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста  товарооборота в 2002 году. Так, объем  розничного товарообо-рота мог бы возрасти за счет:

Ш улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 млн. руб.;

Ш повышения эффективности использования труда на 70,4 млн. руб.;

Ш повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 млн. руб.

Таким образом, неиспользованные резервы  роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.

Глава 3. Пути роста товарооборота

3.1. Товарное обеспечение  и маркетинговые мероприятия ?

пути увеличения товарооборота

Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность реализации блюд, а также на динамику и величину товарооборота на предприятии общественного  питания. Все эти факторы можно  разделить на две группы.

Информация о работе Роль товарооборота и его значение в экономике страны