Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа
Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера ? совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.
Введение …………………………………………………………………...
Глава 1. Сущность товарооборота ……………………………………….
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны ………….
1.2. Состав и структура товарооборота общественного питания ……..
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот ………………………………
1.4. Методика анализа товарооборота …………………………………...
Глава 2. Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия ….
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …..
2.2. Общий анализ показателей товарооборота …………………………
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ……………………..
Глава 3. Пути роста товарооборота …………………………………….
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота …….........................................
3.2. Повышение производительности труда ……………………………
3.3. Совершенствование планирования - путь увеличения
товарооборота …………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………….
Список использованных источников ……………………………………
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста рознич-ного товарооборота по месяцам еще больше, чем по кварталам. Темп роста това-рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо-рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар-тал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. При-чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Анализ розничного товарооборота по товарным группам.
Таблица 7.
Розничный товарооборот ТЭУП «Горизонт»
по товарным группам за 2001-2002 г.г.
Товарные группы |
2001 год |
2002 год |
2002г. в % к 2001г. |
||||||
сумма млн. руб. |
удельный вес, % |
в действующих ценах |
в сопостави-мых ценах |
в сопоставимых цепях ценах |
в действующих ценах |
||||
сумма млн. руб. |
удельный вес ,% |
сумма тыс. руб. |
удельный вес, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Мясо и птица |
372,1 |
14,2 |
447,0 |
14,4 |
376,2 |
14,0 |
120.1 |
101,2 |
|
Колбасные изделия |
340,8 |
13,0 |
403,4 |
13,0 |
342,7 |
12,8 |
118,4 |
100,6 |
|
Рыба |
76.1 |
2,9 |
90,3 |
2,9 |
77,3 |
2,8 |
118,7 |
101.6 |
|
Хлеб и хлебобулочные изделия |
97.0 |
3,7 |
114,9 |
3,2 |
98,8 |
3,2 |
118.5 |
101,9 |
|
Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни |
214,8 |
8,2 |
248.7 |
8,0 |
212,2 |
7,9 |
115,8 |
98.8 |
|
Пиццы |
68,2 |
2,6 |
80,9 |
2,6 |
69,8 |
2,6 |
118,6 |
102.3 |
|
Табачные изделия |
81.3 |
3,1 |
99,3 |
3,2 |
84,0 |
3,2 |
122,1 |
103,3 |
|
Кондитерские изделия |
157,3 |
6,0 |
186,8 |
6,0 |
160,5 |
5,9 |
118.8 |
102.0 |
|
Пиво |
117,9 |
4,5 |
136,6 |
4,4 |
117,5 |
4.4 |
115,9 |
99,5 |
|
Мороженое |
62,7 |
2,4 |
74,7 |
2,4 |
64,2 |
2.4 |
119,1 |
102,4 |
|
Водка и ликероводочные изделия |
314,4 |
12,0 |
375,7 |
12,1 |
323,5 |
12,1 |
119.5 |
102,9 |
|
Вина, шампанское, коньяк |
283,0 |
10,8 |
329,3 |
10.4 |
281,2 |
10,5 |
116.4 |
99,4 |
|
Прочие продовольственные товары |
264,7 |
10,1 |
321,8 |
10,4 |
304,8 |
11,4 |
121,6 |
115,1 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Непродовольст-венные товары |
170,4 |
6,5 |
195,8 |
6,3 |
168,3 |
6,3 |
114,9 |
98,8 |
|
Всего товаров |
2620,7 |
100,0 |
3105,2 |
100,0 |
2681,5 |
100,0 |
118,5 . „ |
102,3 |
|
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реали-зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то-варов.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то-варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Сни-зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия ? на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк ? на 0,6%.
Неравномерность развития розничного
товарооборота в ассорти-
2.3. Расчёт факторов, влияющих на товарооборот.
На развитие розничного товарооборота
предприятия общественного
обеспеченность трудовыми
торговых работников;
состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По ресторану «Горизонт» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Продуктовый баланс по ТЭУП «Горизонт» за 2001 -2002 г.г.
(суммы в млн. руб.)
Показатели |
2001 год |
2002 год |
Отклонение в сумме (+,-) |
Влияние на изменение товарооборота (+,-) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Запасы товаров на начало года |
209,2 |
243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
|
Поступление товаров |
2656,3 |
3169,3 |
+513,0 |
+513,0 |
|
Прочее выбытие товаров |
1.8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
|
Запасы товаров на конец года |
243,0 |
306,1 |
+63,1 |
-63,1 |
|
Величина товарооборота предприятия |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
+484,5 |
|
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 484,5 млн. руб. за счет завышенных товар-ах запасов на начало года (+33,8 млн. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия това-ров (+0,8 млн. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 млн. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товар-ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от-грузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 2002 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2001 годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на-звать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2002 году положительной.
Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в таблице 8.
Большое влияние на динамику розничного
товарооборота оказывает
Таблица 11.
Показатели эффективности
Показатели |
2001 |
2002 |
Отклоне- ние (+,-) |
2002 г. в % к 2001 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Торговая площадь, м2 |
400 |
420 |
+20 |
105,0 |
|
Количество рабочих дней за год |
324 |
319 |
-5 |
98,5 |
|
Средняя продолжительность рабочего дня, час |
11,6 |
11,5 |
-0,1 |
99,1 |
|
Выработка на 1м2 тор-говой площади за час работы, руб. |
174,3 |
201,5 |
+27,2 |
115,6 |
|
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб. |
2620,7 |
3105,2 |
+484,5 |
118,5 |
|
Из данных таблицы видно, что в 2002 году возросла торговая площадь ресторана за счет проведенной реконструкции, переоборудо-вания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2001 году до 319 дней в 2002году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостат-ка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудо-вания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой
площади за час работы составила
в 2002 году 201,5 рублей против 174,3 рублей
в 2001 году. Это свидетельствует о
повышении эффективности
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития рознич-ного товарооборота (см. таблицу 12.).
Таблица 12.
Расчет влияния показателей
эффективности использования
Показатели |
2000 год |
Цепная подстановка |
2002 год |
|||
торговая площадь |
число рабочих дней |
средняя продолжи-тельность рабочего дня |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Фактическая полезная площадь, кв.м. |
400 |
420 |
420 |
420 |
420 |
|
Фактическое число рабочих дней |
324 |
324 |
319 |
319 |
319 |
|
Фактическая средняя продолжительность рабочего дня, час |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,5 |
11,5 |
|
Фактическая выработка на 1 кв.м. полезной площади за час работы, руб. |
174,3 |
174,3 |
174,3 |
174,3 |
201,5 |
|
Розничный товарооборот в действующих ценах за год, млн. руб. |
2620,7 |
2751,4 |
2708,9 |
2685,6 |
3105,2 |
|
Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
Ш рост торговой площади: 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 млн. руб.
Ш уменьшение количества рабочих дней: 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,
Ш уменьшение продолжитель-ности рабочего дня: 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 млн. руб.
Ш повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 - 2685,6 = + 419,6 млн. руб.
Итого: 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 млн. руб.
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2002 году на 550,3 млн. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5+23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2002 году на 484,5 млн. руб.
В ТЭУП «Горизонт», как показал анализ доку-ментального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгал-терский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нор-мативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хо-зяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет ут-верждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хо-зяйственной деятельности на данном предприятии.
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ ди-намики развития розничного товарооборота ТЭУП «Горизонт» за 2000-2002 гг. позволяет сделать следующие выводы:
Ш розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
Ш достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
Ш прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.
Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2002 году. Так, объем розничного товарообо-рота мог бы возрасти за счет:
Ш улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 млн. руб.;
Ш повышения эффективности использования труда на 70,4 млн. руб.;
Ш повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 млн. руб.
Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.
Глава 3. Пути роста товарооборота
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия ?
пути увеличения товарооборота
Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность реализации блюд, а также на динамику и величину товарооборота на предприятии общественного питания. Все эти факторы можно разделить на две группы.
Информация о работе Роль товарооборота и его значение в экономике страны