Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: s*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Билеты Адм право.docx

— 116.09 Кб (Скачать документ)

  Руководитель  государственного комитета вносит в  Правительство Российской Федерации  проекты нормативных актов Правительства  Российской Федерации по вопросам, отнесенным к полномочиям Правительства  Российской Федерации, представляет предложения  по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся сферы  деятельности государственного комитета, а также пользуется иными правами  федерального министра, предусмотренными указами Президента Российской Федерации  и постановлениями Правительства  Российской Федерации.

  Территориальные органы федеральных министерств, служб  и агентств также входят в систему  органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т.д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих  центральных органов федеральной  исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов  Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

  Создание, реорганизация и ликвидация территориальных  органов про изводятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.

4. Структура системы  органов исполнительной  власти (государственного  управления) субъектов  Российской Федерации

  Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

  В субъекте РФ устанавливается система  органов исполнительной власти во главе  с высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем  этого высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться  должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с  учетом исторических, национальных и  иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются  президентами, а в других субъектах  РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).

  В большинстве субъектов РФ (а ими  являются края и области) основными  структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные  исполнительные органы государственной  власти (края или области).

  Высшее  должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области)

  возглавляет высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

5. Правовые основы  формирования, организационная  структура аппарата  и штаты государственных  органов исполнительной  власти (органов государственного  управления)

  Правовые  основы формирования государственных  органов исполнительной власти (органов  государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные  правом условия и порядок создания этих органов.

  Правовые  основания формирования государственных  органов исполнительной власти (органов  государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т.д.

  Порядок формирования любых государственных  органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган  не может быть создан без прямого  указания в законодательстве о возможности  формирования именно этого органа.

  Правовые  условия формирования государственных  органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

  Порядок формирования государственных органов  как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в  себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение  источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем  Положении об органе его компетенции  в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной  структуры аппарата и штатов данного  органа.

  Компетенцию органа исполнительной власти реализует  не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим  организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение  аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.

  В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых  видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные  подразделения; 3) функциональные структурные  под разделения; 4) контрольно-надзорные  структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы  подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или  сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

  Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры  аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)»  включает в себя три взаимосвязанные  категории: типовые штаты, штатные  контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой  технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается  численное соотношение между  производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого  персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т.д. в государственных  социально-культурных учреждениях  и на предприятиях). Штатные контингенты  также представляют собой технико-экономические  и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и  его численность по министерству, ведомству, территориальным органам  управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются  и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные  расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой  утвержденный в установленном порядке  руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений  и должностей в аппарате данного  органа, на основе которого устанавливается  должностной оклад и назначается  определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого  органа. Штатное расписание устанавливается  и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.

Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
Деятельность  Российского государства по охране здоровья населения является конституционной  обязанностью и важнейшей функцией государства. В ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальнойи частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культурыи спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487–1 говорится, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.Государственная функция охраны здоровья населения страны включает в себя здравоохранение в широком социально-организационном смысле как деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня здоровья граждан, так и в узком, собственно отраслевом смысле включает в себя систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения.

Номенклатура  учреждений здравоохранения, включает в себя три типа учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения, учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, аптечные учреждения. Каждый тип состоит из нескольких видов учреждений здравоохранения. К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения (областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы, госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы (инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.), центры (наркологический реабилитационный, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.);

2) учреждения здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, патолого-анатомическое бюро, лепрозории, хосписы, центры медицины катастроф (федеральные, региональные, территориальные), центры медицинской профилактикии др.);

3) диспансеры (врачебно-физкультурные, онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и т. д.);

4) амбулаторно-поликлинические учреждения (городские, районные поликлиники, детские поликлиники, специализированные поликлиники (консультативно-диагностические, стоматологические, физиотерапевтические), фельдшерско-акушерские пункты, центры (диагностические, восстановительного лечения для детей, лечебной физкультуры и спортивной медицины и др.), амбулатории, лечебницы);

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови (станции переливания крови, скорой медицинской помощи);

6) учреждения охраны материнства и детства (дома ребенка, женские консультации, молочные кухни, родильные дома и др.);

7) санаторно-курортные учреждения (грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории, санатории-профилактории, детские санатории, оздоровительный лагерь круглогодичного действия и др.);

8) клиники (клиники высшего медицинского образовательного учреждения, клиники медицинской научной организации).

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения  относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К муниципальной системе здравоохранения  относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управленияв сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы  местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

К частной системе здравоохранения  относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частнойсобственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения  входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическимилицами.

 

 Билет 9.

1. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления

1. Система и правовой  статус муниципальных  органов в конституционной  модели местного  самоуправления

  В Российской Федерации, говорится в  ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специальная глава 8, в ряде норм которой закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

  Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти  органы могут наделяться законом  отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых средств, но реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

  Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 133 Конституции РФ, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

  В самых общих чертах конституционная  модель местного самоуправления — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"