Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

 

 

36. Общие правила назначения административных  наказаний.

Общие правила назначения наказания:

1. При назначении  административного наказания физическому  лицу учитываются характер совершенного  им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2. При назначении  административного наказания юридическому  лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

4. Никто не  может нести административную  ответственность дважды за одно  и то же административное правонарушение.

5. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние, добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

6. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за предыдущее правонарушение не истек срок административной наказанности; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера правонарушения это обстоятельство может не признаваться отягчающим).

Эти обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они установлены в качестве квалифицирующего признака.

7. Общее правило: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Исключение: при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего разные составы административных правонарушений, если рассмотрение дел по этим составам подведомственно одному и тому же органу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

8. Давность привлечения к административной ответственности – 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства в некоторых сферах государственного управления (например, таможенного, антимонопольного, валютного, об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться  со дня обнаружения административного  правонарушения.

Наказанность. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания

 

 

 

37. Административная ответственность юридических лиц.

Ст. 10 КоАП РФ закрепляет административную ответственность  юридических лиц. Принципы применения ответственности:

1)если прямо установлена  ответственность в статьях раздела  2 КоАП РФ или законах субъектов  РФ;

2) если специально  не указано в разделах 1, 3, 4, 5, что норма применяется только к юридическому или физическому лицу, то применяется и к юридическому лицу, насколько это применимо.

Юридические лица – понятие более узкое, чем организации, поскольку филиалы, представительства, общественные объединения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не являются юридическими лицами. Существует ряд проблем на практике, т.к. перечисленные организации могут быть субъектами правонарушения, но не будут субъектами административной ответственности. Административное приостановление деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений как наказание применяется к юридическим лицам.

В основе Кодекса лежат  две прямо противоположные концепции, что вызовет серьезные проблемы при применении норм на практике. Речь идет, в частности, о «столкновении» уголовно-правовой концепции публично-правового деликта, лежащего в основе преступления и административного правонарушения (как предшествующего преступлению по вредоносности) и гражданско-правовой теории юридического лица как объединения людей для управления совместным имуществом или достижения иного частноправового интереса.

Эти проблемы состоят  в следующем:

1) проблема вины, установление которой как элемента состава правонарушения обязательно. Ст. 1.5. устанавливает презумпцию невиновности, а ст. 2.1. определяет, что юридическое лицо признается виновным, если оно не приняло все зависящие от него меры, чтобы соблюдать установленные нормы и правила, хотя у него такая возможность была; то есть, вина понимается как гражданско-правовая конструкция «социальной безупречности поведения». (Д.Н. Бахрах посчитал это объективным вменением);

2) соотношение вины  юридических лиц и должностных  лиц. Ответственность одного не исключает ответственности другого, но ведь правонарушение юридического лица не может быть совершено иначе, как действиями физических, чаще всего, должностных лиц. Возникает вопрос о правовой природе этого явления;

3) правопреемство в  отношении административного наказания выглядит достаточно необычно.

Лишение специального права  применяется только к физическим лицам, таким образом, решен вопрос о правовой природе лишения (аннулирования) лицензии – это мера восстановительная, применяемая в судебном порядке. До этого в литературе велись споры.

Индивидуальные  предприниматели несут ответственность по-разному: иногда как должностные лица, иногда как юридические лица.

 

 

38. Дисциплинарная ответственность  по административному праву. Дисциплинарное производство.

Дисциплинарная ответственность – наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

ДО – разновидность  юридической ответственности, в  то же время она является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

-ДО наступает, как  правило, за дисциплинарные проступки,  но в установленных законом  случаях может наступить и  за совершение иных правонарушений. (пример см. стр.517 уч-ка)

-она состоит в применении  карательных санкций – дисциплинарных  взысканий;

-право на ее применение  принадлежит руководителям организаций  – субъектам линейной власти;

-основания и порядок  наступления ДО регулируются  различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут ДО по трудовому и административному праву;

-дисциплинарные взыскания  осуществляются в рамках устойчивых  коллективов, и поэтому среди  них преобладают морально-правовые  санкции (замечание, выговор, предупреждение  о неполном соответствии), и санкции, изменяющие, прекращающие связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение).

-набор дисциплинарных  санкций различен для разных  категорий субъектов постоянных  организационных связей. Так, для  студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение.

Дисциплинарный проступок  – вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого  коллектива и состоящее в нарушении  обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе, а в ряде случаев и нарушении общих запретов.

 

Дисциплинарное производство – это регулируемая правовыми  нормами деятельность субъектов  линейной власти по применению дисциплинарных взысканий.

Можно определить и так: ДП – это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к ДО.

Нормы о ДП  это процессуальная форма, использование которой позволяет  эффективно применять материально-правовые нормы о ДО. ДП – составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действия и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения  к ДО гос-ых служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами.

В ДП можно различить  следующие стадии:

-дисциплинарное разбирательство  (служебное расследование);

-рассмотрение дисциплинарного  дела;

-пересмотр дела;

Исполнение дисциплинарного взыскания.

 

39. Административный процесс: сущность, виды административных производств.  Понятие административной юрисдикции. Проблемы административной юстиции в РФ.

1.Сущность административного  процесса

 

Теоретические разработки проблемы административного процесса в отечественном  правоведении начались в 60-е годы, т.е. сравнительно недавно. Несмотря на большое количество спорных вопросов, в целом можно выделить 2 основных подхода к пониманию административного процесса. 1) широкий; 2) узкий, (юрисдикционный) подход. Эта теоретическая проблема неизбежно предполагает и 2 чисто практических пути кодификации административно - процессуального законодательства.

До изложения этих дискуссионных вопросов – общее  понятие процесса (любого, не только юридического).

Общее понятие процесса. В самом широком смысле слова процесс - это определенная последовательность операций, явлений, система действий, движений, для которой характерны упорядоченность, взаимосвязь динамических актов. Процесс развертывается во времени, образующие его действия в определенном порядке следуют одно за другим. В зависимости от вида движения материи различают процессы социальные, биологические, химические, физические. Т.о., юридический процесс - разновидность социального процесса.

Особенность административного процесса – он является разновидностью и юридического, и управленческого процесса. Стадии управленческого процесса: сбор и обработка информации, принятие управленческого решения, реализация решения, контроль.

Юридическое понятие процесса. В юриспруденции существует традиционное понимание процесса. Например, уголовный процесс, гражданский процесс, в которых реализуется такая форма (вид) государственной деятельности, как правосудие. В этом смысле, процесс - определенный порядок, процедура действий суда (судьи) в целях осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам. Этот процесс имеет юридическое значение и юридические последствия. Поскольку судьи (суды) осуществляют и административное судопроизводство, следовательно, это может быть названо административным процессом.

Вместе с тем, существует и определенная деятельность по разрешению дел в органах исполнительной власти – это тоже административный процесс. Так же как посредством законотворческого процесса реализуется деятельность законодательной власти, посредством уголовного и гражданского процесса реализуется судебная власть (правосудие), точно так же посредством административного процесса реализуется деятельность исполнительной власти, а в соответствии с положениями Конституции РФ – и судебная власть.

Таким образом, формы (виды) государственной деятельности выступают как первооснова деления процесса (как общего явления) на виды, т.е. разновидности. Но в административном процессе реализуется и исполнительная власть, и судебная (в виде административного судопроизводства).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"