Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Общие черты любого вида юридического процесса:

1. Процесс - это не любая деятельность, а исключительно юридическая, поскольку это - выражение формы деятельности государства;

2. Главное назначение  процесса - обеспечить реализацию материальных правовых норм различных отраслей права, значит, каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.

3. Сам этот процессуальный порядок установлен специальными юридическими правилами - процессуальными нормами права (гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными).

В ходе осуществления  процесса возникают процессуальные отношения - самостоятельный вид правовых отношений. Для их возникновения необходимо наличие 4-х обстоятельств: а) норм материального права; б) норм процессуального права; в) правосубъектности; г) юридических фактов (роль которых выполняют материальные правоотношения).

Это юридически-результативная деятельность. Не всякая деятельность исполнительной власти влечет юридические результаты, т.е. является административным процессом, а только та, которая направлена на порождение юридически значимого результата.

У этого широкого подхода к определению административного процесса есть 2 направления:

- первое - связано с пониманием процесса как «позитивного» порядка разрешения конкретно-индивидуальных дел (т.е., это правоприменительная деятельность);

- второе - административный процесс связан не только с разрешением дел, т.е. правоприменением, но в административном процессе реализуется и правотворческая (правоустановительная, правоучредительная) деятельность. Учредительная деятельность связана с формированием государственных органов. Сторонники этой позиции - ученые Воронежского университета, а также Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А..

Особое место среди  сторонников широкого понимания  процесса занимает В.Д. Сорокин, (автор первого советского учебника по административно-процессуальному праву), он относит к процессу, в первую очередь, не разрешение конкретно-индивидуальных дел, как это традиционно делают все другие, а все виды действий в государственном управлении, совершаемые в определенном порядке, в том числе, принятие нормативных актов.

Компромиссный подход. Ю.М. Козлов, анализируя данную дискуссию и подводя итог, предлагает объединить спорные моменты.

Во-первых, назвать все  виды процессуальной деятельности в  государственном управлении административным процессом, рассматривая его как порядок правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Во-вторых, выделить 2 варианта (2 вида) административного процесса:

а) административно-процедурный;

б) административно-юрисдикционный.

И далее он отмечает общие  черты любого вида административного процесса:

а) преимущественно внесудебный  порядок;

б) индивидуальный характер дел;

в) регламентация различных  видов процедур в одном акте.

Различия между этими  видами процесса:

- наличие или отсутствие  административно-правового спора (спор о праве администрации, например, в заявлении гражданина нет спора, в жалобе - есть.).

- правовая оценка поведения участников управленческих отношений (при юрисдикционном процессе обязательна правовая оценка поведения участников, при процедурном - может отсутствовать. Комментарий - это спорно, поскольку при разрешительной и регистрационной процедуре спора нет, но оценка есть).

- назначение процессуальной деятельности – это рассмотрение индивидуального дела, как правило, в процедурном виде, хотя может и не быть (например, делопроизводство).

- в юрисдикционном  процессе - результатом является применение ответственности.

- отсутствие или наличие детальной регламентации (это тоже может быть спорно, поскольку связано с незавершенностью законодательства).

 

Суть административного процесса заключается в том, что реально  административно-правовые отношения  всегда воспринимаются как процессуальные.

 

 

Специфические черты административного процесса:

1. Связь с государственным управлением. В содержание процесса вкладывается не вся деятельность органов исполнительной власти, а лишь ее определенная часть, которая требует правовой формы своей реализации.

В.Д. Сорокин называет это – юридическая форма реализации исполнительной (ветви) власти, т.е., административный процесс имеет ярко выраженную управленческую природу; в ней выделяются:

а) государственно-властная составляющая; процесс связан с деятельностью субъектов, обладающих государственно-властными полномочиями в области государственного управления;

б) управленческая составляющая (это управленческий процесс).

2. Связь с административным материальным правом, которая выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса происходит разрешение индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. В этом смысле процесс является одновременно выражением управленческой деятельности и формой реализации норм административного права (и др. отраслей права - финансовое, земельное, трудовое). Применение этих норм происходит в порядке, урегулированном нормами административно-процессуального права; вне правовой нормы процесс не существует. Особенность: административный процесс, как уголовный и гражданский, «обслуживает», обеспечивает реализацию материальных норм не только административного права, но и ряда других отраслей, это обусловливает самостоятельность административно-процессуального права как отрасли (В.Д. Сорокин). Кроме того, Конституция РФ содержит указание на административное и административно-процессуальное законодательство.

3. Административный процесс - это деятельность, в ходе которой возникают административно-процессуальные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

4. Административный процесс  – это деятельность, направленная  на порождение (достижение) юридического результата.

 

2. Принципы административного  процесса

 

Как форма правленческой  деятельности административный процесс  в первую очередь базируется на основных принципах государственного управления. В то же время эти принципы, сохраняя свои общие свойства, находят и особое проявление в административном процессе, что позволяет определить свою собственную систему принципов административного процесса.

В нее включают:

1. Принцип законности;

2. Принцип охраны интересов  государства и личности в процессе;

3. Принцип быстроты  процесса;

4. Принцип гласности  процесса;

5. Принцип процессуального  равенства сторон;

6. Принцип национального  языка;

7. Принцип самостоятельности  органа в принятии решения;

8. Принцип двухступенчатости  процесса;

9. Принцип материальной истины;

10. Принцип ответственности  должностных лиц за ненадлежащее  ведение процесса;

11. Принцип активности  правоприменяющего органа.

Другие ученые называют и иные принципы: принцип заинтересованности граждан РФ в надлежащем осуществлении и результатах административного процесса (И.Ш. Килясханов), принцип доступности процесса сторонам, принцип экономичности процесса. Можно выделять принципы, присущие административному процессу вообще (например, принцип национального языка), и принципы отдельных производств (например, презумпция невиновности). В литературе выделяют также принципы процесса, обусловленные его принадлежностью к государственному управлению, и принципы юридического процесса.

Принцип законности, который закреплен в Конституции РФ, законах о государственной службе, о милиции, КоАП РФ и т.д., требует надлежащего применения надлежащих правовых норм надлежащими (компетентными) органами. Иными словами, каждый государственный орган, который уполномочен государством осуществлять от его имени государственно-властную деятельность, может действовать только в пределах своей компетенции. В случае нарушения этого принципа вступает в действие институт обжалования и опротестования.

Принцип охраны интересов государства и личности в административном процессе направлен, прежде всего, против различных проявлений формализма и бюрократизма в административном процессе. С одной стороны, он обусловлен самой сущностью государственного управления, назначением деятельности государственных органов - они призваны последовательно проводить в жизнь интересы государства и обязаны также следить за надлежащим использованием гражданами своих прав и интересов. С другой стороны, они должны руководствоваться принципом приоритета прав и законных интересов граждан и обязанности органов (служащих) их соблюдать и защищать, закрепленным в большинстве актов, регулирующих взаимоотношения органов и граждан (Закон о милиции, Законы о государственной и муниципальной службе и т.д.), этот принцип находит отражение и в соответствующих положениях ГПК РФ о возложении бремени доказывания законности обжалуемого (опротестованного) акта на органы государства (в спорах, вытекающих из публичных правоотношений)

С этим принципом тесно  связана презумпция невиновности, предусмотренная КоАП РФ.

А.Ю. Якимов расшифровывает этот принцип (для административно-юрисдикционного процесса) следующим образом: а) обеспечение гарантий неприкосновенности личности; б) принцип охраны чести и достоинства личности; в) принцип обеспечения права на защиту.

Принцип гласности (публичности) процесса - имеет две стороны.

Во-первых, он предполагает ознакомление публики с решением тех или иных вопросов компетентными органами, как это предусмотрено в законодательстве, детализирующем конституционное право на получение информации (для административно-процедурного, позитивного процесса).

Во-вторых, принцип гласности обеспечивает возможность сторонам в административном процессе беспрепятственно знакомиться со всеми материалами, документами, доказательствами и т.д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел (для административно-юрисдикционного процесса).

Дискуссии: с одной стороны, принцип публичности отражает интересы общества, больших групп людей, имеющих право на информацию, с другой стороны, Конституция РФ предусматривает право гражданина на обеспечение тайны частной жизни. Имеет ли гражданин право на сохранение в тайне административного или дисциплинарного наказания? Предыдущий КоАП РСФСР предусматривал доведение до сведения администрации или общественной организации сведений о правонарушении, некоторые дела рассматривались (и сейчас рассматриваются с участием представителей общественности). Современное законодательство предусматривает закрытость подобной информации только относительно несовершеннолетних.

Принцип материальной истины - означает такое разбирательство, которое в итоге должно дать представление об истине, т.е. представление о подлинном положении вещей. Этот принцип предполагает, что орган, рассматривающий дело, должен использовать все возможности для привлечения доказательств по делу, учесть их и правильно оценить, логически осмыслить и придти к правильному выводу. Традиционно этот принцип провозглашается в любом юрисдикционном процессе. Однако он действует и для позитивного процесса, например, производства по рассмотрению обращений граждан.

Принцип равенства (и принцип состязательности) сторон в административном процессе вытекает из общего конституционного принципа равноправия граждан и означает, что на каждого гражданина, на каждое должностное лицо положения закона распространяются в равной степени. Этот принцип находит свою реализацию и в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей. Ст. 1.4 КоАП РФ вводит элементы принципа состязательности, например, потерпевший и его представитель также могут заявлять ходатайства, представлять доказательства и т.д.

Осуществление процесса на национальном языке (принцип  государственного языка) - этот принцип вытекает из принципа равноправия. Участникам административного процесса обеспечивается право выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Принцип быстроты процесса - является следствием оперативности как характерной черты государственного управления. Действующее законодательство устанавливает точные сроки, в которые должен быть решен то или иной вопрос.

Принцип двухступенчатости  административного процесса - это такое правило, согласно которому участники разбирательства могут обжаловать любое первичное действие органа исполнительной или судебной власти или должностного лица, рассматривающего данное дело. Иными словами, обжалованию подлежит решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию - вышестоящий орган или суд.

Принцип ответственности  должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - нарушение установленного порядка разрешения индивидуальных дел влечет в отношении должностных лиц дисциплинарную ответственность. Если же этими действиями причинен существенный вред, то они могут влечь уголовную ответственность.

Принцип экономичности административного процесса проявляется в сравнительно небольших материальных и организационных затратах на его ведение. Штат специальных служащих, занимающихся рассмотрением обращений граждан в государственные органы, невелик. Коллегиальные органы, например, административные комиссии, состоят из муниципальных служащих и представителей общественности.

От граждан не требуется  специальных затрат - государственной пошлины или какой-либо платы за ведение процесса.

3. Структура административного  процесса. Виды административных производств

 

Структура процесса – это совокупность (система) производств. Этот подход соответствует широкому пониманию процесса. Узкое понимание процесса – в позитивной деятельности осуществляются процедуры различных видов, а производства – только юрисдикционные. Таким образом, классификация зависит от того смысла, который вкладывается авторами в понятие процесса.

Но: КоАП РФ производством  называет конкретный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект административно-процессуального кодекса, разработанный по инициативе Верховного Суда РФ, исходит из традиционного понимания: процесс – это судопроизводство по гражданским, уголовным или административным делам.

Виды производств выделяются в зависимости от позиции авторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"